Детский коллектив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

Работа содержит следующие разделы:
1. Что такое детский коллектив;
2. Стадии развития детского коллектива;
3. Методическая разработка Всероссийского детского центра «Орленок».

Файлы: 1 файл

Что такое детский коллектив.docx

— 21.00 Кб (Скачать файл)

 

 Что такое детский  коллектив

  1. Коллектив – относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи (БСЭ).
  2. Коллектив – высший уровень развития малой группы, в которой все внутригрупповые процессы опосредованы совместной деятельностью, а члены группы не только разделяют общие ценности, но и принимают цели групповой деятельности как свои собственные (Социальная психология).
  3. Коллектив – своеобразная модель общества, отражающая не столько форму, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята (Г.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, 1978).
  4. Коллектив – это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности, коллектив – это социальный организм в здоровом человеческом обществе (А.С. Макаренко, Соч., т.7, с. 13).

Последнее определение  мы принимаем за рабочее: «Коллектив – это свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности, коллектив – это социальный организм в здоровом человеческом обществе».

 

Стадии  развития детского коллектива 

 

А.Н. Лутошкин в книге «Как вести за собой» выделил следующие стации развития коллектива: 

  • «Песчаная россыпь»;
  • «Мягкая глина»;
  • «Мерцающий маяк»;
  • «Алый парус».
  • «Пылающий факел».

А.С. Макаренко: 

 

1 стадия. Требования  к коллективу (от санитарно-гигиенических до организационных) предъявляет руководитель.

2 стадия. Требования  руководителя поддерживает группа  детей (неформальный актив). 

3 стадия. Требования  к личности начинает предъявлять  коллектив. 

 

Методическая  разработка Всероссийского детского центра «Орленок». 

Для каждого периода  характерны свои задачи, пока они не будут решены, не представляется возможным  решать задачи следующего периода. 

 

Особенности этой модели:

  • эта модель подходит для любого коллектива – постоянного или временно действующего, 
  • модель универсальна во времени, поскольку точкой отсчета может быть любая дата в жизни коллектива,
  • модель циклична – даже если мы имеем дело с постоянно действующим коллективом, задачи каждого периода повторяются, но на качественно новом уровне.

 

№ пп

Название периода

Задачи, которые необходимо решить в данном периоде

Позиция педагога

Дела и методы, характерные для  этого 
периода

1

Организационный:

2-4 дня  во временно действующем коллективе (например, лагерь, поход, поездка  и т.п.);

2-8 недель  в постоянно действующем коллективе (например, класс, школа, детское общественное объединение)

1. Познакомить детей друг с другом, дать возможность увидеть друг друга в различных социальных ролях;

2. познакомить с требованиями руководителя (общежития, гигиенические и др.);

3. выявить уровень предметных знаний детей (общий кругозор);

4. узнать уровень физических возможностей детей, их творческих способностей, отношение к коллективной работе и коллективному труду;

5. выявить лидерную расстановку;

6. наметить перспективу развития коллектива и структурно его оформить;

7. педагогу необходимо заинтересовать детей собой, своей личностью

Самая активная:

1. Все идеи – от педагога;

2. наблюдает;

3. принимает решения;

4. формирует положительный, яркий, веселый, эмоциональный фон;

5. отслеживает симпатии

Методы: 
Общий подход - от простого к сложному. Чем больше дел, тем лучше. Сначала на подготовку 5 минут, позже – до часа (но не более). 

- Метод  случайной разбивки на группы (как можно больше вариантов  разбивки): дни рождения (по четырем  сезонам), по цветам одежды и т.п.

- Метод  выбора по симпатиям: определяется  три лидера, потом - по цепочке,  в конце выбирают «аутсайдеры»

- Формирование  постоянных групп идет на основе  симпатий). Микрогруппа – группа (5-7 чел.), в которой наиболее комфортно ребенку: 
- примерно одинаковое число девочек и мальчиков, лидеров и «аутсайдеров», «ботаников» и «спортсменов».

Дела: 
- «Из непонятных предметов сложить фигуру»; 
- Концерт «Молния»; 
- Концерт «Ромашка»; 
- «Журнал «Эстафета»; 
- «Весела спартакиада»; 
- «Трудовой десант»; 
- Разведка интересных дел – планирование; 
- оргсбор (оргсобрание) – выборы командиров на определенный срок (четко прописываются права и обязанности ребенка, входящего в этот орган), между общими сборами работает орган самоуправления, например, «совет командиров» (его название определяется содержанием деятельности коллектива). 

2

Основной:

10-20 дней  во временном детском коллективе, ноябрь-апрель – в постоянном

1. Отработать систему самодеятельности и самоуправления;

2. приучить к регулярности сборов органов самоуправления (их решения обязательны для всех)

Позиция учителя – учит, объясняет, подсказывает как спланировать, организовать, распределить роли.

К концу  основного периода позиция педагога меняется на 
Позицию наблюдателя - телесоветчика.

Методы: 
- метод инициативной группы; 
- метод творческой группы; 
- метод совет дела.

Дела: 
(требуют длительной подготовки): 
- встречи; 
- конкурсы; 
- соревнования; 
- десанты; 
- вечера и т.п.

3

Заключительный

1. Подведение итогов.

2.Определение перспективы дальнейшего развития коллектива – построение «мостика» в будущее.

Позиция включенного наблюдения - дает совет только в том случае, если его об этом просят.

Методы: метод опосредованного влияния.

Дела: одно-два дела (те, что требуют наиболее длительной подготовки), демонстрация достижения поставленных целей.



Информация о работе Детский коллектив