Бихевиоризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:34, реферат

Описание работы

Это направление в психологии возникло в начале ХХ века. В тот, момент, когда психология переживала серьезный методологический кризис, который был вызван отсутствием объективных методов исследования психики. Предложенные функциональной психологией, структурализмом или Вюрцбургской школой методы при более пристальном рассмотрении оказывались далекими от объективности, что доказывалось и теми разногласиями, которые возникали при обсуждении полученных результатов.

Файлы: 1 файл

бихевиоризм.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

1. Бихевиоризм - первое направление в истории развития психологии, которое предложило научные методы исследования поведения человека.

Это направление в  психологии возникло в начале ХХ века. В тот, момент, когда психология переживала серьезный методологический кризис, который был вызван отсутствием объективных методов исследования психики. Предложенные функциональной психологией, структурализмом или Вюрцбургской школой методы при более пристальном рассмотрении оказывались далекими от объективности, что доказывалось и теми разногласиями, которые возникали при обсуждении полученных результатов.

Разные научные интересы, методологические принципы и социальная ситуация, в которой творили ученые первых десятилетий XX в., не позволяли  прийти к общему пониманию целей, предмета психологии и ее методов.

Вследствие этих причин в 20-е годы ХХ столетия психология разделилась  на отдельные ветви, развивающие  и отстаивающие свои концептуальные линии содержания и структуры  психики. В тот момент появились  три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.

Бихевиоризм, используя  эксперимент и наблюдение, изучает  поведение.

Гештальт, применяя новые  методы, разработанные по аналогии с методами изучения физического поля, исследует структуры поля психического.

Глубинная психология при  помощи психоанализа вникает в бессознательные  структуры психики.

 

 Первый этап развития  бихевиоризма (Д. Уотсон, Э. Торндайк)

 

Основателем бихевиористской концепции является Д. Уотсон. Уотсон делала акцент на видимом поведении, он считал, что видимое поведение, а не внутренний опыт, является надежным источником информации. Эта сосредоточенность на видимых событиях было не чем иным как реакцией в противовес акценту структуралистов на интроспекцию. Бихевиористы также подчеркивали важность окружающей среды в формировании поведения личности. Они в первую очередь рассматривали связи между видимым поведением и стимулами от окружающей среды.

Большое влияние на бихевиористское движение оказали работы физиолога И.П. Павлова. В своем широко известном исследовании Павлов звенел колокольчиком каждый раз, когда давал собаке еду. Пасть собаки наполнялась слюной, когда животное чувствовало запах пищи. После того, как Павлов повторял эту процедуру много раз, у собаки начинала выделяться слюна, когда животное слышало звук колокольчика, даже если ей не давали еды. Этот эксперимент показал, что рефлекс, например, наполнение слюной, может начать ассоциироваться с каким-либо стимулом, отличным от того, что вызывал его вначале, в данном случае, со звуком колокольчика вместо запаха пищи. Процесс научения, посредством которого реакция начинает ассоциироваться с новым стимулом, называется психологической обработкой с использованием условных рефлексов.

Уотсон и другие бихевиористы осознавали, что поведение человека также может быть изменено с помощью  условных рефлексов. Более того, Уоатсон  считал, что у человека можно вызвать  почти любую реакцию путем  изменения окружающей среды.

Как уже было сказано, бихевиоризм сделал предметом своего исследования поведение, с чем связано  и новое название психологии (behavior - поведение). При этом под поведением понималась объективно наблюдаемая  система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Такое изменение предмета исследования объяснялось задачей сделать психологию объективной наукой. Это стремление отвечало духу времени и стало причиной того методологического кризиса психологии, о котором уже говорилось выше. Уотсон выдвинул идею о необходимости пересмотреть задачи психологии, которая не может ставить перед собой цель стать объективной и экспериментальной наукой, не имея объективного метода исследования основного предмета. По мнению Уотсона, необходимо пересмотреть этот предмет, заменив его тем, который будет связан с психической сферой человека и одновременно доступен объективному наблюдению и экспериментальному исследованию. Именно таким предметом и служит поведение, которое, как доказали в своих работах А. Бэн, Г. Спенсер, И.М. Сеченов и другие ученые, является такой же составляющей психики, как сознание. Следуя этим теориям, Уотсон доказывал, что поведение представляет собой единственный объект, доступный изучению, а потому психология должна исключить сознание из своего предмета, оставив в нем только поведение.

Анализ структуры и  генезиса поведения, факторов, которые  помогают и препятствуют становлению  связей между стимулом (S) и реакцией (R), стал центральным для бихевиоризма.

Идея о том, что в  основе развития поведения лежит формирование все новых связей между стимулами и реакциями, привела бихевиористов к убеждению, что ведущим фактором в процессе генезиса является социальный, окружающая среда. Этот подход, названный социогенетическим (в отличие от биогенетического, в котором ведущим фактором выступает наследственность), получил наиболее полное воплощение именно в классическом бихевиоризме. Таким образом, формирование психики, содержания сознания происходит в процессе жизни человека под влиянием той информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. Значит, адаптация в этой школе, как и в функционализме, является главной детерминантой, определяющей направление психического развития.

Само психическое развитие, таким образом, отождествляется  с научением, т. е. с любым приобретением  знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно.

Работы Торндайка и  Уотсона положили начало большому количеству экспериментов, изучающих различные  аспекты формирования поведения. Эти  исследования показали, что нельзя объяснить всю психическую жизнь  исходя из схемы S —> R, невозможно совершенно не учитывать внутреннее состояние живого существа. Это привело к модификации классического бихевиоризма и появлению так называемого необихевиоризма.

 

Второй этап развития – НЕОБИХЕВИОРИЗМ

 

В 30-е годы наряду с  ортодоксальной линией развития выделилась линия развития необихевиоризма, связанная в первую очередь с именами Э. Толмена, К. Халла и отмеченная усложнением традиционной бихевиористской схемы S—R за счет введения промежуточных переменных1.

 

Таблица : Основные теории бихевиоризма

Ученый 

Предмет и задачи исследования

Основные результаты

Э. Торндайк

Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем  анализа способов решения задачи в проблемном ящике

Законы образования  коннекции (связи), т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок

Д. Уотсон

Изучение поведения, анализ его формирования путем образования  связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи

Доказательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание

Э. Толмен

Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостного, молярного подхода к  проблеме поведения 

Внутренняя переменная, опосредующая связь S-R, понятие о  когнитивных картах и латентном  обучении

К. Халл

Формирование гипотетико-дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу  факторов, влияющих на характер связи S-R

Понятие первичного и  вторичного подкрепления, закон редукции напряжения

Б. Скиннер 

Разработка методов  целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения

Законы оперантного  обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения 

Д. Мид 

Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я» 

Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении «Я»

А. Бандура 

Исследование социального  научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения 

Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения


2. Гештальтпсихология. Основные направления исследования.

В США – бихевиоризм  как "бунт" против старой психологии, в Германии – Г. как то же самое. Ядром Г. стали Вертхаймер, Келер, Коффка. Источниками идей – опыты Вертхаймера 1912 года по дифференциации человеком световых вспышек и опыты Э. Рубина. Опыты Вертхаймера: при интервале более 200 миллисекунд два раздражителя воспринимались раздельно, как следующие друг за другом, при интервале менее 30 миллисекунд – одновременно; при интервале около 60 миллисекунд возникало восприятие движения. Результаты опытов были изложены в статье "Экспериментальные исследования видимого движения", от которой и ведется отсчет Г. Вертхаймер назвал открытое явление "фи-феноменом" и утверждал, что "фи-феномен" не сводится к сумме ощущений от раздражения сперва одних пунктов сетчатки, а затем других. Это позволило утверждать, что в составе сознания есть целостные образы, неразложимые на сенсорные первоэлементы. Эти образы получили название гештальтов как целостных структур, в принципе не выводимых из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Свойства частей гештальтов определяются структурой общего. Соответственно, был выведен основной постулат: первичными данными психологич. исследований должны стать не отдельные "кирпичики", не сводимые в целое, а гештальты как целостные структуры сознания. Опыта Рубина: "фигура и окно" (фигура объекта воспринимается как выделенное замкнутое целое, а фон простирается позади). Вторым основанием создания Г. было стремление строить психологическое знание по типу физико-математического. 

Методом исследования в  Г. был признан феноменологический вариант интроспекции: позиция "наивного" наблюдателя, не отягченного предвзятыми представлениями. Особое внимание в Г. уделялось проблеме психического развития ребенка. Гештальтисты считали, что ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, является восприятие. Поэтому восприятие много исследовалось в Г. Также много исследовалось и мышление, развитие которого также основывалось на восприятии. Развитие гештальтов в процессе общего развития психики идет от общего и смутного восприятия гештальта к его детализации и четкости. Так же и в сфере интеллекта: обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс "переструктурированием гештальта" и считал, что он происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта. Для того, чтобы подчеркнуть мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, Келер дал этому моменту переструктурирования на звание "инсайт", т.е. озарение. Понятие инсайта стало ключевым в гештальт-психологии. Ему был придан универсальный характер. 20-е годы ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальт-психологии. Они касались главным образом процессов восприятия, притом зрительного. Было предложено множество законов гештальта (их насчитывали 114). К ним, в частности, относились "фигура и фон", "транспозиция" (реакция не на отдельные раздражители, а на их соотношение), "прегнантность" (тенденция воспринимаемого образа принять законченную и "хорошую" форму ("хорошей" считалась целостная фигура, которую невозможно сделать более простой или более упорядоченной). Идеи гештальтизма существенно повлияли на преобразование первоначальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, который стал складываться на рубеже 30-х годов. Основной же проблемой стало то, что главная объяснительная схема гештальтистов оказалась квазидетерминистской, лишь по видимости напоминающей принципы естественных наук, близостью к которым своих построений гештальтисты особенно гордились. Аналогия с физикой ничуть не расширяла возможности причинного объяснения психических явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.«Теория поля» К. Левина

Одним из учеников Вертгеймера  Куртом Левиным (1890—1947) была создана  «теория поля», которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг к другу.

К. Левин считал, что психология должна объяснять психические явления  прежде всего в категориях «отношений», а не изолированных «вещей». В отличие от концепций гештальт-психологии в теории Левина анализируются не только восприятия и образы субъекта, но и его взаимоотношения с непосредственным окружением. Для Левина «поле» — это структура, в которой совершается поведение».

Поведение рассматривается  как функция личности и среды. «Индивид действует в определенной среде. Одни ее районы притягивают, другие отталкивают». Это качество объектов Левин назвал валентностью, которая  может быть положительной и отрицательной. «Валентный район» является центром силового поля. При позитивной валентности все силы устремляются к этому району, при негативной — от него. Среда заряжена «плюсами» и «минусами», направляющими «локомоции» личности (ее приспособительную активность — авт.). Что касается самой личности, то она представлена в концепции Левина в виде «систем напряжения».

К заслугам К. Левина относят  глубокое экспериментальное исследование мотивационной стороны поведения  людей. В то же время отмечают, что  в его концепции мотивация  рассматривается во многом изолированно от других сторон поведения человека, а «нерасчлененность в его учении категорий образа и мотива привела к субъективации внешней среды поведения».

В дальнейшем, эмигрировав  из фашистской Германии в США, Курт Левин занялся изучением проблемы межличностных отношений, а также анализом таких проблем, как стили руководства коллективом, типы конфликтов, способы их разрешения и т.п. Все эти проблемы имеют прямое отношение к психологии и этике делового общения.

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля". Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.

Информация о работе Бихевиоризм