Брак как основа семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Современное состояние семьи не внушает особого оптимизма. Ее проблемы кажутся порой трудноразрешимыми. Еще несколько лет назад в нашей литературе много писали о кризисе буржуазной семьи. Наша советская семья определилась как семья образцовая с бесконфликтным настоящим и блистательным будущим. Сейчас в нашей печати иначе как о кризисе семьи не говорят. Встречаются даже утверждения о катастрофе семейной жизни, которую переживает наше общество.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1.Брак и семья……………………………………………………………5
1.1 Понятия……………………………………………………………5
1.2 Виды браков……………………………………………………....13
1.3 Признаки…………………………………………………………..18
2. Брак – как основа семьи…………………………………………........20
3. Заключение…………………………………………………………….22
4. Список используемой литературы…………………………………...23

Файлы: 1 файл

брак.docx

— 49.97 Кб (Скачать файл)

Кроме покупного  брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности:

   1) умыкание (похищение) невесты;

   2) умыкание  жениха;

Такой брак возник в древности и сохранился у  некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (Европа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.3. Признаки.

Обычно выделяют признаки, относящиеся прежде всего к отношениям супружества. Однако некоторые признаки являются общими и для соглашения о вступлении в брак и для отношений супружества.

Законодательство  признает только моногамный брак, то есть единобрачный союз мужчины и женщины. Законодательство России не признает супружескими отношениями союзы, основанные, на полигамной связи. В то же время  браки, заключаемые по правилам мусульманской  религии, признаются во многих странах  Востока. Как правило, моногамная или  полигамная модель брака избирается тем или  иным государством на основе исторических традиций, господствующих  в обществе религиозных и иных представлений. Правовые системы  современности  обычно признают одну модель брака: моногамную —  страны континентальной и англо-американской системы, полигамную  — страны мусульманского права и африканские страны. Однако взаимопроникновение правовых норм и традиций приводит к тому, что  многие мусульманские страны допускают  признание обеих моделей брачного союза. В связи с ростом активности различных сексуальных  меньшинств в странах Европы и Америки стали высказываться предложения о допущении регистрации брака и между лицами одного пола, что противоречит самой природе брака.

Семейное законодательство устанавливает принцип свободы  брака. Это означает, что вступление в брак, равно как его расторжение, основаны на свободном и добровольном волеизъявлении сторон. Брак, совершенный под физическим или психическим принуждением либо основанный на пережитках местных обычаев, не признается государством и может быть признан недействительным.

1. Равенство сторон как один из предметных признаков гражданских отношений проявляется и в браке. Брак — равноправный союз мужчины и женщины. В отличие от раннефеодального законодательства  России, когда принципом брака являлась власть мужа над женой, уже к концу XIX в. в российском законодательстве закрепляется принцип равенства мужа и жены в брачных отношениях. Хотя власть мужа и признается в большинстве мусульманских стран, однако права жены или жен в них также законодательно закреплены и защищаемы, что фактически и в этих странах уравнивает жену и мужа в брачном отношении.

2. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

3.Отношения супружества не могут устанавливаться на определенный срок, они, как правило, пожизненны. Брачное отношение устанавливается без определения срока, в нем не преследуется цель реализовать лишь какую-либо одну или несколько возможностей. В том случае, когда установление супружеских отношений преследует конкретную цель, например рождение ребенка, брак может быть признан недействительным. Поскольку цель брака — создание семьи, рождение и воспитание детей, она не может быть реализована к конкретному сроку либо ограничена конкретным сроком, а реализуется до того момента, пока стороны имеют возможность и желание ее осуществлять. Как правило, эта цель конституирует брак до тех пор, пока он продолжается: в течение всей жизни супругов либо до момента, когда супруги решили расторгнуть брак.

4. Рождение и воспитание детей также может рассматриваться в качестве одного из признаков брака. Хотя нередки и бездетные браки, однако одной из основных целей брака является продолжение рода. При этом возможно рождение детей и вне брака. В этом случае закон предусматривает такие формы правового регулирования, которые максимально позволяют восполнить отсутствие супружеских отношений между родителями, по крайней мере, в целях защиты интересов ребенка.

5. Одним из основных признаков брака в любой правовой системе является его совершение в порядке и форме, устанавливаемых законом. Этот признак можно считать единственным, имеющим конститутивное значение для отнесения складывающихся отношений к супружеским.                                                                                                      

 

 

 

 

 

2. Брак  как основа семьи

 

Брак является общественным механизмом, предназначенным для  регулирования и управления теми многочисленными человеческими  отношениями, которые вытекают из физического  факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в  двух направлениях:

1. Регулирование  личных половых отношений.

2. Регулирование  передачи и получения наследства, правопреемства и общественного  порядка, что является его более  древней и изначальной функцией.

Создаваемая в браке  семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими  отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные  убеждения. Однако, хотя браки могут  одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а  не церковный институт.

Говоря об отношениях на уровне социальных общностей, то можно  отметить, что семья и семейные отношения рассматриваются как  организм, способный существовать и  функционировать даже, если его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться  закону развития, то есть облик семьи  претерпевает со временем изменения: семья  может перестроиться, разделиться, дать начало другой.

Брак как основа и ядро семьи - это санкционированная  обществом (как правило, закрепленная законодательным актом или религиозным  обрядом), социально и личностно  целесообразная форма половых отношений.

Институт брака  самим фактом своего существования  свидетельствует, что общество преднамеренно  разделило все виды половых отношений  на одобряемые и неодобряемые, а  государство - на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

В любом обществе - древнем или современном - семья  формируется, как правило, через  брак. Брак - санкционированный обществом  сексуальный союз определенной продолжительности  между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря  специальной церемонии - инаугурации, торжественному заключению брачных  уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере.

Брак - совокупность обычаев, которые регулируют супружеские  отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый  месяц, перешагивание жениха и невесты  через символическое препятствие.

Все эти нормы, по определению американского социолога  К. Дэвиса, формируют некую целостную  структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет рад принципиально  важных функций - воспроизводство людей, воспитание детей и другие.

Итак, брак - институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий, кроме  того, еще и отношения между  родителями и детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Брачный союз между  мужчиной и женщиной, санкционированный  обществом, составляет основу семьи. Своим  возникновением, существованием и развитием  семья обязана, прежде всего, общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Как социальное явление семья  изменяется в процессе развития экономического базиса общества; в то же время развитие семьи обладает относительной самостоятельностью.

1. Брак - это союз, не сделка, не договор, а именно  союз женщины и мужчины, основанный  на моногамной связи. Это единобрачный  союз в отличие от полигамных  браков, которые еще сохраняются  в некоторых странах, где господствует  мусульманская религия, допускающая  многоженство.

2. Брак - это свободный  союз.  Вступление в брак свободно  и добровольно. Свободно и расторжение  брака.

3. Брак - это равноправный  союз женщины и мужчины. Они  равноправны между собой,  как   в отношении личных прав (фамилия,  местожительство, выбор профессии,  воспитание детей), так и в отношении  имущества нажитого совместным  трудом во время брака.

4. Брак это в  принципе пожизненный союз. Пожизненность  брака обусловлена его целями - создание семьи, рождение и  воспитание детей. Взаимной моральной  и материальной поддержки.  Эти  цели рассчитаны  на  всю жизнь.

5. Брак это такой  союз,  который заключен с соблюдением  определенных правил,  установленных  государством. Наши государственные  органы, регистрируя брачный союз, предъявляют к нему целый ряд  условий (достижение определенного   возраста;  несостояние в другом браке или близком родстве; отсутствие у лиц, вступающих в брак, определенных болезней).

6. Цель брака  - создание семьи, имея в виду  рождение и воспитание детей.  Понятие  семьи шире понятия  брака.  Брак - основная предпосылка  семьи, ее предварительное условие.  Нормальная полноценная семья  возникает и  развивается   лишь на основе брака,  но  не вне брака и не ранее  его.

Список  используемой литературы.

 

 

   1. Белякова  А. М. Вопросы советского семейного  права в судебной практике.  2003.

   2. Гражданский  кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ

   3. Загоровский  И.А. Курс семейного права. 1995

   4. Конституция  Р.Ф. от 25.12.1993

   5. Матвеев  Г. К. Советское семейное право.  М., 2005.

   6. Нечаева  А. М. Семейное право. 2002

   7. Семейный  Кодекс Р.Ф. от 29.12.1995 N 223-ФЗ3.

 


Информация о работе Брак как основа семьи