Бихевиоризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:51, реферат

Описание работы

Бихевиоризм (от англ. bihaviour — поведение) — крупное психологическое направление XX в. «Манифестом» бихевиоризма считается статья его основателя, американского психолога Дж. Уотсона, «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913), однако предпосылки возникновения Б. складывались задолго до нее.

Файлы: 1 файл

Бихевиориз1.docx

— 13.28 Кб (Скачать файл)

Бихевиоризм (от англ. bihaviour —  поведение) — крупное психологическое  направление XX в. «Манифестом» бихевиоризма считается статья его основателя, американского психолога Дж. Уотсона, «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913), однако предпосылки возникновения  Б. складывались задолго до нее. Таковыми являлись: требования практики, которым  не могла удовлетворить «академическая»  интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву  в США, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.), физиологические  и психологические идеи русских  ученых (И. П. Павлов, В. М. Бехтерев).

 

Б. отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать  таковым поведение индивида (животного  и человека) от рождения до смерти. К  поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в  т.ч. отдельных его органов) на внешние  воздействия (стимулы), которые можно  объективно зафиксировать невооруженным  глазом либо с помощью специальных  приборов. Единицей анализа поведения, т.о., объявляется конкретная связь  стимула (S) и реакции (R). В области  методологии Б. отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах  и предлагает метод объективного наблюдения и эксперимента, в которых  исследуется связь S — R, с целью  предсказания поведения субъекта и  «управления» им. Психические процессы рассматриваются Дж. Уотсоном исключительно  в рамках этой схемы.

 

Все реакции Уотсон делит  на наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические  реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение  и т.п.). Развитие поведения заключается  в приобретении новых реакций  на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются  с другими, условными (обусловливание), и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие  реакции. Так, напр., эмоцию страха (замирание  на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у  младенца всего два безусловных  стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать этот стимул с другим (напр., показом белого пушистого  кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ  кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются  в опыте друг с другом, и образуются сложные системы реакций (привычки, память).

 

Другое основание классификации  реакций — степень их «скрытости», т.е. доступности для простого наблюдения — внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) — или же для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных  приборов — внутренние реакции (речевое  мышление рассматривается, напр., как  речь при скрытых мускульных движениях; к внутренним реакциям относятся  также физиологические и химические изменения в организме как  реакция на определенные стимулы).

 

При этом Б. не интересуется сутью собственно физиологических  процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые  невозможно, с точки зрения бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, — с другой. Явный механицизм Б. в понимании поведения и неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (Б. не отрицал наличия понимаемого т. о. сознания — он не считал его предметом научного исследования) сразу же вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальтпсихологов,  психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма. Представители последнего стали «вставлять» в схему S — R «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др.), т.е. ревизовать основные положения Б. Вместе с тем в концепции оперантного бихевиоризма Б. Скиннера начиная с 30-х гг. XX в. возрождаются и даже усиливаются постулаты классического Б.

 

До 60-х гг. XX в. Б. и необихевиоризм занимали господствующее положение  среди концепций американской психологии, оказав значительное влияние на формы  и приемы терапии (бихевиоральная терапия), социально-психологические концепции (А. Бандура. Д. Тибо, Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное  обучение), психологию рекламы и  т.п. Вместе с тем явный механицизм Б., игнорирование социально-исторической обусловленности человеческого  сознания и поведения, отождествление управления поведением личности с манипулированием ею вызвали критику в иных психологических  концепциях, в частности в деятельностном подходе, в гуманистической и  когнитивной психологии и др.


Информация о работе Бихевиоризм