Детская психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

1-10.docx

— 31.97 Кб (Скачать файл)

1)Предмет и задачи  детской психологии, связь с другими  науками.Детская психология- это важнейшее направление современной психологической науки. Это наука изуч факты и закономерности развития психики ребенка. Предметом детской псих является развитие психики на протяжение детства. Психическое развитие- закономерности изменения психических процессов во времени выраженных в количественных, качественных и структурных изменений. Детская психология, изучающая особенности психики детей разных возрастов. Задачей детской псих является изучение процесса формирования личности ребенка, умственного развития детей, возрастных психологических особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности. Детская психология опирается на общую психологию, поскольку в процессе психического развития ребенка возникают те основные психические явления, которые достигают расцвета у взрослого человека и изучаются общей психологией.Знание общепсихологических закономерностей при изучении детской психологии помогает определить, что именно и в каком направлении развивается в психике ребенка. В свою очередь, данные детской психологии имеют исключительно важное значение для общей психологии, поскольку они позволяют раскрыть законы развития психических процессов и свойств личности и, таким образом, более глубоко понять их динамику, структуру и содержание. Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших полушарий головного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств.

2)Методы детской  психологии.Методы детской психологии — это способы выяснения фактов, характеризующих развитие ребенка. Основные методы детской психологии — наблюдение и эксперимент. Наблюдение. В процессе наблюдения исследователь целенаправленно прослеживает поведение детей в естественных условиях и строго фиксирует увиденное. Успешность наблюдения зависит от того, насколько четко сформулирована его цель. Ребенок не должен знать, что за ним наблюдают. Иначе он теряет естественность и непринужденность, вся картина его поведения меняется. Поэтому наблюдение должен проводить человек, к которому ребенок привык, присутствие которого вполне обычно. Иногда в детской психологии применяют скрытое наблюдение. Для этого между комнатой, в которой находится ребенок, и комнатой, где сидит исследователь, помещают особое стекло, обладающее односторонней проницаемостью. Со стороны ребенка оно выглядит как зеркало, со стороны исследователя — как окно. В процессе наблюдения исследователь может прослеживать только внешние проявления поведения ребенка. Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка и ведутся в течение длительного времени. Они проводятся над одним или несколькими детьми. Сплошные наблюдения всегда бывают более или менее избирательными: фиксируется только то, что представляется наблюдателю важным, значимым, особенно то, в чем наблюдатель видит проявление у ребенка новых качеств и возможностей. Выборочные наблюдения отличаются от сплошных тем, что в них фиксируется либо какая-то одна сторона поведения ребенка, либо его поведение в какие-то определенные отрезки времени (например, только во время игры, только во время кормления).  Научное наблюдение. Организованный метод предполагающий четкий планфиксацию результатов в специальном дневнике. Исследователь выступает в качестве непосредственным участником за ходом которого ведется наблюдение. Внешнее наблюдение и внутреннее. Эксперимент. В эксперименте исследователь намеренно создает и видоизменяет условия, в которых протекает деятельность ребенка, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как эти задачи решаются, судит о психологических особенностях испытуемого. При изучении эмоций ребенка регистрируют изменения в дыхании, сердцебиении и некоторых других процессах организма. Очень часто эксперименты с детьми проводят непосредственно в группе детского сада, а исследователь выступает в роли воспитателя, организующего ту или иную деятельность детей. Дети при этом и не подозревают, что те игры, которые им подсказывают, или задания, которые дают, организованы специально. Разные виды эксперимента, как правило, сочетаются между собой в одном и том же исследовании. Сначала проводят обычный эксперимент (в этом случае он называется констатирующим) для того, чтобы зафиксировать у детей тот уровень развития изучаемого психического процесса или качества, который сложился в обычных условиях воспитания. Затем следует формирующий эксперимент, цель которого — получить новый уровень в соответствии с имеющимися предположениями. Наконец, в заключение снова проводится точно такой же эксперимент, как вначале, но на этот раз он называется контрольным. Его назначение — выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента. Кроме основных методов исследования — наблюдения и эксперимента,— в детской психологии применяются вспомогательные методы. Метод беседы (опроса). Метод опроса для изучения детей дошкольников применяется в ограниченных пределах. До четырех лет опрос проводится, как правило, таким образом, чтобы дети отвечали, указывая на предметы или изображения. Примером может служить опрос по картинкам, цель которого — выяснить, как дети оценивают величину изображенных предметов и расстояние между ними. После четырех лет становится возможным и опрос.Беседа применяется в тех случаях, когда нужно выяснить знания и представления ребенка, его мнение о предметах, явлениях, событиях, людях и их поступках, о самом себе. Они должны быть понятны и интересны ребенку и ни в коем случае не должны содержать подсказки, так как дети часто отличаются большой внушаемостью и отвечают утвердительно на вопросы. Беседу должен проводить подготовленный исследователь. Метод тестов. Этот метод служит для сравнения детей по уровню знаний и умений, уровню общего умственного развития или развития отдельных психических процессов и качеств. При помощи тестов можно определить, нормально ли развит ребенок для своего возраста, или его развитие отклоняется от нормы в ту или иную сторону (выше или ниже нормы). Тест — это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает отметку в баллах. Отметка не должна зависеть от личного впечатления человека, проводящего испытание. Тестовые задания для дошкольников оформляют в виде привычной деятельности — игры, конструирования, аппликации. Социометрический метод. Этот метод применяется при изучении взаимоотношений, складывающихся между детьми, положения, которое занимает каждый ребенок в группе сверстников. Дети по одному приглашаются, например, в раздевалку. Каждому дают три вещи (игрушки, картинки) и просят сказать, какая из них нравится ему больше всех, какая меньше, какая совсем не нравится. Затем испытуемому предлагают «по секрету» подарить каждую вещь тому ребенку из группы, кому он хочет (положить ее в шкафчик этого ребенка). Распределение подарков служит основанием для составления особой таблицы — соииограммы,— из которой видно, какие дети пользуются наибольшей популярностью в группе (получили наибольшее количество подарков), какие меньшей, какие вовсе не привлекают симпатии сверстников. Социограмма показывает также взаимность выборов и позволяет сделать предположения о дружеских связях между детьми или стремлении к таким связям.

3)Основные закономерности  психического развития ребёнка.Психика развития зависит от многих обстоятельств. Важнейшей задачей детской психологии является выявление условий психического развития ребёнка. Психологи стремятся перечислить все те обстоятельства, которые влияют на психическое развитие и так же определяют в чем именно состоят их внимание. Ещё одной задачей детской псих является определение тех предпосылок, благодаря которым ребёнок становится человеком и без которых нормальное развитие становится невозможным.К предпосылкам относятся:- природные св-ва ребенка (строение и работа его головного мозга).- то что ребенок вырастает в человеческом обществе которое его воспитывает и обучает.(н-р обезьяна в семье, 2 девочки). Строение и функции организма ребенок получает в наследство от своих предков. С другой стороны человеческая психика не возникает без человеческих условий. Обучаемость ребенка- это и есть одна из наиболее важных особенностей человеческого мозга, отличающая ребенка от мозга животных.Если в животном мире достигнутый уровень развития поведения от одного поколения к другому путем биологического наследования, то у человека свойственные ему виды деятельности знания, умения, психические качества передаются путем социального наследования.Т.е. овладение миром человеческой культурой дети постепенно усваивают вложенный в него общественный опыт те знания, умения которые свойственны человеку-это и есть социальное наследие.Роль родителей заключается в обеспечении мах непосредственного эмоционального общения.

4)Психическое развитие  и деятельность.В процессе воспитания ребёнок усваивает разнообразные действия(строить из кубиков) все эти практические действия которые ведут к появления конкретного результата. Внешние действия.Вместе с тем у ребенка вместе с тем у ребенка формируются и внутренние действия при помощи которых ребенок рассматривает предметы выяснивши их св-ва устанавливает как они связаны, создают замысел игры, запоминают картинки. Эти действия восприятия, памяти, мышления, воображения. Они обычно ориентируют ребенка в окружающем мире, ознакомляясь с условиями, в которых должны выполняться практические действия носят названия ориентированные действия. Когда ребенок начинает осваивать новое для него ориентированные действия оно выполняется им не во внутренней, а во внешней форме т.е. результатом достигнутым путем пробуждения движения.Внутренние действия возникают в результате перехода тех внешних форм ориентированного действия при помощи которых задачи решаются на предыдущем этапе этот процесс перехода внешней во внутреннюю- интериоризация. Благодаря процессу интериоризации усвоение внешних действий которые происходят под руководством взрослых приводит к возникновению совершению внутренних психических действий.Овладение действиями.Овладение разнообразными действиями происходит под влиянием обучения, воспитания и зависит оно не только от желания взрослого. Ребенок может усвоить ни всякие действия и усваивает их не в любом порядке.Причины:- сначала усваиваются более простые, затем более сложные.- для того чтобы ребенок научился новым действиям, оно должно быть интересно самому ребенку.Дети дош возраста лучше усваивают новые действия в игре.

5)Психическое развитие  и обучение.Обучение- это процесс усвоения знаний формирующихся умений и навыков.Обучаться ребенок начинает с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействия на ребенка с помощью создания человеческих предметов.Если взрослый ставит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-либо отбирает для этого методы и приемы, то обучение приобретает организованные, систематический и целенаправленный характер. Воспитание- предполагает формирование определенных установок нравственных оценок и суждений, т.е. формирование всех сторон личности.Так же как и обучение, воспитание начинается после рождения ребенка, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личности.Воспитание ребенка образ жизни их внешний вид привычки, а не только специально проведенные беседы, упражнения, поэтому огромное значение имеет каждый момент общения со взрослыми.Содержит формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастом, и индивидуальные, личностными особенностями ребенка.Развитие воспитания и обучения тесно связаны и выступают как звенья единого процесса. Л.С. Выгодский: зона ближайшего развития.

 ЗАР,  ЗБР, то с  чем ребенок не может справиться  при помощи взрослых.

 

По выражения Выгодского обучение должно быть ориентированным  не на зону актуального развития, т.е. не на то что уже сложилось и  что составляет вчерашний день.ЗБР-определяет содержание тех задач с которыми ребенок ещё не может справится самостоятельно, но решает их с помощью взрослого.Выгодский подчеркивал что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей значит она находится за приделами ЗБР и ни какого развивающего эффекта иметь не будет в лучшем случае удается натаскать ребенка на выполнения подобного задания.Эффективное образование и психическое развитие зависит от того на сколько средства содержание и методы обучения и воспитания разрабатывается с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития.

6)Зона актуального  и ближайшего развития, их роль  в психическом развитии ребёнка.Л.С. Выгодский: зона ближайшего развития.

 ЗАР, ЗБР,то с чем ребенок не может справиться при помощи взрослых.

 

По выражения Выгодского обучение должно быть ориентированным  не на зону актуального развития, т.е. не на то что уже сложилось и  что составляет вчерашний день.ЗБР-определяет содержание тех задач с которыми ребенок ещё не может справится самостоятельно, но решает их с помощью взрослого.Выгодский подчеркивал что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей значит она находится за приделами ЗБР и ни какого развивающего эффекта иметь не будет в лучшем случае удается натаскать ребенка на выполнения подобного задания.Эффективное образование и психическое развитие зависит от того на сколько средства содержание и методы обучения и воспитания разрабатывается с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития.Зона актуального развития (ЗАР) - те действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно.

7)Понятие «кризис  развития». Причины кризиса; пути  выхода из него. Основные кризисы  в развитии ребёнка от рождения  до 7 лет.Кризис развития — это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.

Кризис 3-х лет.Кризис 3-х лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. По Д.Б.Эльконину, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего “я”. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Первая характеристика кризиса - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали. Вторая характеристика кризиса 3-х лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или совсем не хочется, или давно расхотелось. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.  Кризис 6-7 лет. Кризис 7-ми лет служит переходным периодом, и мы как бы отделяем младший школьный возраст от дошкольного детства.  Как всякий кризис, кризис 7-ми лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе ребенка. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становится кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, определеннаясамостоятельность и независимость, настойчивость и упорство, даже упрямство, целеустремленность и, в связи с этим, повышенная познавательная активность. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка); 2) манерничание; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь.

8)Проблема возрастной  периодизации психического развития.Проблема возрастной периодизации психического развития чрезвычайно трудная и важная как для науки, так и для педагогической практики. Ее решение, с одной стороны, связано с представлениями о движущих силах и условиях психического развития, а с другой — влияет на стратегию построения системы образования подрастающего поколения.Исторически первой была предложена — в рамках теории рекапитуляции — периодизация, основанная на биогенетическом законе. Но, будучи построенной на одном внешнем признаке психического развития, она не могла раскрыть его сущность. Позднее была предложена довольно удачная периодизация, основывающаяся на ступенях воспитания и обучения детей, поскольку, действительно, процессы детского развития тесно связаны с воспитанием ребенка, а оно само опирается на огромный педагогический опыт. В отечественной психологии впервые научную периодизацию на основе существенных признаков детского развития предложил Л. С. Выготский. Для возраста как объективной категории, по его мнению, характерны следующие моменты: хронологические рамки отдельного этапа развития, специфическая социальная ситуация развития, качественные новообразования. Под социальной ситуацией развития Л.С.Выготский понимал складывающееся к началу каждого возрастного этапа развития своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его социальной средой. На всем протяжении периода возрастного развития социальная ситуация определяет динамику психического развития и возникающие новообразования, а также формы и путь, по которому они приобретаются.В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Каждый возраст представляет собой целостную структуру, а не совокупность отдельных особенностей. С центральным новообразованием связаны центральные линии развития, а все остальные — с побочными. На следующей стадии центральные линии развития предыдущего возраста становятся побочными, а побочные выдвигаются на первый план. Таким образом, значение и удельный вес отдельных линий развития в структуре возраста меняются, перестраиваются на каждой стадии.Теоретические представления о сущности детства и возрастной периодизации Л. С. Выготского получили дальнейшее развитие в трудах Д.Б.Эльконина. Он считал, что следует говорить о системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять ребенка обществу. Детство имеет конкретно-исторический характер, а все деятельности ребенка — социальное происхождение. Они общественны не только по происхождению, но и по содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений человеческой культуры имеет активный, деятельностный характер. Он активно познает окружающий мир — мир предметов и взаимоотношений между людьми, включаясь в две системы отношений: «ребенок—вещь» и «ребенок—взрослый». При этом вещь содержит в себе кроме физических свойств общественно выработанные способы действия с ней, т. е. о ней можно говорить как об общественном предмете, которым ребенок должен научиться действовать, а взрослый не только имеет индивидуальные особенности, но и выступает как представитель какой-то профессии, носитель каких-то видов общественной деятельности, их задач, мотивов и норм отношений, т. е. как общественный взрослый.

Информация о работе Детская психология