Дети-близнецы, их психологические особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить влияние «близнецовой ситуации» на психическое развитие и формирование личности близнецов.
Задачи исследования:
• Охарактеризовать близнецов, как особую популяцию; виды, причины появления.
• Раскрыть особенности распределения ролей в близнецовых парах, выявить психологические типы близнецов
• Охарактеризовать понятие «близнецовая ситуация», проанализировать и обобщить влияние «близнецовой ситуации» на психическое развитие и формирование личности близнецов;
• Проанализировать и обобщить особенности развития речи детей-близнецов;
• Выявить эмпирическим путем особенности уровня речевого развития детей-близнецов в группе сверстников;
• Предложить рекомендации по развитию диалогического общения детей со сверстниками.

Файлы: 1 файл

Введение rehcfx.docx

— 63.52 Кб (Скачать файл)

 

1 - Он вышел, когда... .

 

2 - Он не пошел на  прогулку, потому что....

 

3 - Он не вышел во  двор, когда....

 

4 - Он не взял игрушку, которая.... Оценка: 3 верных ответа.

 

9-й тест. Открытие и  исправление грамматических ошибок  посредством пере конструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)

 

Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?

 

1 - Он ушла на реку.

 

2 - Там увидел маленькую  рыбку.

 

3 - Потом бросил один  камни.

 

4 - Из реки выпрыгнула  зеленый лягушка». Оценка: 3 верных  ответа (исправление можно сделать  по любым из двух возможных  способов пере конструирования).

 

10-й тест. Словесное объяснение  определенного действия и его  последовательности

 

Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?

 

Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.

 

               Обработка и интерпретация результатов

 

 

Оценка речевого развития определяется по формуле

 

                         КоРР=ВРР х 100/КВ, где 

 

КоРР - коэффициент речевого развития,

 

 

ВРР - возраст речевого развития,

 

КВ - календарный (хронологический) возраст ребенка.

 

Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 4. Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения.

 

Определены следующие границы распределения КоРР:

 

·        КоРР от 1 до 10 - значительно низкое речевое развитие;

 

·        КоРР от 11 до 41 - низкое речевое развитие;

 

·        КоРР от 42 до 60 - нормальное речевое развитие;

 

·        КоРР от 61 до 100 - высокое речевое развитие.

 

 

 

2.2. Анализ и интерпретация  результатов исследования

Данные, полученные в ходе исследования уровня речевого развития детей дошкольного возраста помещены нами в сводную таблицу результатов (Табл. 1).

Таблица1.

 

Диагностика уровня речи детей дошкольного возраста.

                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 

Для вычисления коэффициента речевого развития мы рассчитали требуемые показатели:

 

·        Возраст речевого развития (ВРР) - определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 4.

 

·        КВ - календарный (хронологический) возраст ребенка.

 

КоРР - коэффициент речевого развития рассчитывался нами по формуле:  КоРР=ВРР х 100/КВ (Табл. 2).

 

Таблица 2.

 

Коэффициент речевого развития дошкольников

             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

В соответствии с требованиями методики определены следующие границы распределения КоРР:

 

·        КоРР от 1 до 10 - значительно низкое речевое развитие;

 

·        КоРР от 11 до 41 - низкое речевое развитие;

 

·        КоРР от 42 до 60 - нормальное (среднее) речевое развитие;

 

·        КоРР от 61 до 100 - высокое речевое развитие;

 

На основе полученных нами данных, мы вычислили коэффициент речевого развития для каждого из испытуемых (Табл. 3).

 

Таблица 3.

 

Уровень речевого развития в группе дошкольников

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Таким образом, в ходе исследования, нами получены данные, свидетельствующие о наличии в данной группе испытуемых 44 % детей с высоким уровнем речевого развития, 37 % - со средним уровнем развития речи и у 19 % детей диагностирован низкий уровень речевого развития (Диаграмма 1). Следует отметить, что в группу детей с низким уровнем развития речи попали Жиглов Паша и Жиглов Валера – монозиготные близнецы - дети мало владеют диалогической речью, не умеют поддерживать разговор, рассуждать, аргументировать своё мнение.

 

Итак, по результатам эксперимента, выявлено как минимум трое детей, имеющих низкий уровень развития речи, которые нуждаются в коррекционных занятиях. Мы считаем, что в дошкольном возрасте необходимо целенаправленно развивать связную диалогическую и монологическую речь, а также продолжать формировать полноценную звуковую сторону речи (воспитывать артикуляционные навыки, правильное звукопроизношение, слоговую структуру и фонематическое восприятие)/

 

По результатам исследования мы можем сделать вывод о наличии у детей-близнецов достаточно серьезных трудностей, возникающих в процессе речевого развития. Следует подчеркнуть, что в группу с низким уровнем речевого развития кроме близнецов попал лишь один ребенок, у остальных детей развитие речи  диагностируется на среднем и высоком уровнях. Таким образом, наша гипотеза о том, что речевое развитие детей-близнецов дошкольного возраста отличается низким уровнем развития по сравнению со сверстниками, подтверждена.

 

Ввиду выше изложенного, нами предложены рекомендации по развитию речи дошкольников в группе сверстников.

 

 

 

2.3. Рекомендации по развитию  диалогического общения детей  со сверстниками 

Опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками свидетельствует о том, что на разных возрастных  этапах  первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель  отбирает  содержание, форму, метод обучения. Диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. Поэтому закономерно возникает еще один вид беседы - свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера.

 

Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Итак, целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями,    переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения. С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым  и  совместный  рассказ детей). В совместном со взрослым рассказывании   используется  следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр.

 

Высокой побудительной силой обладает прием драматизации, который можно использовать и при рисовании, и при рассказывании сказки, и при сочинении по картине. Дети охотно изображают, как они дуют на одуванчик, на снежинку, которые нарисовали; «съедают» ягодку на апп­ликации; «пекут пирожки», ожидая маму-козу; «катаются на велосипеде». Соотнесение слова и выразительного движения организует структуру детских высказываний, делает речь динамичной.

 

Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, вто­рой его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности   рассказывания.   Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

 

Особенно важными для развития диалогической речи имеет деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая  сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Мы рассматриваем развитие сюжетно-ролевой игры как показатель коммуникативной  компетенции детей. Однако сюжетно-ролевая игра как сфера коммуникативной самодеятельности детей предполагает их свободу в выборе партнеров, темы и игровых действий и допускает участие взрослого лишь в роли равноправного партнера. Поэтому совместная сюжетно-ролевая игра не может выступать как средство обучения речевому общению.

 

Диалогическое общение развивается в творческой игре не в результате обучения взрослого, а в результате саморазвития. Механизмом такого саморазвития является возникновение и разрешение противоречий между имеющимися у детей средствами общения и объективными требованиями к их эффективности в игре. Дети, увлеченные игрой, сами осваивают новые средства и способы общения, которых им недостает, в которых они испытывают нужду.

 

Поэтому развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружающем (прежде всего о социальных отношениях), через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

 

Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.

 

Театрализованные  игры  условно можно разделить на две подгруппы: игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх. Для игр первой подгруппы характерна ориентировка на зрителя и установка на эстетическую ценность действия. Игры второй подгруппы разыгрываются для себя, «понарошку», не предполагают зрителя и не стремятся к эстетической выразительности. Для развития общения со сверстниками важное значение имеют обе подгруппы игр. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театра­лизованных игр не непосредственная, а опосредованная.

 

По нашим наблюдениям, в играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше говорят, обращаясь к партнеру по игре. В играх с ряжением дети больше любуются собой и говорят для себя. Однако при вмешательстве педагога активно включаются в импровизиро­ванные ролевые диалоги, проявляют фантазию в поиске средств выразительности образа.

 

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем», «Садовник» и др.  данных играх используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

 

·                   Ориентировка на партнера, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза. Это игры типа «Угадай по голосу» (угадать по голосу, кто позвал); «Что изменилось?» (внимательно рассмотреть и запомнить внешность партнера и угадать, какие изменения в своем внешнем облике он произвел). ели создания ориентировки на партнера служат разнообразные хороводные игры, в которых дети говорят и двигаются в едином темпе, держась за руки (тактильный и слуховой контакты).

Информация о работе Дети-близнецы, их психологические особенности