Детские страхи и способы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 15:59, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявить влияние детских страхов на поведение ребенка и возможность их коррекции посредством изотерапии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему детских страхов в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребенка.
3. Выявить детские страхи основной и контрольной группы.
4. Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.
5. Разработать модель коррекционной программы по преодолению страхов у дошкольников.
6. Провести сравнительно – сопоставительный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
- оригинальная теория страха З. Фрейда;
- психоаналитический подход в исследовании детских страхов Анны Фрейд;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Глава I Проблема детских страхов и возможность их коррекции в психологической науке…………………………………………………………7
1.1Проблема фобий в современной психологической и педагогической науке………………………………………………………………………7
1.2 Природа детских страхов и личностная тревожность как фактор формирования страха у ребенка……………………………………….16
1.3 Способы коррекции детских страхов……………………………...35
Глава II Изотерапия как технология арттерапевтического воздействия…..45
2.1 Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства………………………………………………………………...45
2.2 Устранение страхов с помощью изотерапии……………………...49
Глава III Организация и методики исследования……………………………60
3.1 Этапы исследования……………………………………………………….60
3.2 Методики исследования…………………………………………………
3.3 Коррекционная программа по преодолению страхов у дошкольников……………………………………………………………….
Глава VI Результаты и их обсуждение…………………………………….
4.1. Результаты выявления страхов и тревожности у детей дошкольного возраста до проведения коррекционной программы………………………………….
4.2. Результаты выявления тревожности у детей дошкольного возраста после проведения коррекционной программы…………………………….
4.3 Результаты сравнительно-сопоставительного анализа показателей тревожности до и после проведения коррекционной программы……….
Выводы………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 158.01 Кб (Скачать файл)

Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто «застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6–7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков [4, с.40].

В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностике детских страхов, который приобретает важное значение ввиду их довольно широкого распространения среди детей.

В нашем исследовании мы использовали психодиагностическую методику М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», и опросник Г. П Лаврентьевой и Т. М Титаренко.

Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, М.А Захарова [26, с.10]. Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова предполагает выявление  и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именно, и на сколько боится ребенок.

Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Мы спрашивали о страхах по предлагаемому списку (у детей не раньше 3 лет), вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу вели неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторялся вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просили давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а, не зачитывая его.

Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки. Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает  возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

 

 

Ты боишься:

1) когда остаешься один;

2) нападения бандитов;

3) заболеть, заразиться;

4) умереть;

5) того, что умрут твои  родители;

6) каких-то людей;

7) потерять маму или  папу;

8) того, что они тебя  накажут;

9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ   

10) опоздать в детский  сад, школу;

11) перед тем как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);

15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете 

(страх замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови;

27) уколов;

28) боли;

29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет,

стукнет).

 

 

Педагогу, который постоянно работает с детьми нашей выборки, предлагалось ответить на 20 предлагаемых ниже утверждений, приминительно к каждому ребенку. Педагог отвечал на каждое из утверждений (Да «+» или нет «-»), фиксировал в таблицу отдельные проявления тревожности у каждого испытуемого.

Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко применяется с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников [28, с.54].

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться  на чем-то.

3. Любое задание вызывает  излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения  заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных  ситуациях.

7. Как правило, краснеет  в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся  страшные сны.

9. Руки у него обычно  холодные и влажные.

10. У него нередко бывает  расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда  волнуется.

12. Не обладает хорошим  аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает  с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает  у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко  расстраивается.

16. Часто не может сдержать  слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться  за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться  с трудностями.

Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15 - 20 баллов; средняя —7 - 14 баллов; низкая — 1-6 баллов. Полученные результаты фиксивовались в отдельном бланке, представленном в приложении

Чтобы, понять ребенка, узнать, чего же он боится, какие испытывает страхи, необходимо попросить воспитателея, заполнить бланк опросника. Ответы взрослого прояснят ситуацию. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположение. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (в игре, на улице), в общении с другими детьми.

С целью выявления достоверности различий в уровне страхов у детей дошкольного возраста после внедрения коррекционной программы, нами был использован метод математической статистики – Т критерий Вилкоксона – критерий применяется для сопоставления показателей изменений в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. С его помощью можно определить, является ли сдвиг показателя в каком-то одном направлении более существенным, чем в другом [……].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Коррекционная программа по преодолению страхов у дошкольников

 

1. Пояснительная  записка

1)  Обоснование основной  категории

 Страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность.

        Мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Разве не внушает страх незнакомое пространство, в которое внезапно попадает ребенок, и даже его собственная комната? А какие опасности таит в себе темное время суток – вечер и ночь, когда страшным представляется то, что днем никакого испуга не вызывает. Плоды детских страхов, возникающие вдруг в воображении ребенка, нереальны, однако страх, испытываемый дошкольником, переживается им по-настоящему. Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Они имеют разное значение для ребенка. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть "свои" страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают.

 

2) Актуальность  поставленной проблемы для детей дошкольного возраста

Перед детьми, страдающими нервно-психическими расстройствами, встаёт проблема социально-психологической адаптации: нарушение психологического здоровья, выраженная повышенная тревожность, которая может привести к существенному снижению внимания. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит 
повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У дошкольников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах, в общении. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания.

 Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиск путей оказания помощи детям привела к созданию данной психокоррекционной программы.

3) Методологические  подходы

На вопрос «Почему мы боимся?» разными специалистами выдвигаются различные варианты ответов:

  • Доктор Джон Хеттема, долго считавший страх и опаску проявлением человека на влияние окружающей среды, пришел к выводу, что это частично унаследованная черта характера, запрограммированная в наших генах.
  • Одна из современных версий теории страха пренадлежит профессору Ю. В Щербатых. Он разделяет все страхи на три группы: биологические, социальные, экзистенциальные.

К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связанна с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений ко второй, а страх к смерти – к третьей. На самом деле, в каждом страхе в той или иной мере присутствуют все три составляющие, но одна из них является доминирующей.

  • Бихевиористы считают, что люди с фобиями, формируют свой страх перед определенными объектами, ситуациями или событиями путем классического обусловливания. Однажды испытав страх, люди избегают пугающих объектов или ситуаций, теряя возможность обрести контроль над своим страхом.
  • Психоаналитики говорят, проблема страха – это сосредоточение многообразных вопросов, ответы на которые должны пролить свет на душевную жизнь человека.

 

4) Методологическая  основа для псикоррекционной  программы

За методологическую основу в данной программе взят психоанализ.

5) Цели, задачи  псикоррекционной программы

Цель: создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
  2. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
  3. Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
  4. Содействовать развитию творческих задатков.

 

 

6) Стратегия и  тактика

Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог – психолог рассказывает, что и как делать, показывает, то есть действует как учитель. На втором же занятии он выступает как уже партнер (совместная деятельность). На третьем – дети действуют самостоятельно. Взрослый – организатор среды.

Структура занятий

Каждое занятие включает в себя:

  1. Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей.
  2. Установление контакта.
  3. Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.)
  4. Игры на повышение двигательной активности.
  5. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
  6. Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем – сам ритуал прощания, и все вместе (дети с педагогом - психологом) поднимаются в группу и там уже прощаются. При необходимости детям даётся домашнее задание.

Релаксационное дыхательное и мышечное упражнение проводят или не проводят – в зависимости от степени эмоционального возбуждения детей после подвижной игры.

 

7) Организация  проведения программы

Данная программа будет проведена для детей 5-7 лет 2 раз в неделю. Длительность занятий 30 минут, место проведения кабинет психолога ДОУ. Каждое занятие включает в себя этюды, игры, упражнения. Они короткие, разнообразные, доступные детям по содержанию. В качестве отдыха используются спонтанный танец, подвижные, шумные игры, где много смеха и движений (ими перемежаются основные занятия). Процесс проведения занятий предлагает гибкость и творчество. Занятия проводятся в игровой форме. Для проведения релаксации используется запись природных звуков – пение птиц, шум моря, водопада.

Информация о работе Детские страхи и способы их коррекции