Дельфинотерапия как средство от депрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 23:08, реферат

Описание работы

Специалисты как в Украине , так и за рубежом на протяжении последних лет занимаются проблемами психологической реабилитации методом дельфинотерапии.
В отечественной психологической практике дельфинотерапия — новое направление, насчитывает не более 4-5 лет. Возникла необходимость теоретической и практической разработки этого метода, т.к., хотя за рубежом это направление развивается с 70-х годов 20-го века, найденная информация дает представление только о примерном направлении работы в этой области.
В настоящее время при реабилитации пациентов, страдающих психоневрологическими заболеваниями, очень перспективной выглядит анималотерапия (animal [англ.] – животное + терапия) - направление терапии, использующее животных и их образы для оказания психотерапевтической и медицинской помощи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
Понятие дельфинотерапии и ее роль в жизни человека….…………………..4
Лечебные факторы дельфинотерапии………………………………………….9
Механизмы воздействия дельфинотерапии…………………………………...10
Построение курса дельфинотерапии на примере детей………………………14
Дельфинотерапия как средство от депрессии…………………………………15
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы и источников………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Дельфинотерапия.docx

— 38.46 Кб (Скачать файл)

 

Механизмы воздействия дельфинотерапии

 

Разделяют физиологические и психологические механизмы действия дельфинотерапии .

К физиологическим механизмам относятся: ультразвуковое, рефлексотерапевтическое, виброакустическое, релаксационное воздействия дельфина и гидромассаж.

Анализ энцефалограммы пациентов до и после сеансов дельфинотерапии выявил существенное снижение  амплитуды доминирующего альфа-ритма, проявление периодов синхронизации активности обоих полушарий мозга. По ряду дополнительных данных в этом состоянии мозг  производит большое количество нейропептидов (эндорфинов), повышающих иммунитет, а также играющих  важную роль в механизмах памяти, обучения и сна. Кроме того, такие показатели говорят об активации абстрактного мышления и способности к обучению. Эндорфины также оказывают успокаивающий, седативный и болеутоляющий эффекты.

Ультразвук более полувека применяется в медицине и физиотерапии и оказывает механический эффект воздействия: ультразвук производит массаж на клеточном уровне, улучшая проницаемость мембраны клетки и позволяя лучше проникать в кожу благоприятным активным ингредиентам. Он разгоняет жидкость в застоявшихся зонах, способствует более эффективному и быстрому дренажу тканей. Ультразвуковой кавитационный физиологический эффект заключается в следующих явлениях: изменение заряда мембраны клеток в сторону уменьшения, изменение агрегационных свойств эритроцитов, усиление тромболизиса, снижение свертываемости крови.  Другим действием описанных механизмов является обезболивающий эффект от общения с дельфинами, в частности, у пациентов с больным позвоночником.

Еще одним эффектом дельфинотерапии является гидромассаж внутренних органов и кожных покровов, который осуществляется за счет создаваемых при движении дельфинов областей турбулентности. Эти области представляют собой разнонаправленные потоки воды, модулируемые хвостовым плавником животного.

Наблюдается также рефлексотерапевтическое воздействие дельфинов на человека: прикасаясь рострумом к биологически активным точкам на руках и ногах ребенка, дельфин стимулирует рефлекторные зоны нервной системы. Возникающие импульсы передаются в соответствующие нервные центры. А нервная система, в свою очередь, посылает к пораженному органу или органам импульсы, активизирующие системы самовосстановления.

Кроме того, водная среда в целом снимает нагрузку на суставы и одновременно даёт оптимальные условия для осуществления тренинга мышц при наличии разного рода двигательных расстройств.

Что касается психологический воздействий дельфинотерапии, Взаимодействие с дельфинами является мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством. Основными аспектами, влияющими на пациента, являются общение и игровая деятельность. Известно, что для детей, имеющих  различные психоневрологические заболевания, нарушения  развития или перенесших различные  психотравмы,  характерны ощущения отчужденности, изолированности, сопровождающиеся страхами и затруднениями в общении. Дельфин со своей природной «анатомической» улыбкой, дружелюбием и интересом к ребенку способствует формированию контакта и закреплению позитивных коммуникативных моделей поведения. Невербальный характер общения между ребенком и дельфином облегчает задачу взаимодействия для ребенка, делает его естественным процессом. Важным элементом этого общения является тактильный контакт ребенка и дельфина. Телесный контакт, который является первичной формой взаимодействия ребенка с окружающей действительностью и, особенно с матерью, является терапевтически ценным механизмом установления эмоциональных взаимоотношений между животным и ребенком.

Установление близкого, дружеского контакта с дельфином является предпосылкой дальнейшего построения позитивных и конструктивных отношений с окружающими людьми, позволяет ребенку попрактиковаться в социальном взаимодействии. Общение с дельфином является мощным эмоциональным фактором, который стимулирует ребенка к освоению новых движений и поведенческих паттернов, а также делает его открытым к восприятию и закреплению позитивных социальных установок со стороны терапевта. Положительный эмоциональный настрой, отличающий занятия с дельфинами, способствует подъему активности, улучшению настроения и общего состояния пациентов. Игра с дельфином является стимулом для развития психомоторной сферы и различных познавательных процессов. Благодаря дельфинам, у пациента мобилизуется волевая деятельность, возрастает мотивация и усиливается стремление к достижению положительных результатов. Поэтому ребенок быстрее и эффективнее справляется с игровыми задачами, которые ставит перед ним психотерапевт. Дельфин является стимулом для концентрации внимания ребенка, улучшению процессов памяти, мышления и речи.

В процессе сеанса дельфинотерапии психотерапевт может использовать методы поведенческой, игровой, телесно-ориентированной психотерапии, методы арт-терапии, стимулировать проявления адаптивного поведения у ребенка, закреплять и поощрять конструктивные модели поведения. Индивидуально подобранный комплекс упражнений направлен на развитие моторной, сенсорной и познавательной сфер ребенка.

В результате сеансов дельфинотерапии ребенок расширяет границы своего мира, приобретает новый опыт общения и получает огромный положительный заряд, делающий его жизнь более живой, творческой и яркой.

Поведение дельфинов во время терапевтического контакта с людьми. Когда человек находится в воде в положении на спине, дельфин располагается рядом, ориентируя эхолокационный пучок в направлении черепа. На близком расстоянии дельфин концентрирует эхолокационный пучок на позвоночник пациента. На расстоянии менее 0,5 м дельфин использует повторяющиеся каждые 2,5 сек. импульсы частотой 500 Hz. Эхолокация дельфина до соприкосновения с кожей пациента пронизывает толщу воды, являющейся высокоэффективной средой для переноса звука (в 60 раз эффективнее чем воздух).

Физиологический эффект контакта людей с дельфинами характеризуется значимыми изменениями в биоэлектрической активности мозга. Механизм воздействия тщательно изучается учеными разных стран. В некоторых источниках сообщается о церебрально-гормональном механизме воздействия, собраны электро-физиологические свидетельства в поддержку эндорфиновой основы такого эффекта.

Проведение реабилитационного курса дельфинотерапии позволяет добиваться позитивной динамики психофизиологического статуса пациентов - детей и взрослых.

 

 

 

 

 

 

Построение курса дельфинотерапии на примере детей

 

Курс дельфинотерапии для детей состоит из 3 этапов:

1. Подготовительный. Сбор анамнеза, знакомство с индивидуальными  особенностями ребенка, беседа с  родителями, получение запроса, совместное  составление плана коррекционной  работы.

2. Основной. Проведение коррекционной работы. В работе преимущественно используется  игровой метод. Игры подбираются  таким образом, чтобы содействовать  решение поставленных коррекционных  задач. Игра является одной из  основных составляющих психического  развития ребенка, в то же время  и дельфины обычно отличаются  повышенной игровой активностью, поэтому животные и дети играют  друг с другом много и охотно. В зависимости от физических  и психологических возможностей, дети играют с дельфинами в  мяч, общаются с дельфинами, гладят  их руками и ногами, обнимают  их, когда животные поднимаются  на помост по команде тренера. Игра идет либо под наблюдением  психолога, либо при непосредственном  его участии. Общение с дельфинами, игра с ними совмещается с  выполнением физических упражнений, направленных на развитие крупной  моторики и ориентацию в пространстве.

3. Заключительный. Сравнение заключений специалистов: педагогов-дефектологов, специалистов  по движению, детских психологов, длительно наблюдавших клиентов, до и после дельфинотерапии.

Что еще важно в курсе дельфинотерапии. Сам курс. Это не просто бултыхание в воде с замечательным животным. Если мы говорим именно о дельфинотерипии это последовательный комплекс упражнений и действий, психологических и физических проводимых людьми и дельфинами совместно, для достижения определенной цели. Программа может меняться в процессе ее выполнения, может дополняться новыми элементами или увеличивать повторение старых. Чаще всего это динамически развивающаяся программа из различных новых элементов.   Курс подгоняется индивидуально под данного пациента. Контроль врачей постоянен.  Разумно совмещать дельфинотерапию с другими методами лечения, то только усиливает эффект. При таком систематическом подходе достигаются те самые удивительные результаты, о которых и принято говорить.

 

Дельфинотерапия как средство от депрессии

 

Разговоры о том, что взаимодействие с животными может положительно влиять на психику, а также об эффективности такого общения при лечении некоторых психических расстройств ведутся уже давно, однако научно обоснованных данных, подтверждающих эти предположения не было.

 Недавно  британские психиатры провели  первое исследование в этой  области. Его результаты были  опубликованы в British Medical Journal.

 Доктор  Кристиан Антониоли и профессор  Майкл Ревели из Лестерского  Университета набрали 30 добровольцев  из США и Гондураса с диагнозом  депрессии легкой или средней  степени. Степень серьезности симтомов  была рассчитана в соответствии  с установленными критериями  психического здоровья по шкалам  Гамильтона и Бека.

 Испытуемым  было предписано прекратить приём  антидепрессантов и сеансы психотерапии  на 4 недели. Вместо этого одна  половина участников эксперимента  ежедневно играла, плавала и заботилась  о дельфинах-афалинах в Институте  океанологии в Гондурасе. Второй  же половине была предложена  программа развлечений на свежем  воздухе, включая плавание и погружение  к коралловым рифам, но без  дельфинов.

 Две  недели спустя, показатели у членов  обеих групп улучшились, а особенно  у тех пациентов, кто общался  с дельфинами. Их измеряемые симптомы  депрессии снизились в половину  и на две трети, тогда как  у другой группы лишь на  четверть. Кроме того, по другим  показателям степени депрессии  состояние общавшихся с дельфинами  улучшилось на 20 процентов, в том время как во второй группы прогресс был равен 11 процентам. Три месяца спустя состояние всех участников эксперимента оставалось стабильно хорошим и не требовало сеансов психотерапии.

 По  словам ученых, оказываемый животными  терапевтический эффект значительно  больше, чем просто общение с  природой. Система эхо-локации, эстетическое  восприятие и эмоции, вызываемые  общением с дельфинами, могут  объяснить лечебные свойства  этих млекопитающих.

 Так  ученые окончательно пришли к  выводу, что для пациентов с  легкой и средней степенью  депрессии лекарства и традиционную  психотерапию вполне может заменить  биофилической терапией.

 Более  того, сторонники биофилии утверждают, что в человеке есть врожденное  стремление к общению с флорой  и фауной, когда эта связь нарушается, психологическое здоровье человека  страдает.

 

Заключение

 

В процессе терапии, дельфин выступает в качестве «иголки», которая проходит сквозь патологические установки и барьеры пациента, и позволяет подключать другие виды терапии, выполняющие роль «ниток протянутых за иголкой».

Для того, чтобы достичь максимальной эффективности сеансов дельфинотерапии, для пациента недостаточно простого пребывания в одном бассейне с животными или тактильного контакта с ними. Необходимо создать тонкую психологическую связь между дельфином и пациентом. Формирование этой связи во многом зависит от грамотной работы дельфинотерапевта.

Необходимо обеспечить оптимальное соотношение различных форм взаимодействия дельфина и пациента с целью повышения эффективности и динамичности процесса формирования коммуникационной связи дельфина с человеком. Сложность выполнения этой задачи, помимо психологических особенностей пациента зависит от таких факторов, как индивидуальные особенности животного, предшествующий опыт его контактов с людьми. Важное значение имеют вид, пол, возраст и физиологическое состояние животного.

Перед использованием дельфина в качестве ко-терапевта в дельфинотерапии, животное обязательно проходит специальную подготовку.

Недопустимо привлекать к участию в сеансах дельфинотерапии животных, не прошедших курс специальной подготовки (социальной адаптации); недостаточно прирученных; недавно перенесших стрессовые воздействия, имеющих негативный опыт общения с людьми; больных животных. К работе с дельфинами, участвующими в процессе реабилитации пациентов, не допускаются люди, не имеющие навыков подготовки животных к дельфинотерапии.

Поскольку участие животных является необходимым условием проведения сеансов дельфинотерапии, необходимо строгое соблюдение этических и правовых норм, а также высоких стандартов содержания и обращения с ними. Все животные должны получать квалифицированный уход и полноценное питание, их здоровье должно находиться под постоянным контролем специалиста ветеринарной медицины. Желательно наличие собственной ветеринарной лаборатории оборудованной в соответствии с международными стандартами.

Сеансы дельфинотерапии планируются таким образом, чтобы полностью исключить стресс и переутомление животных. Количество участников в одном сеансе сводится к минимуму, контакт животных и пациентов происходит без принуждения, только по инициативе животных. Интервал между сеансами с участием одного и того же дельфина должен составлять не менее часа, во избежание переутомления животных.

Больные, перенесшие стресс животные, беременные самки, молочные детеныши к участию в сеансах дельфинотерапии не допускаются.

Не следует забывать, что дельфины - социальные животные, в природе они живут многочисленными стадами, этим объясняется их высокая коммуникабельность и дружелюбие. Такая потребность дельфинов в общении выражается в том, что контакт с человеком (и особенно с детьми) сам по себе является для них позитивным стимулом, помимо пищевого поощрения. Тактильные контакты, совместное плавание, совместная игровая активность — также полезны дельфинам, как и их пациентам. Кроме того, подвижные игры с детьми позволяют исключить для детей проблему гиподинамии.

Информация о работе Дельфинотерапия как средство от депрессии