Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Как известно, в основе общества как системы лежит исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми. В свою очередь, в основе этих отношений лежит социальное поведение индивидов (действия человека по отношению к обществу, другим людям, предполагающие ответные действия со стороны социального окружения). В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определенная целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.76 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась: семейное неблагополучие и отвержение социальным окружением ребенка является основной причиной появления девиантного поведения формирующийся личности, главным фактором, влияющим на рост бродяжничества и беспризорности в современном белорусском обществе. Первое, что необходимо сделать при работе с такими детьми, - это дать ему почувствовать удовлетворение собой в добровольной деятельности, предоставить возможность проявить хоть какие-нибудь положительные качества личности. Искренняя заинтересованность в дальнейшей судьбе подростка пробуждает у него моральную обязанность, чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, доверия к людям.

Основной акцент при работе с детьми, склонными к бродяжничеству, необходимо ставить на консультирование по проблемам воспитания и личного развития детей, а также на психологическую поддержку родителей в случае обнаружения серьезных проблем их с ребенком, либо в связи с эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики бродяжничества и беспризорности. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.

 

Литература

1.    Бархерит Г.Я. Осложненное поведение подростка и некоторые подходы к его преодолению. Мн., 2000.

2.       Вержибок Г.В. , Криволап Н.С. В помощь психологу. Мн., 2003.

3.       Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М. - Воронеж, 2002.

4.       Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. Свердловск, 1987.

5.       Козлов Н.И. Формула личности. СПб, 2000.

6.       Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. М. - Воронеж, 2001.

7.       Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск, 1990.

8.       Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени. М., 1990.

9.       Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. М. - Воронеж, 2003.

10.     Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. М., 2000.

11.     Рудестам К.Г. Групповая психотерапия. СПб, 2000.

12.     Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001.

13.     Основы социальной работы. Отв. ред. П.Д. Павленок, М., 2002.

14.     Социальная работа под. ред. проф. В.И. Курбатова. Р.-на-Дону, 2005.

15.     Чем раньше, тем лучше (профилактика детской безнадзорности и социального сиротства), с.28. Социальное обеспечение. № 11 ноябрь 2009.

 

Приложение 1

 

Типы поведения по Р. Мертону

Типы поведения

Типы приспособления к обществу

Особенности

Первый тип

конформность

соответствие культурным целям и средствам;

Второй тип

инновация

согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения (рэкет, шантаж, спекуляция, торговля наркотиками);

Третий тип

ритуализм

отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается у представителей низшего слоя среднего класса. (бюрократ, абсолютизирующий формальные процедуры);

Четвертый тип

ретритизм (бегство от действительности)

отрицание цели и средств. Характерно для лиц, оказавшихся вне общества, которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство (бродяги, наркоманы, пьяницы);

Пятый тип

бунт

отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.


 

 

Приложение 2

 

Классификация социальных норм

по субъектам, носителям норм

· общечеловеческие нормы, · нормы общества,  · групповые, · коллективные;

по объекту или сферам деятельности норм, действующие в области определенных видов отношений

· политические, · экономические, · эстетические,  · религиозные и др.

по содержанию

· нормы, регулирующие имущественные отношения, общение, ·  обеспечивающие права и свободы личности, ·  регламентирующие деятельность учреждений, взаимоотношения между государствами;

по месту в нормативно-ценностной иерархии

· основополагающие и второстепенные,  · общие и конкретные;

по форме образования и фиксации

· жестко фиксированные,  ·  гибкие;

по масштабам применения

· общие, ·  локальные;

по способу обеспечения

· опирающиеся на внутреннее убеждение,  · общественное мнение,  ·  на принуждение,   · на силу государственного аппарата;

по функциям

· ориентирующие,  · контролирующие, ·  регламентирующие,  · карающие,  · поощряющие;

по степени устойчивости

· опирающиеся на социальную привычку, на обычай, традиции, · и не имеющего такового основания.


 

 

Приложение 3

 

 

Понятие девиантного поведения

Широкий смысл Любые действия, не соответствующие социальным нормам и стереотипам данного общества;

Узкий смысл Всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм;

Позитивная девиация

Негативная девиация

Преступность Алкоголизм Наркомания Проституция Аномия - беззаконие. Аномия - состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами. (Это бывает в смутные, переходные периоды: глубокие реформы, революции, гражданские войны).

Самопожертвование Сверхтрудолюбие  Героизм Чувство жалости, сочувствия

Терроризм Воровство Цинизм Вандализм Предательство Жестокое обращение с животными

 

 

 

Приложение 4

 

Внимание - Опасность! Если ты общаешься с людьми, которые…

- Завидуют тебе, не позволяют  заводить других друзей, следят  за тобой;

- Угрожают, носят оружие, внушают опасение своими неожиданными  реакциями;

- Учиняют разбои, нападения, быстро выходят из себя;

- Зависимы от алкоголя, наркотиков, предлагают или заставляют  тебя употреблять их тоже.

 


Информация о работе Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема