Дети и подростки группы риска: проблемы профилактики отклоняющегося поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 23:06, реферат

Описание работы

Подросток, который не получает достаточно тепла, любви и взаимопонимания, постоянно испытывает чувства беззащитности, боли, унижения. Такой подросток начинает отстаивать свое право на существование и нередко – незаконными способами: не имея возможности удовлетворить свои потребности законным образом, он ищет другие пути. Все это приводит к развитию у подростка глубокого внутриличностного конфликта, требующего кропотливой, основательной и бережной коррекционной работы, а также психологической поддержки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
Понятие дети «группы риска»…….……………………………………..5
Причины попадания детей в «группу риска»….……………….……….9
Девиантное поведение в подростковой среде………………………….10
Проблемы профилактики девиантного поведения……………….........13
Проблемы управления профилактической работой…………………..16
Заключение……………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

реферат по отклоняющему поведению.docx

— 49.89 Кб (Скачать файл)

 

4. Проблемы профилактики девиантного поведения

 

Профилактика девиантного поведения  несовершеннолетних является сложной  многоаспектной проблемой, в плоскости  которой лежит целый ряд вопросов  – от определения девиации до создания схем и концепций профилактической деятельности.        Рост девиаций в поведении учащихся образовательных учреждений предопределил на государственном уровне постановку и решение вопроса о профилактике девиантного поведения среди учащихся, не достигших 18-летнего возраста. В этой связи в систему мероприятий по развитию образования в России включены разработка и реализация комплекса мер по профилактике детских и молодежных правонарушений, по возвращению в образовательные учреждения детей, оставивших школу [5].   Однако практическое решение данной профилактической задачи в образовательных учреждениях затруднено в силу ряда причин. Одна из них (причем существенная) – несоответствие законодательства практике его применения: национальные источники права не отвечают запросам субъектов системы российского образования, испытывающих потребность в новых методах и формах профилактики девиантного поведения.

Психолого-правовые аспекты профилактики девиантного поведения.

В соответствии с действующим законодательством [4] в систему профилактики девиантного поведения включены следующие органы и учреждения системы образования:

  • органы управления образованием;
  • общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс;
  • образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием.

Определение круга лиц, в отношении  которых ведется профилактическая деятельность в образовательных  учреждениях, обусловлено трактовкой девиантного поведения в источниках национального права.   Так,  в п. 11 Закона РФ «Об образовании» понятия «девиантное поведение» и «общественно опасное поведение» используются как синонимы. По смыслу п. 11 ст. 50 этого закона подростки «с девиантным (общественно опасным) поведением» [3], достигшие одиннадцатилетнего возраста, по решению суда могут быть направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.    Итак, на законодательном уровне установлено следующее:   1. Подросток с девиантным (общественно опасным) поведением – это несовершеннолетний, который признан таковым по решению суда в связи с совершением общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законодательством.

2.Подросток с девиантным поведением, отклоняющимся от нормы –это несовершеннолетний с устойчивым антисоциальным поведением.

Законодательные определения, в целом, соответствуют концепциям социальной психологии о дифференцированном подходе, на основе которого выделяются следующие  варианты девиаций: нарушения общепринятых норм, не являющихся правонарушением (качества, которые могут привести к правонарушениям); правонарушения (поведение, нарушающие правовые нормы, предусмотренные административным и уголовным законодательством); аномальное поведение, свидетельствующее  о наличии явной или скрытой психопатологии [7].

От категории несовершеннолетних зависит характер индивидуально-профилактической работы, но при этом нужно иметь  в виду следующее:

  • та и другая категория подростков ставится на профилактический учет, который в образовательных учреждениях осуществляется на основе правовых актов субъектов РФ ;
  • подростки и той и другой группы, достигшие определенного возраста и требующие специального педагогического подхода, проходят реабилитацию в специальных закрытых либо открытых учебно-воспитательных учреждениях.

В действующей системе профилактики девиантного поведения отмечаются серьезные недостатки и просчеты:

  • отсутствие надежных и внятных механизмов взаимодействия образовательных учреждений с другими субъектами профилактики;
  • отсутствие методик включения в систему профилактической работы семьи несовершеннолетнего как важного социального института и естественной среды обитания ребенка; семья и по сей день рассматривается, главным образом, как объект управления и принуждения, но не как субъект системы дошкольного образования;
  • сведение отношения педагогов с трудными подростками к мерам карательной профилактики, что приводит к возникновению у подростков общественно-отрицательных форм поведения, которые при длительном сохранении становятся устойчивыми качествами личности;
  • осуществление в школах главным образом не столько профилактической работы, сколько коррекции отклоняющегося поведения учеников.

В целом действующая система  профилактики девиантного поведения  в школах и других образовательных  учреждениях соответствует парадигме  уголовно-правового подавления (по терминологии А.Э.Жалинского) [2], содержанием которой является:

  • репрессия в отношении группы людей, объявленных нарушителями закона и различающихся по составу преступлений;
  • неотвратимость наказания;
  • деформация общественного мнения (приучение к жестокости);
  • стирание границ между мерами уголовно-правового характера (принудительные меры воспитательного воздействия) и мерами профилактики;
  • рассмотрение судом дел о правонарушениях несовершеннолетних по строго регламентированной процедуре на основе концепции ретроспективной ответственности без надлежащего анализа последствий применения мер воздействия.

4. Проблемы управления профилактической работой 

 

Проблемы управления профилактической работой деструктивных проявлений в подростковой среде обусловлены  следующими объективными и субъективными  причинами.

К объективным причинам можно  отнесли:

1.         Отсутствие у государственных и общественных структур реальных рычагов влияния на родителей, которые не хотят выполнять свои основные функции по нормальному содержанию и воспитанию своих детей.

2.         Не разработанность механизмов реализации законов обеспечивающих приоритет детства и защиту прав детей, их слабое ресурсное и нормативно-правовое обеспечение на региональном и муниципальном уровнях.

3.         Разобщённость действий, отсутствие общей стратегии и координирующего центра в деятельности органов и ведомств осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4.         Ориентация школ на выполнение отчётности по показателям обучения, а не на личностное развитие и социализацию детей, их активное включение в жизнь общества.

5.         Отсутствие программ и проектов, разрабатываемых и реализуемых школами по профилактике девиантного и адиктивного поведения детей.

6.         Криминализация социальной среды, её проникновение и влияние на уклад школьной жизни, что выражается в поборах и притеснениях детей со стороны криминально ориентированных подростков на территории школы и за её пределами.

7.         Недостаток полномочий и ресурсов (административных, материальных) у школ для осуществления полного цикла профилактической деятельности для получения устойчивых положительных результатов.

Субъективные причины:

1.         Сведение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних к проведению мероприятий общего воспитательного характера без учёта социально-психологические особенностей детей «группы риска», их жизненной ситуации. Отсутствие разработанных и прошедших апробацию программ профилактики, включающих в себя диагностику социального окружения ребёнка, комплекса причин и степени его дезадаптации, индивидуальные программы реабилитации и ресоциализации.

2.         Отсутствие моделей и программ, направленных на решение целого комплекса задач профилактики детской безнадзорности, недостаточный для решения её задач уровень квалификации школьных специалистов (психолога, социального педагога, школьного инспектора). Ориентация специалистов на выполнение общего функционала, а не на выявление, предупреждение и решение наиболее актуальных для данной школы проблем.

3.         Зависимость наличия ставок социального педагога от финансовых возможностей или волевого решения глав администрации муниципальных образований, что приводит либо к отсутствию такого специалиста в школе, либо его перевода на другую ставку.

4.          Выполнение социальным педагогом несвойственных профессии функций, например организации питания для всех детей, что связано с отсутствием чётких представлений специалистов и администрации о целях и содержании социально-педагогической деятельности в школе.

5.          Недостаточная координация деятельности педагогов в области профилактики со специалистами из других служб и ведомств, а также отсутствие (за некоторым исключением) программ и планов совместной работы у специалистов школы. Психологи в школах, как правило, занимаются психологическим сопровождением образовательного процесса. Из поля их деятельности зачастую выпадают дети «группы социального риска». В ряде школ психологи практически не взаимодействуют с социальными педагогами, а школьные инспектора пока не могут найти своё место в системе профилактики в условиях образовательного учреждения.

6.          Перегруженность работой и эмоциональное выгорание специалистов школы, работающих с детьми и семьями «группы социального риска», отток и перемещение кадров из-за высоких нагрузок и отсутствия быстрых и видимых результатов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Приведенная классификация  и обоснование сущности девиантного поведения детей позволяет сделать вывод что проблема девиантности – интердисциплинарная проблема, а организация работы с трудными детьми – это взаимодействие различных специалистов. Важное значение в работе с трудными имеет педагогическая деятельность. Главная задача работы педагогов – это профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетней молодежи. Всегда легче что-либо предупредить, нежели исправлять допущенные ошибки и корректировать последствия действия негативных факторов на формирующуюся личность. Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении, на наш взгляд, включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

− создание комплексных  групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

− создание воспитывающей  среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы; создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

− организацию подготовки специалистов, способных оказывать  профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями;

− создание общественных образовательных  программ для усиления осознания  и привлечения внимания к проблемам  молодежи с отклоняющимся от нормы  поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);

− организацию детского досуга;

− информационно-просветительскую работу.

                                         Список литературы

  1. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся/ Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов. – Свердловск, 2007.
  2. Жалинский, А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. М., 2009.
  3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 28.09.2010) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 150.
  4. Закон  РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 13.10.2009)// Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3177.
  5. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007)// Собрание законодательства РФ, 17.04.2000, № 16, ст. 1639.
  6. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 228 с.
  7. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
  8. Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. 1993.Вып. XLVI.
  9. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Деменьтьева. — М. : Изд. центр «Академия», 2008. — 256 с.
  10. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с. 

Информация о работе Дети и подростки группы риска: проблемы профилактики отклоняющегося поведения