Биография и труды Климова Евгения Александровича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 06:34, реферат

Описание работы

В данной работе в сжатом виде рассмотрены биография, область научных интересов и наиболее важные труды Климова Е.А
Е.А.Климов – действительный член Российской академии образования (избран как действительный член Академии педагогических наук СССР в 1985 г., как член-корреспондент – в 1974 г.), академик Международной академии психологических наук (1993), академик Международной академии акмеологических наук (1993), академик Международной академии информатизации (1994).

Файлы: 1 файл

Климов Е.А..docx

— 17.64 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ                                                                                                                          

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 

  
 

      Реферат по теме: «Климов Евгений Александрович»

      По дисциплине: «Организация самостоятельной деятельности студентов» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                              студент гр. ПС-33  Савин Е.Е.

Проверил:                                                       доцент Гапанович-Кайдалова Е.В.                      
 

                                                   Гомель 2010 

Биография

Евгений Александрович  Климов родился 11 июня 1930 г. в селе Вятские Поляны Кировской области, окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета (1953 г.). Начал трудовую деятельность в 1944 г. (слесарь на Вятско-Полянском заводе № 367 - «Молот», ныне – «Машиностроительный завод»). В 1953-1968 годах занимался научно-преподавательской работой на кафедре педагогики и психологии Казанского университета. Одновременно (с 1953 по 1956 г.) преподавал логику и психологию в средней школе № 1 Казанской железной дороги; в 1959-1964 г. был научным руководителем Казанского филиала лаборатории профессиональной педагогики Центрального учебно-методического кабинета профтехучилищ. В 1968-1976 гг. – заведовал отделом психологии труда ВНИИ Профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде. В 1976-1980 годах - профессор кафедры психологии Ленинградского государственного педагогического института имени А.И.Герцена (ныне – Российский государственный педагогический университет).В 1980 г. приглашен работать на факультет психологии Московского университета. Евгений Александрович Климов - ведущий специалист в области психологии труда, доктор психологических наук (с 1969), профессор (с 1970), заведующий лабораторией психологии профессий и конфликта факультета психологии МГУ (с 1992 г.); декан факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (с 1986 по 2000 г.), заведовал кафедрой психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ (1983 – 2003).

Е.А.Климов –  действительный член Российской академии образования (избран как действительный член Академии педагогических наук СССР в 1985 г., как член-корреспондент –  в 1974 г.), академик Международной академии психологических наук (1993), академик Международной академии акмеологических наук (1993), академик Международной академии информатизации (1994). 
 
 
 
 

Области научных  интересов

Области научных  интересов Е.А.Климова связаны  с разными проблемами психологии, среди них: дифференциальная психология, проблема индивидуального стиля  деятельности, педагогическая психология и профессиональная педагогика, психологическое профессиоведение, психология профориентации и профессионального самоопределения, психология становления профессионала, проблемы теории, истории и методологии психологии труда, психология профессионального сознания и самосознания человека как субъекта труда. Тема кандидатской диссертации - «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов» (Казань, 1959), диссертация защищена под руководством профессора В.С.Мерлина; тема докторской диссертации «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта» (Л., 1969). Е.А.Климовым опубликовано 320 работ, в том числе, более 30 учебных пособий и учебников по психолого-педагогическим вопросам; наиболее важные среди них: «Как выбирать профессию?» (1984); «Введение в психологию труда» (1988; 1998; 2004); «История психологии труда в России» (в соавт., 1992); «Основы психологии» (1997); «Психология. Учебник для средней школы» (1997); «Общая психология» (1999); «Образ мира в разнотипных профессиях» (1995); «Психология профессионального самоопределения» (1996); «Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект)» (2001); «Профессии научных работников: Учеб. Пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников» (2005); «Для тех, кто не полюбил… математику. В помощь старшим школьникам, молодежи на этапах выбора профессии и профессионального становления. Уч. пособие» (2005); «О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд). Уч. пособие» (2006) и др 
 
 
 
 

Труды

«Введение в  психологию труда»

В работе освещается своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях, обсуждаются пути и способы установления наилучшего соответствия объективных  требований профессии и личных качеств, рассматриваются вопросы группового субъекта труда, акцентированы проблемы развития и воспитания субъекта труда.

«История о  психологии труда в России» (в  соавторстве с Носковой О.Г.)

В пособии рассматривается  система психологических представлений  о труде и трудящемся, реконструированная на основе памятников материальной и  духовной культуры нашего народа в  разные периоды его истории (Древняя  Русь и средневековье, XVII, XVIII, XIX вв., начало XX в.). Материал впервые освещается с историко-психологических позиций и существенно дополняет и отчасти меняет сложившиеся взгляды на возникновение и развитие российской и советской психологии труда и смежных отраслей психологии.

«Основы психологии»

Любого специалиста  ожидают ситуации, когда ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить). Не менее важно  также хорошее регулирование  собственного внутреннего мира и  самосовершенствование на научной  основе. Задачи такого рода не решимы без учета фактов, закономерностей душевной деятельности (психики). Данное пособие даст необходимую психологическую грамотность будущим специалистам (непсихологам). Он также рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию.

«Образ мира в разнотипных профессиях»

Материалы психологии труда ориентированные на «информационное  обеспечение систем профессионального  образования, руководство выбором  профессии и консультативную  психологическую помощь при вынужденной  перемене характера труда». А также  активность начинающих специалистов в  поисках путей профессионального  развития. 

Рассматриваются общие вопросы дифференциальной психологии профессий, примеры анализа  менталитета разнотипных профессионалов. Предложены учебные упражнения и примерные «темы и направления поисков в обсуждаемой области».

«Психология профессионального  самоопределения»

В учебном пособии  раскрывается проблематика профессионального  самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства  выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных  профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются  вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

«Профессии научных  работников: Учебное пособие для  профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников»

Цель данного  издания — помочь читателю cориентироваться в мире профессий работников науки. В нем рассказывается о науке как особой сфере труда, о том, какие специальности существуют внутри научной деятельности, какой тип человека им соответствует, какие черты характера и наклонности способствуют успешному профессиональному продвижению в науке. Предлагается своеобразная игра, в ходе которой «примеряются» возможные варианты профессии в сфере науки, в результате каждый читатель сможет определить, какой тип профессий ему наиболее подходит.Издание обращено к старшеклассникам. Оно может оказаться полезным и всем тем, кто помогает молодежи определить свой профессиональный жизненный путь (родителям, педагогам, психологам, социальным работникам). 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Евгений Александрович  Климов - ведущий специалист в области  психологии труда, доктор психологических  наук (с 1969), профессор (с 1970), заведующий лабораторией психологии профессий  и конфликта факультета психологии МГУ (с 1992 г.); декан факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (с 1986 по 2000 г.), заведовал кафедрой психологии труда  и инженерной психологии факультета психологии МГУ (1983 – 2003). Е.А.Климов – действительный член Российской академии образования (избран как действительный член Академии педагогических наук СССР в 1985 г., как член-корреспондент – в 1974 г.), академик Международной академии психологических наук (1993), академик Международной академии акмеологических наук (1993), академик Международной академии информатизации (1994). Является членом редколлегий почти десятка психологических журналов. Деятельность Климова отмечена правительственными наградами 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

www.psy.msu.ru


Информация о работе Биография и труды Климова Евгения Александровича