Депрессия у детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:47, реферат

Описание работы

Слово «депрессия» употребляют в разных смыслах — в научном, общежитейском и литературном. В последних двух случаях депрессией чаще всего именуют то, что на самом деле депрессией не является. Депрессия — это сильная тоска, сопровождающаяся чувством отчаяния и тревоги. Помимо депрессии, бывает гипотимия (снижение настроения, знакомое едва ли не каждому человеку, но носящее кратковременный и невыраженный характер; гипотимия сопровождает почти все психические болезни и бывает также и у совершенно здоровых людей). У детей и подростков часто регистрируют дистимию — такое кратковременное нарушение настроения, которое проявляется раздражительностью, плаксивостью, капризностью, вегето-сосудистыми расстройствами

Содержание работы

Введение
Глава 1. Психологические основы подростковой депрессии…………….
1.1. Симптомы депрессивного состояния…………………………………..
1.2. Причины депрессий в школе……………………………………………
Глава 2. Профилактика и лечение депрессий………………………………
2.1. Профилактика депрессий и помощь в лечении……………………….
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по федорову.docx

— 60.40 Кб (Скачать файл)

Что ещё может способствовать депрессии? Как ни странно — ум. Чем вы умнее, тем больше вероятность  того, что вы подвержены депрессии. Так, например, дети, коэффициент интеллекта которых выше 160, оказываются менее приспособленными и счастливыми, чем дети среднего интеллекта. Осознание своего высокого интеллектуального уровня может вызвать чувства обособленности и одиночества.

Очень важно своевременно сделать анализ на микроэлементы по волосам, чтобы заранее знать, какие биологически активные вещества нужно добавить в рацион ребёнка ещё до трудного переходного периода.

Начинайте с биологических  активных добавок, это не лекарства! Они не могут дать отрицательных побочных эффектов. Используйте также гомеопатию, цветочные настои, которые воздействуют на эмоциональную сферу, способствуя саморегуляции, и успокаивают нервную систему.

Еда для детей и подростков должна быть полноценной, с достаточным  количеством белков. К сожалению, за пределами дома их ожидает множество  соблазнов. Но будем надеяться, что  дома их всегда ждёт горячий обед и  ласковая улыбка. Постарайтесь утром после вкусного завтрака с самого детства давать своим детям необходимые витамины и микроэлементы: особенно важны витамины группы В — для укрепления нервной системы, а также препараты кальция — чтобы поддержать быстрый рост. Постарайтесь на ночь давать подросткам 2 таблетки экстракта валерианы или успокоительный травяной чай + ложку меда + комплекс кальция, поскольку он лучше всего усваивается ночью. Тем самым вы поможете им легче справиться с периодом «бури и натиска»[8,93].

 

Как помочь детям справиться с разлукой и вызванной этим депрессией?

• Для успокоения — слушать  тихую музыку. Тревожность снижается медленно. Страх темноты сохраняется на многие годы, могут быть ночные кошмары.

• Сильные чувства обязательны. Нельзя говорить ребёнку: «Не плачь!» Надо дать процессу горя пройти, ребёнок должен пережить потерю и принять её. Нельзя слишком отвлекать и развлекать. Гнев и враждебность — неизбежны, их не надо сдерживать (показывать гнев,действовать гневно). У детей может появиться ощущение, что их предали, что их оставил, бросил тот, кому они доверяли. Их гнев выражается в забывчивости, мечтах, потерях и пр. В гневе у каждого ребёнка своя зона проявления: рот (кусать), руки (рвать), ногти (ломать). Необходимо дать физический выход гневу. Горе циклично. Даты — напоминают о пережитом.

• Потеря родителя или развод может занести удар по чувству доверия и самооценки, вызывая чувства беспомощности и вины. Родители «учат» детей, что быть отрицательным гораздо легче, чем положительным. Надо хвалить за положительное. При потере появляется чувство беспомощности, слабости, ненадёжности. Надо учить самоконтролю.

Развитие самооценки

• Ребёнок должен понять, что он рождён родителями, кто они, почему расстались (он не должен себя винить), он должен испытывать чувство гнева, печали.

• Ребёнок должен знать, что есть кто-то, кто заботится  о нём.

• Ребёнок должен попрощаться  с прошлым.

• Ребёнок должен быть счастлив сейчас, его должны любить сейчас.

• Он должен встретить будущее  с уверенностью, что прошлое ушло и с этим надо примириться[9,173].

Подросток может восстановить потерю при следующих условиях:

• Ребёнок имел относительно ровные отношения с родителями до потери.

• Его сразу информируют  о том, что случилось, и он задает любые вопросы, на которые получает честные ответы.

• Он участвует в семейном горе.

• У него есть утешающее  присутствие родителя или ребёнка, которому он доверяет и на которого можно положиться в дальнейшем[4,82].

Любить ребенка

• Несмотря на то, как подросток  выглядит.

• Несмотря на то, каковы его  достоинства, дурные склонности, физические или психические недостатки.

• Несмотря на то, как он себя ведёт[9,82].

надо постоянно напоминать себе, что,

• Подростки — это  дети, а не взрослые.

• Подростки стремятся  действовать, как все подростки, делая всё наоборот.

• Чаще всего в поведении  подростков мало приятного.

• Если вы как следует выполняете свои обязанности родителей и любите своих детей независимо от их неприглядного поведения в данный конкретный момент, они смогут стать более зрелыми личностями.

• Если вы любите их только в тех случаях, когда они радуют вас (а это и есть условная любовь), и выражаете свою любовь к ним  только в эти минуты, дети не будут  ощущать, что их искренне и нежно любят. Это в свою очередь заставит их чувствовать себя неуверенно, нарушит их самооценку и исказит их представление о себе самом, приведёт к депрессии и действительно помешает им развиваться как следует и становиться более взрослой и ответственной личностью. Тем самым вы отвечаете за их развитие и поведение в такой же степени, как и они сами.

• Если вы любите их безоговорочно  и безусловно, они будут себя хорошо и уверенно чувствовать в эмоциональном плане. Это позволит подросткам контролировать свои беспокойные состояния и, соответственно, поведение.

• Если вы любите своих подростков только тогда, когда они выполняют  ваши требования и соответствуют  вашим ожиданиям, у них появится комплекс неполноценности, они начнут чувствовать себя некомпетентными, никуда не годными. Дети будут считать, что бессмысленно стараться, потому что этим «предкам» никогда не угодишь. Неуверенность, тревожность и низкая самооценка будут мучить и преследовать их — отсюда и депрессия[7,92].

Подростки и их пища

• 36% современных детей  едят как минимум четыре разных типа «пустопорожней пищи» (так называемые перекусы — чипсы, конфеты, гамбургеры, сникерсы, кока-кола и др.).

• Отсутствие полноценного домашнего завтрака приводит к снижению способности к обучению (16% школьников пятых классов вообще не завтракают).

• 82,7% подростков употребляют  самую аллергенную пищу — молочные (а не молочнокислые, как следовало бы!) продукты. И это при том, что почти половина людей не усваивает молока, которое образует большое количество слизи, отсюда постоянный насморк и кашель. Исключительно полезные молочнокислые продукты (бифидок, биокефир, биолайф, биойогу оты), наоборот, содержат живые молочнокислые (бифидо-и лакто-) бактерии, повышают иммунитет и улучшают пищеварение.

• Воспалительные заболевания  желудочно-кишечного тракта — одни из наиболее серьёзных хронических заболеваний детей. Кроме того, практически у всех детей дисбактериоз, поэтому даже те витамины, которые они получают, гораздо хуже усваиваются, тем более что чаще всего эти витамины — синтетические.

У подростков дела обстоят  не лучше. Как мы знаем, подростковый период — это период полового созревания, когда потребность во всех питательных веществах значительно возрастает. Обратите внимание на следующие данные:

• Мясо способствует кальциевому  дефициту, а используют в пищу его 66,3% подростков. Поэтому мясоедам нужно  больше молочнокислых продуктов и биологически активных пищевых добавок, содержащих кальций.

• 77% подростков предпочитают бисквиты, сладости и шоколад.

• Только 44,2% подростков едят зелёные и корневые овощи 4-6 раз  в неделю.

• 73,4% подростков питаются вне  дома 4-6 раз в неделю и в основном употребляют так называемую «пищу  быстрого приготовления», в которой очень мало ценных питательных веществ.

• У физически активных подростков энергетические затраты гораздо выше, чем у тех, кто ведёт сидячий образ жизни. К сожалению, следят за своим питанием только те подростки, кто заботится о своей внешности, или молодые спортсмены, стремящиеся за счёт более качественного питания улучшить свои спортивные достижения.

каковы потребности подростков в витаминах?

• Витамин С — до двух граммов в день (не чисто синтетическая аскорбиновая кислота, а натуральный источник витамина С, который содержит биофлаваноиды, без которых витамин С не усваивается как следует).

• Витамин В-6 в форме  пиридоксина или пиридоксаль фосфата (дозы дробить и увеличивать постепенно).

• Комплекс микроэлементов, содержащих цинк и марганец.

• Кальциевый комплекс, где  кальций сочетается с магнием, цинком, хромом, бором и витамином Д-3,

• Кодированная соль или  таблетки прессованной морской капусты или ламинарии.

• Девочки, которые в подростковом возрасте почти не едят мяса, должны принимать комплекс поливитаминов и микроэлементов, содержащих, в частности, железо, чтобы предотвратить анемию, и важный микроэлемент молибден, который помогает сбалансировать рост костей в период полового созревания.

 

Заключение

Депрессия (от лат. — подавление, угнетение) — это подавленное, угнетенное, тоскливое состояние, возникающее как реакция на тяжелые и неприятные ситуации. Заторможенность движений, замедленность мышления, снижение активности, безынициативность — таковы характерные признаки депрессии.

Нарушения в эмоциональной  и соответственно физической сфере  у подростка могут возникнуть из-за самых различных стрессов, характерных именно для этого  возраста: экзамены, переход в другую школу, первая любовь, конфликты в школе — для подростка всё это крайне серьёзно, хотя взрослым эти проблемы зачастую кажутся «ерундой». Не забывайте, пожалуйста, что жизнь ребёнка — это «драма», как считал педагог Януш Корчак, а в нашей стране, особенно в горячих точках, — это и трагедия. Я. Корчак писал: «Но и у взрослого много таких минут, когда ему тоскливо без матери, без отца, когда ему кажется, что только родители могли бы его выслушать, посоветовать, помочь, а если надо, то и простить и пожалеть. Значит, и взрослый может чувствовать себя сиротой»[3,187].

Плохая успеваемость, задержка полового созревания или, наоборот, чрезмерно  ранняя сексуальная активность, подростковая депрессия, склонность к правонарушениям, даже аллергические симптомы могут быть вызваны тем, что организм подростка физически не справляется с чрезмерными стрессами, истощающими внутренние резервы организма. Стрессовой ситуацией для подростка может быть первая любовь, потеря девственности, ощущение паники при сексуальных покушениях лиц одного пола, отъезд из дома при поступлении в колледж или институт, жизнь в общежитии. Армия — тоже невероятно сильный стрессовый фактор: не привыкшие к стрессовым ситуациям и слишком заласканные маменькины сынки способны даже на самоубийство.

Многим взрослым трудно предугадать  и обнаружить стресс в своей жизни, что уж говорить о подростках. Но всё-таки, если возможно, надо обойти стрессовые ситуации или хотя бы сгладить стресс и всегда быть на стороне своих детей.

Любите подростков, смотрите на них с нежностью, уделяйте им больше внимания, спрашивайте их, разговаривайте с ними, слушайте их внимательно и сосредоточенно, заботьтесь о них, кормите их здоровой пищей и постоянно с самого детства давайте им витамины, а они, когда вырастут и заведут свою семью, понесут эту нелёгкую эстафету безоговорочной родительской любви к детям — дальше!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Александровский Ю. А. Глазами психиатра. М., 1977.
  2. Буянов М.И. Беседы о психиатрии.-М.:Просвещение, 1986-208с.
  3. Богданович Л. А. Записки психиатра. М., 1956.
  4. Гарбузсв В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.
  5. Журавлев Д. Причины депрессии в школе //Народное образование.- 2002- №6 – С.182
  6. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
  7. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
  8. Коркина М. В. Дисморфомания в подростковом возрасте. М., 1984.
  9. Леей В. Л. Нестандартный ребенок. М., 1983.
  10. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. 2-е изд. Л., 1985.
  11. Психология подростка/Под ред.А.А.Реана- СПб.:прам- ЕВРОЗНАК,2003- 480с.
  12. Подласый И.П.Курс лекций по коррекционной педагогике.- М.: ВЛАДОС,2002.- 352с.
  13. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1978.
  14. Фрейд З. Детская патология. М., - 1998 г.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕПРЕССИИ

Здесь приведен экспериментально-психологический  тест для оценки депрессии, разработанный  Аароном Беком. Заполнение данного  теста поможет ориентировочно оценить  уровень депрессии у Вас. Результаты данного теста не являются поводом  для самолечения! Качественно разобраться  в Вашем состоянии и выработать адекватную тактику лечения может только специалист.

Вам предлагается ряд утверждений. Выберете одно утверждение в каждой группе, которое лучше всего (точнее всего) описывает Ваше состояние  за прошедшую неделю, включая сегодняшний  день. Выпишите номера утверждений, которые  Вы выбрали. Если в группе несколько  утверждений в равной мере описывают  Ваше состояние, обведите кружочком  каждое из них. Прежде чем сделать  выбор, внимательно прочтите все утверждения в каждой группе.

1.

0     Я не чувствую  себя несчастным.

1    Я чувствую  себя несчастным.

2    Я все время  несчастен и не могу освободиться  от этого чувства.

Информация о работе Депрессия у детей и подростков