Детская патопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Спустя века молчания, непонимания и откровенно враждебного отношения проблемы и потребности психического здоровья детей удостаиваются все большего внимания, возникшего вместе с беспокойством о благополучии детей, которое в последнее время проявляет общество. К счастью, сегодня все больше людей, заинтересованы в понимании потребностей детей и подростков и адекватном реагировании на них. Вопросы, касающиеся психического здоровья детей, имеют прямое отношение ко многим из нас в связи с нынешними и будущими профессиональными, общественными и родительскими ролями.

Содержание работы

Детская патопсихология 1
Оглавление 1
Введение. 2
История развития детской патопсихологии. 4
Понятие патопсихология, предмет, задачи и специфика детской патопсихологии. 12
Особенности работы детского патопсихолога. 16
Психологические исследования в детской патопсихологии. 19
Основные детские психические заболевания. 23
Вывод. 30
Список литературы. 31

Файлы: 1 файл

detskaya_patopsihologiya.docx

— 60.29 Кб (Скачать файл)

Ученик и сотрудник В. М. Бехтерева заведующий психологической лабораторией Психоневрологического института А. Ф. Лазурский, стал организатором собственной психологической школы. Он разрабатывал главным образом вопросы индивидуальной и педагогической психологии, но идеи из этих отраслей переносились и в патопсихологию. В клинику был внедрен разработанный А. Ф. Лазурским для нужд педагогической психологии естественный эксперимент. Он применялся в ходе организации досуга больных, их занятий и развлечений.

Патопсихологические методы, разработанные представителями школы Бехтерева стали использоваться в детской и судебной экспертизах. В. М. Бехтерев и Н. М. Щелованов писали, что данные патологической психологии позволяют почти безошибочно распознавать психически несостоятельных школьников, дабы выделить их в специальные учреждения для отсталых.

Разносторонние конкретные исследования и разработка элементарных теоретических основ позволяют считать вклад школы В. М. Бехтерева в патопсихологию отправным пунктом формирования данной отрасли в нашей стране. На становление патопсихологии как особой области знаний большое влияние оказали идеи выдающегося советского психолога Л. С. Выготского. Его теоретические идеи, во многом определили путь патопсихологических и нейропсихологических исследований в нашей стране. Экспериментальные исследования под руководством Л. С. Выготского положили начало многостороннему изучению распада мышления Б. В. Зейгарник.

За последние годы выросло значение патопсихологии в психокоррекционной работе, которая проводится в разных видах психологической службы: психокоррекция и профилактика в соматической клинике и клинике неврозов, поликлинических отделениях кризисных состояний, "телефоны доверия", "Служба семьи" и конечно же детских учебных учреждениях. Участие психологов становится сейчас не только необходимым, но часто ведущим фактором как в диагностической работе, так и в области профилактики и психокоррекции психических расстройств.

Особое развитие получили патопсихологические исследования в детских психоневрологических учреждениях. Разрабатываются методики, способствующие ранней диагностике умственной отсталости; проводится анализ сложных картин недоразвития в детском возрасте с целью поисков дополнительных дифференциально-диагностических признаков и симптомов. Разрабатываются методы игровой психокоррекции. [4]

 

 

Понятие патопсихология, предмет, задачи и специфика детской патопсихологии.

В самом, начале развития патопсихологии как отдельной отрасли науки, cмешение понятий "патопсихология" и "психопатология" происходило из-за отсутствия четкой дифференциации задач психологии и психиатрии в период первоначального накопления фактического материала в конкретных исследованиях аномалий психики, тем более, что исследователи, как правило, в одном лице совмещали и психиатра, и психолога. Наиболее четкое представление о предмете и задачах патопсихологии на заре ее становления содержалось в работах В. М. Бехтерева. Называя патологическую психологию среди отраслей "объективной психологии", ученый определял ее предмет: "...изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц" - Отклонения и видоизменения нормальных проявлений душевной деятельности, по мнению В. М. Бехтерева, подчинены тем же основным законам, что и здоровая психика. [4]

Патопсихология (греч. pathos - страдание, болезнь) - раздел психологии медицинской, изучающий особенности деятельности психической, закономерности распада психической деятельности и свойств личности при заболеваниях психических или соматических. Анализ патологических изменений проводится на базе сопоставления с характером формирования и протекания процессов психических, состояний и свойств личности в норме. В этом - основное отличие патопсихологии, интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии - области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (появление и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов). И если психопатологические исследования обнаруживают, описывают и систематизируют проявления нарушенных процессов психических, то патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры процессов психических, приводящих к наблюдаемым симптомам.

Патопсихология изучает расстройства психические в первую очередь экспериментально-психологическими методами. Ее прикладное значение в медицинской практике проявляется в использовании полученных в эксперименте данных:

  • для диагностики дифференциальной расстройств психики;
  • для установления меры выраженности дефекта психического в интересах экспертизы - судебной, трудовой, военной и пр.;
  • для оценки эффективности проводимого лечения по характеристикам динамики психического состояния больных;
  • для анализа возможностей личности больного с позиции ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств - в целях выбора психотерапевтических мероприятий и проведения психической реабилитации.

 Значение патопсихологических  исследований для психологии  состоит в возможности более  глубокого познания закономерностей  функционирования и развития  нормальной психики, изучения категорий  нормы психической, здоровья психического, а также факторов, активизирующих  или тормозящих развитие личности  в ходе ее онтогенеза и социогенеза. [6]

 Следует различать понятия патопсихология и психопатология, несмотря на то, что эти понятия схожи, предметы их изучения – разные. Предмет патопсихологии - структура нарушений психической деятельности в их сопоставлении с нормой; предметом психопатологии являются признаки психических заболеваний и динамика развития или протекания болезни, соответственно, при различии предметов изучения, используются различные методы исследований. Психопатология – раздел психиатрии, в определениях используется медицинская терминология, патопсихология – отрасль психологии, точнее одного из ее разделов - медицинской психологии, и пользуется психологической терминологией. [7]

Предметом детской патопсихологии является изучение любых возможных нарушений психического развития детей. Причины этих нарушений могут быть самыми разными, поэтому патопсихолог должен всегда учитывать всю совокупность сведений о ребенке, охватывающую как биологические, так и социальные факторы его развития.

Одной из центральных задач детской патопсихологии является диагностика психического развития детей с отклонениями. Диагностируется состояние психических процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, а также особенности личности и деятельности ребенка. Задачей патопсихолога является установление уровня развития ребенка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. [5,8]

Специфика детской патопсихологии в том, что нарушения в психической деятельности рассматривается в динамике, в соответствии с развитием ребенка в процессе онтогенеза, что значительно усложняет процесс изучения предмета исследования. Необходимо учитывать одновременно и динамику нарушений психической деятельности, и динамику формирования психической деятельности ребенка. Для правильной интерпретации результатов патопсихологического детей, необходимо постоянно ориентироваться на показатели возрастной нормы здоровых детей. Более того, манера проведения психологического обследования, подбор методик и стимульного материала – все должно проводится с учетом возраста ребенка и присущих ей в этом уровне познавательной и эмоционально-волевой сферы, интересов, потребностей, личных характеристик. [7]

Диагностика нарушений детского развития тесно связана с психологическим консультированием родителей, опекунов, учителей и т. д. обследуемого ребенка. Родители, имеющие психически больного или умственно отсталого ребенка, остро это переживают, часто внутренне не могут принять этого факта, а иногда и просто не доверяют специалистам или боятся их. Придя на консультацию к психологу, они часто предъявляют банальные жалобы, за которыми может скрываться и серьезное заболевание. В этом случае родители ждут не только констатации, например, того, что ребенок отстает в умственном развитии, но и конкретных советов и рекомендаций по преодолению отставания, компенсации дефекта, адаптации.

Часто психологические консультации родителей детей с отклонениями проводят детские психологи. Если они не обладают достаточными знаниями детской патопсихологии, то их выводы могут быть ошибочны, а рекомендации даже вредны. Прежде чем давать советы и рекомендации по обучению и воспитанию "трудного ребенка", нужно уметь "исключить патологию". [3]

Психологическая диагностика нарушений развития теснейшим образом связана с психологической коррекцией дефекта. Детские патопсихологи проводят разнообразные коррекционные занятия (как индивидуальные, так и групповые) с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Следующей важной задачей детской патопсихологии является профилактика возникновения отклонений в психическом развитии, которой, к сожалению, как и во взрослой патопсихологи, уделяется слишком мало внимания. К профилактической работе относится, и популяризация знаний по детской патопсихологии, и консультирование родителей, учителей и воспитателей, и проведение специальных игр и тренингов.

Детская патопсихология, кроме практических задач, занимается и научными исследованиями. Без серьезных научных разработок было бы невозможно вмешиваться в такое сложное явление, как психическое заболевание ребенка, компенсация дефекта и т. д.

 

 

Особенности работы детского патопсихолога.

Детский патопсихолог никогда недолжен пытаться подменить собой врача. Несмотря на весьма тесное сотрудничество патопсихологов с детскими психиатрами, невропатологами, генетиками, у патопсихолога свои задачи (пусть в чем-то и совпадающие с задачами других специалистов), а также и свои методы работы. Детский патопсихолог - прежде всего психолог, он пользуется психологическими методами диагностики и коррекции детского развития.

В свете всего этого патопсихологу важно не столько точно поставить медицинский диагноз и определить, например, форму шизофрении (это дело врача), сколько максимально полно исследовать психологические особенности больного ребенка. [5,8]

Выбор способа описания отклонений, проявляющихся у детей, и вреда, который подобные отклонения могут нанести, часто является первым шагом к пониманию характера проблем ребенка. Трудности, отличающие большинство детских и подростковых расстройств:

  • Когда просят помочь детям, часто бывает неясно, кому на самом деле нужно помочь. Дети обычно попадают в поле зрения специалистов вследствие беспокойства взрослых - родителей, педиатров, учителей или школьных учителей, - и сами дети могут не иметь возможности выбора в подобной ситуации. Это имеет важное значение для понимания того, как выявляются проблемы детей и как взрослые на них реагируют. Сами дети не обращаются за помощью.
  • Часто трудности детей и подростков связаны с несоответствием их развития ожиданиям взрослых. Нарушение может быть временным, как это бывает в большинстве случаев ночного недержания мочи, но может являться и первым признаком более серьезных проблем, ожидающих ребенка в будущем.

Для определения статуса каждого конкретного случая требуются знания в области как нормального, так и патологического развития.

  • Многие виды проблемного поведения, демонстрируемые детьми и подростками, не являются, в сущности, патологическими; в определенной степени они свойственны большинству детей и подростков.

Таким образом, чтобы решить, что следует предпринять, необходимо быть компетентным в области известных психических расстройств и причиняющего беспокойство проблемного поведения.

  • Вмешательства в случае детей и подростков часто нацелены на то, чтобы обеспечить дальнейшее развитие, а не просто восстановить прежний уровень функционирования психики. В отличие от большинства расстройств, свойственных взрослым, в случае многих детских проблем целью становится развитие способностей и навыков, а не только уст ранение дистресса. [3]

Изучив особенности и отклонения в его игровой деятельности, мышлении, речи и т.п., патопсихолог может, с одной стороны, дать ценный диагностический материал лечащему врачу, а с другой стороны, попробовать подобрать методы коррекционного психологического воздействия и рекомендации родителям по общению с таким ребенком.

Для некоторых видов нарушений развития не существует медикаментозной терапии или ее роль не является определяющей (для детей с задержкой психического развития, умственно отсталых), в этих случаях квалифицированное патопсихологическое исследование и психологическая коррекция дефекта очень важны.

В детской патопсихологии, как и во взрослой, остро стоит вопрос о понятии психической нормы и патологии. Какого ребенка следует считать психически больным? Что можно назвать дефектом развития? Как оценивать перспективы развития ребенка с психическими отклонениями и что следует и не следует говорить его родителям? Нужно отметить, что понимание нормального психического развития ребенка и отношение к дефектам развития у врачей и психологов несколько различаются. Таким образом, патопсихолог в своей работе должен учитывать любые особенности развития ребенка, оказывающие негативное влияние на формирование его личности или сочетающиеся с другими отклонениями. [5,8]

Cспециалисты в области психического здоровья, пытаясь понять недостатки детей, слишком часто непреднамеренно забывают об их достоинствах. Однако многие дети эффективно справляются с трудностями в тех областях своей жизни, которые не обращают на себя внимание специалистов именно из-за отсутствия патологий, и делают это несмотря на трудности, связанные со специфическими психическими расстройствами. Понимание взрослыми этих уникальных достоинств и способностей детей может облегчить помощь в адаптации. Кроме того, в некоторых случаях дети могут демонстрировать не крайние формы патологии или только ранние признаки возникающей проблемы, а не полностью проявленное расстройство. Поэтому, чтобы судить о том, что является патологией, мы должны тонко чувствовать стадию развития каждого ребенка и учитывать методы и способы компенсации трудностей, присущие каждому ребенку. [3]

Информация о работе Детская патопсихология