Благотворительность как феномен общественного сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность такого общественного феномена как благотворительность не подлежит сомнению. В современной России 14,9% населения пребывает за чертой бедности. Согласно данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России за первое полугодие 2011 года составила 21,1 млн человек, в то время как за тот же период прошлого года показатель составлял 19,1 млн человек[17]. Очевиден рост количества социально необеспеченных граждан, и, следовательно, очевидна необходимость изменения данной ситуации.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.96 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Актуальность такого общественного  феномена как благотворительность не подлежит сомнению. В современной России 14,9% населения пребывает за чертой бедности. Согласно данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России за первое полугодие 2011 года составила 21,1 млн человек, в то время как за тот же период прошлого года показатель составлял 19,1 млн человек[17]. Очевиден рост количества социально необеспеченных граждан, и, следовательно, очевидна необходимость изменения данной ситуации. Благотворительная деятельность имеет свои глубинные корни и традиции в истории России. На протяжении многих веков развивалась и совершенствовалась система поддержки неимущих людей. Впервые термин благотворительность в научной литературе встречается у Н.М. Карамзина. Активное его использование начинается во второй половине XIX века. Под благотворительностью в духовном смысле понимали проявление участия и сострадания к согражданам, в материальном плане - негосударственную форму поддержки нуждающихся.

Благотворительность прошла долгий путь становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Ценность этой сферы деятельности особенно заметно при появлении негативных общественных тенденций: снижения уровня жизни, безработицы, падения уровня рождаемости, распада института семьи и брака и т.д.

В последние годы развитие благотворительности в российском обществе становится одним из важнейших  приоритетов социальной политики. 2006 год был объявлен «годом благотворительности». Это обусловлено в первую очередь состоянием общества. Проблема формирования института благотворительности резко обостряется в кризисные периоды, когда для определенной части общества безвозмездная материальная помощь становится единственным условием выживания. Значимость проблемы развития благотворительного движения определяется социальными условиями. Российское общество на данный момент нуждается в создании работоспособных благотворительных фондов по всей территории страны.

Поддержка должна оказываться  не только инвалидам, мигрантам или безработным, но и другим социальным группам, которые не смогли пока  адаптироваться к условиям рыночных отношений. Поэтому необходим поиск ресурсов благотворительной деятельности, создание условий, способствующих развитию данного социально-культурного феномена.

Изучение феномена благотворительности  играет важную роль как для теоретического обобщения данных, так и для практического их использования. Сегодня происходит возрождение как государственной, так и частной благотворительной помощи нуждающимся людям.

Данная тема в различных  ее проявлениях изучается уже  продолжительное время. Дореволюционные  исследования носят поверхностный  характер и уделяют основное внимание государственной и церковной  благотворительности и благотворительным  обществам, членами которых являлись представители императорской семьи.

Советский период характеризуется  практически полным отсутствием  исследований данной проблемы.

На данный момент благотворительность  как общественное явление изучается  всесторонне: в контексте исторической науки, психологи, социологии и т.д.

Начиная с 90-х годов XX века вопрос благотворительности вызывает большой интерес исследователей. Публикуются работы, в которых дается характеристика и классификация основных этапов и особенностей развития благотворительности в России.

Объект данного исследования - благотворительность как социальный феномен.

Предмет – благотворительность в повседневной жизни граждан России.

Цель исследования: изучить исторический феномен благотворительной деятельности в России.

Задачи:

1. Рассмотреть благотворительность как социально - исторический феномен.

2.Выявить культурные предпосылки и духовно-нравственную основу благотворительности.

3. Рассмотреть виды, мотивы и сферы благотворительной деятельности.

4. Проанализировать современную ситуацию в сфере общественного призрения; рассмотреть такое общественное явление как прошение милостыни.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе «Благотворительность как часть общественного сознания» рассматривается история развития благотворительности в России, мотивация и роль благотворительности в общественном сознании.

Вторая глава «Благотворительность и милостыня в повседневной среде» посвящена рассмотрению общественного отношения к благотворительности и иным методам поддержки малоимущих на основании результатов проведенного опроса.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Благотворительность  как часть общественного сознания.

1.1 История развития благотворительной деятельности в России.

 

Отправной точкой для изучения истории развития данного вопроса  является крещение Руси. Это не в  последнюю очередь связано с  церковной пропагандой собственной  благодетели. Христианская мораль сыграла  положительную роль, призывая людей  заботиться о ближних, быть милосердными. Князья использовали раздачу милостыни в качестве укрепления своей власти, авторитета в народной среде. С тех пор начал формироваться образ князя – заступника, благодетеля. Раздача денег из княжеской казны часто приурочивалась к знаменательным датам. Так, в ознаменование победы над печенегами князь Владимир Святославич даровал 300 гривен серебра для раздачи бедным; для тех, кто не мог передвигаться -  развозили пищу на повозках.

Православная церковь  культивировала образ нестяжателя, праведника, для которого материальные блага не имели никакой ценности. Такие христианские подвижники как  Антоний Киево-Печерский, Анастасий  Печерский призывали князей думать о благе народа и спасении своих  душ с помощью отказа от имущества[18]. 

Ярослав Мудрый, вошедший в  историю как князь – просветитель, на личные средства основал училище  для сирот, в котором обучалось  и проживало около трехсот  воспитанников.

 Великий князь Владимир  Мономах, внук Ярослава Мудрого,  оставил наказ потомкам своим  в Поучении: «Всего же более  убогих не забывайте, но, насколько  можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека»[20].

Потомки Мономаха, следуя его  заветам, заботились о бедных и убогих. Мстислав Великий, сын Мономаха, отличался  особой любовью к бедным, а внук Владимира Мономаха, князь Ростислав  Мстиславич, и вовсе раздал свое имущество церквям и беднякам. При князе Андрее Боголюбском  развозили по улицам еду для нищих. Знаменитый Иван Калита, князь московский, носил с собой суму и раздавал из нее бедным москвичам деньги.

Впервые и наиболее четко  идея развития государственной помощи в социальной сфере была сформулирована великим князем Московским и первым русским царем Иваном IV на Стоглавом  соборе в 1551 году.

 Обсуждалась тема создания  приютов, прибежищ для нищих  и убогих в каждом городе, а  также необходимость широкого  распространения богаделен и  больниц. С XVI века в России  создаются реальные предпосылки  перехода от разовой благотворительности  к системе государственного общественного  призрения, предполагающей помощь  бедным, особое содержание их  в богоугодных заведениях. На  практике распоряжения царя реализовались  в виде создания ряда благотворительных  учреждений, финансируемых как из  государственной казны, так и  за счет частных пожертвований.  После Стоглавого собора 1551 года  в России начался переход к  системе общественного призрения  с дифференцированным подходом  к разным группам населения,  нуждающегося в помощи[10].

 Православная церковь  к XVII веку стала главным защитником и помощником бедных: в монастырях  церковных приходах открывались больницы, приюты, школы для сирот, организовывались бесплатные обеды.

В результате неурожая и  начавшегося массового голода в 1601 году толпы людей стекались  в Москву. Царь Борис Годунов приказал на государственные деньги  закупить хлеб и раздавать голодающим. Царя «выкрикнул» народ и он пытался  возвратить этот долг, раздавая деньги нищим, вдовам и сиротам[21].

Последовавшая далее трагедия, названная Смутным временем, привела  к невероятному опустошению русских  земель, потере людских и материальных ресурсов. Россия к концу Смуты  буквально лежала в руинах. Новой  династией царского дома стала династия Романовых, призванная возродить былую  мощь отечества и духовное его  единство. Первый представитель Романовых, Михаил Федорович, приступил к восстановлению государственной системы призрения и поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. Далее, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся благотворительными мероприятиями. В 1682 году был издан указ об открытии домов для беспризорных детей. В тот год в Москве открылись две богадельни, число которых к концу века достигло десяти[6].

В допетровскую эпоху благотворительность  состояла главным образом в раздаче  еды и одежды, строительстве жилья  и оказании медицинской помощи. Такая  форма помощи нуждающимся основывалась в основном на личной инициативе. Но к XVIII веку благотворительность становится важной государственной сферы деятельности.

Первый российский император  Петр I уделял большое внимание строительству больниц, богаделен, разного рода приютов. Известен факт открытия в 1706 году митрополитом Иовом приюта для незаконнорожденных детей. Вскоре и в других городах России по одобрению Петра были открыты приюты для незаконнорожденных. Петр I как никто другой знал, насколько необходимо поддерживать простое население, ведь многие из его окружения - «гнезда петрова», были выходцами из простого народа[9].

Благотворительность императорского двора получила широкое развитие при Екатерине II. Были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни, повивальный институт с  родильным отделением для бедных женщин. Указ Екатерины о создании в каждой губернии Приказов общественного  призрения позволил организовывать и содержать школы, сиротские  дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, «работные дома» и многое другое.

При императоре Павле возникает  одно из крупнейших благотворительных  организаций - «Учреждения Императрицы  Марии». Деятельность «Учреждений» была связана с оказанием помощи детям, инвалидам, вдовам и престарелым. Сама императрица внесла весомый вклад  в укрепление и  развитие этой организации. К концу ХIХ века «Ведомство учреждений государыни императрицы Марии Федоровны» насчитывало уже около 1000 учреждений. [1].

Глобальный масштаб благотворительность  приобретает в XIX веке: появляются многочисленные законы, постановления и неписаные  правила, социальная политика государства  становится на ведущие позиции, общественная и частная благотворительность  получают мощный импульс к развитию. Учреждение министерства народного  просвещения в 1802 году призвано было контролировать сферу образования.

16 мая 1802 года император  Александр I учредил «Благодетельное общество». Перед обществом стояли новые, прогрессивные задачи – оно должно было всеми средствами способствовать выводу бедных из состояния нищеты, предоставлять рабочие места, если это необходимо. Сам император пожертвовал обществу сорок тысяч рублей. В 1814 году общество было преобразовано в «Императорское человеколюбивое общество», просуществовавшее до начала XX века. Его филиалы были открыты в большинстве крупных городов России[4].

Общества сестер милосердия занимались помощью военным инвалидам.

В период Великих реформ Александра II один за другим возникали новые благотворительные общества и фонды, школы для малообеспеченных детей.

Система государственной  поддержки малоимущих к концу  XIX века осуществлялась через развернутую сеть организаций различных форм и уровней городских и деревенских благотворительных обществ. В сельской местности действовали общества призрения для крестьян, о крестьянских детях заботились ясли – приюты. В городах за поддержку малоимущего населения отвечали специальные комитеты.

Продолжала играть важную роль в деле общественного призрения  православная церковь: церковно-приходские попечительства занимались сбором пожертвований прихожан. Функционировали организации, целью которых была борьба с определенными социальными явлениями, как, например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России»[3].

Масштабы и размах благотворительной  деятельности в Российской империи  отражает факт создания в 1892 году специальной  комиссии, в ведении которой были направлены законодательные и финансовые аспекты благотворительности. Конец XIX века характеризуется установлением  общественного контроля над попечительской деятельностью, что привело  еще  большему росту пожертвований.

В начале XX века Россия переживала пик  общественного благотворительного движения. На сто тысяч жителей  Европейской России приходилось  шесть благотворительных организаций[12].

После большевистского переворота на территории России глубинные традиции общественной благотворительности  были уничтожены, хотя это конечно  не значит, что исчезли нуждающиеся  в ней малоимущие, калеки или беспризорники. В годы советской власти благотворительность  как явление была забыта, милосердие как идеология было изгнано из духовной жизни людей вместе с  религиозным чувством.

Сегодня, как уже отмечалось выше, вновь актуален вопрос государственной  и общественной поддержки малоимущих граждан. Изучение истории благотворительности  и ее пропаганда способствует созданию в общественном сознании положительного образа благотворительных фондов и  их участников, а также популяризации  этого социально важного явления.

Информация о работе Благотворительность как феномен общественного сознания