Дети с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Педагогами, психологами, медиками и социологами была выделена группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к общению, широкую «зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены в особую категорию – дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Содержание работы

Дети с задержкой психического развития.
Классификация ЗПР
ЗПР конституционного происхождения.
ЗПР соматогенного происхождения.
ЗПР психогенного происхождения.
ЗПР церебрально-органического происхождения.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Особенности высшей психической деятельности детей с ЗПР
Отличие ЗПР от умственной отсталости.
Особенности педагогических подходов в воспитании детей с ЗПР.
Литература.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

      У большинства  детей с ЗПР не обнаруживается готовность к интеллектуальному усилию. Они с трудом планируют свою деятельность. У них отчетливо заметна несформированность ориентировочного этапа мыслительной деятельности, что проявляется в решении наглядно-практических задач типа головоломок. Словесно-логическое мышление таких детей также недоразвито, поэтому они затрудняются в освоении свернутых логических операций. При решении же наглядно-действенных задач эффективность умственной деятельности значительно повышается.

      Важным условием решения интеллектуальных задач является овладение основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием. У детей с ЗПР основные мыслительные операции к началу школьного обучения не сформированы. Анализ объектов у детей с ЗПР отличается меньшей полнотой и недостаточной точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в два раза меньше предметов из окружающей действительности, чем нормальные дети такого же возраста. Деятельность детей с ЗПР при анализе зрительно-воспринимаемых объектов недостаточно целенаправленна, выделение признаков чаще всего хаотично и без плана.

Речь.

      Готовность к школьному обучению включает в себя определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознавать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный для полноценного общения с окружающими уровень сформированности словаря и грамматического строя. Отклонения в речевом развитии детей с ЗПР могут проявляться неравномерно: у одних детей преобладают фонетико-фонематические расстройства, а у других – лексико-грамматические. Может быть разной и степень проявления дефекта. В целом, по характеру и качеству речи учащиеся с ЗПР заметно уступают своим нормально развивающимся сверстникам.

      Устная речь детей с ЗПР содержат, преимущественно, не грубые нарушения. К таковым относятся:

  - недостаточность межанализаторного воздействия, в силу чего дети с трудом образуют слуходвигательные, зрительно-двигательные, слухозрительные связи;

- недостаточность звукопроизношения свистящих и шипящих звуков (сигматизм), нарушение произношения звука [р] (ротацизм), которое обусловлено вялостью артикуляции;

- недостаточная  сформированность фонематического слуха, недостатки восприятия чаще какой-то одной пары звуков, при хорошем различении остальных;

- недостаточная сформированность  навыков фонематического анализа  и синтеза;

- недостаточность словарного  запаса, хотя он представлен практически всем частям речи;

 - трудности в понимании и употреблении сложных логикограмматических конструкций и некоторых частей речи;

 - трудности овладения эмпирическими грамматическими обобщениями;

- нарушения логического  построения связанных высказываний (застревание на второстепенных  деталях, пропуск важного логического  звена, нарушение передачи последовательности событий, соскальзывание с одной темы на другую).

    Таким образом, задержка психического развития проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют его возрасту. Однако у детей с ЗПР отмечается лишь задержка интеллектуального развития, что качественно отличает детей от умственно-отсталых.

 

    1. Отличие ЗПР от умственной отсталости.

      Следует дифференцировать ЗПР от умственной отсталости.

      Дети с ЗПР обладают большими «зонами ближайшего развития», что обеспечивает им большую динамику развития в сравнении с умственно-отсталыми детьми. Как следствие, при условии оказания коррекционно-развивающей помощи, детей с ЗПР способны достигнуть уровня развития своих сверстников, а умственно-отсталые дети навсегда сохраняют интеллектуальную недостаточность. У детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь старших, способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание или выбирать адекватный стереотип поведения в аналогичной ситуации. В отличие от умственно-отсталых, детей с ЗПР обнаруживают достаточную способность к обобщению.

     Устная речь детей с ЗПР удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет, как у умственно-отсталых детей, грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Тем ни менее, речь проявляется смазанная, недостаточно отчетливая, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата.

 

    1. Особенности педагогических подходов в воспитании детей с ЗПР.

     Детям с ЗПР трудно обучаться вровень с нормально развивающимися сверстниками. У них отстает готовность к обучению в массовой школе, программа которой не соответствует темпу их индивидуального развития, поэтому для обучения и воспитания этой категории детей специфична коррекционная направленность.

     Коррекционные мероприятия с такими детьми направлены на обогащение детей знаниями об окружающем мире, развитие речи и подготовку к обучению в школе. На занятиях стоит уделять внимание всем видам деятельности детей, предотвращать наступления утомления, используя разнообразные средства (чередование деятельности, подачу материала порциями, использование красочных средств наглядности).

     В оказании  педагогического воздействия на  ребенка с ЗПР требуется использовать  методы, направленные на активизацию  познавательной деятельности, развитие  речи и формирование учебных  навыков. В системе обучения  таких детей полезно использовать различные виды помощи:

- стимулирующую;

     - направляющую;

     - обучающую и др.

     Дети с  ЗПР требуют в большей степени  привлечение индивидуальных подходов. В свою очередь успешность  их обучения во многом зависит  от своевременной и тактичной помощи воспитателя. Помощь может быть как фронтальной (наглядные пособия, схемы, таблицы), так и индивидуальной. Известно, что с ЗПР обучаются на успехе. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, поощрять и подмечать успехи детей, своевременно помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в свои силы и возможности.

    В работе по развитию речи детей с ЗПР много внимания уделяется тому, чтобы привлечь внимание детей к слову, сделать речь в целом предметом их сознания. Кроме того, значение придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

 


Информация о работе Дети с задержкой психического развития