Детско родительские отношения и аффилиация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:53, дипломная работа

Описание работы

В современном обществе одной из важнейших проблем является проблема воспитания ребенка в семье. Дети, как ячейка социума, зачастую сталкиваются с одиночеством, нехваткой общения, в том числе и общения с родителями, что пагубно сказывается на формировании психологически и физически здоровой личности. Учитывая, что родители в силу различных объективных и субъективных факторов не могут уделять своему чаду должное количество времени, необходимое для полноценного воспитания, у ребенка формируется аффилиация, которая в силу технологического развития общества выливается в привязанность к интернету, онлайн-играм.

Файлы: 1 файл

старое.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

• Заполнение опросника на двух родителей в среднем темпе занимает около 45-50 минут. Для младших подростков время немного увеличивается. При наличии ограничения по времени (например, проведение во время школьного урока) целесообразно ориентировать подростков во времени заполнения: «чтобы не спешить в конце урока сейчас надо заполнять примерно четвертую колонку», «по времени сейчас нужно переходить ко второму бланку».

• Часть вопросов носит неконкретный характер (например, «по-разному реагирует на одни и те же события»). Периодически подростки просят прокомментировать какой-то вопрос («Например, ты принес из школы «двойку». Если она в хорошем настроении, то скажет: «Ничего, бывает», а если в плохом – будет ругаться. Событие одно и то же, а ведет она себя по-разному»). Перед проведением методики психологу стоит просмотреть вопросы и продумать возможные примеры-объяснения.

Вторая  методика, использованная нами при  проведении исследования, была разработана Рене Жилем и опубликована в 1959 году. Суть данной методики заключается в том, что ее основной рабочий материал состоит из картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые, а также из тестовых заданий, которые направлены на то, чтобы выявить особенности поведения в различных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

В тестовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в некоторых  ситуациях. Например:

- С  кем ты любишь играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя?

Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога  данные. Методика дает возможность  описать систему личностных отношений  ребенка, складывающуюся из двух групп переменных:

1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные  отношения ребенка с другими  людьми: 1) матерью; 2) отцом; 3) обоими  родителями; 4) братьями и сестрами; 5) бабушкой и дедушкой; 6) другом (подругой); 7) учителем (воспитателем или другим  авторитетным для ребенка взрослым).

2. Показатели, характеризующие особенности самого  ребенка:

1) любознательность; 2) стремление к доминированию  в группе; 3) стремление к общению  с другими детьми в больших  группах; 4) отгороженность от других, стремление к уединению; 5) социальная адекватность поведения. Помимо качественной оценки результатов все показатели получают свое количественное выражение. Несмотря на то, что необходима дальнейшая работа по изучению валидности и надежности теста, проведенные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с помощью теста.

Цель  методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также  его взаимоотношений с окружающими.

Методика  является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Методика  Рене Жиля отличается от других методик в первую очередь тем, что она по своей сути проста и схематична, что делает ее намного более легкой для испытуемых детей, а также дает возможность больше ее формализовать. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему  личностных отношений ребенка, можно  условно разделить на две большие группы переменных.

1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные  отношения ребенка: отношение  к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение  к другу или подруге, к авторитарному  взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, осторожность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Все авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику  Р. Жиля нельзя отнести к числу  чисто проективных, она представляет собой форму переходную между  анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.

Перед тем, как начать работу по методике, ребенку необходимо сообщить, что от него требуются ответы на вопросы, связанные с картинками. Ребенок должен рассмотреть рисунки, а затем прослушать или прочитать вопросы и ответить на них.

Подросток выбирает себе место среди людей, изображенных на рисунке, или же связать свою личность с персонажем, который занимает то или же другое место в группе. Далее, в текстовых заданиях, ребенку необходимо предложить текстовые задания для выбора типичной формы поведения, причем некоторые из них являются социометрическими.

Необходимо заметить, что методика Рене Жиля ввиду того, что дает информацию о том, как относится ребенок к своему семейному окружению и явлениям, происходящим вокруг него, остается более чем актуальной и по сей день.

При интерпретации  результатов исследования нами были использованы корреляционный и факторный анализы.

Корреляционный  анализ – это проверка гипотез  о связях между переменными с  использованием коэффициентов корреляции. Коэффициент корреляции – двумерная  описательная статистика, количественная мера взаимосвязи (совместной изменчивости) двух переменных. Таким образом, корреляционный анализ это совокупность методов обнаружения корреляционной зависимости между случайными величинами или признаками. Корреляционный анализ для двух случайных величин заключает в себе:

      1. построение корреляционного поля и составление корреляционной таблицы;
      2. вычисление выборочных коэффициентов корреляции и корреляционных отношений;
      3. проверка статистической гипотезы значимости связи.

Основное назначение корреляционного анализа – выявление корреляционной связи между двумя или более изучаемыми переменными. Корреляционная связь это совместное согласованное изменение двух изучаемых характеристик. Данная изменчивость обладает тремя основными характеристиками: формой, направлением и силой.

По форме связь может быть линейной или нелинейной. Более удобной для выявления и интерпретации корреляционной связи является линейная форма.

Для линейной корреляционной связи можно выделить два основных направления: положительное («прямая  связь») и отрицательное («обратная связь»).

Сила связи  напрямую указывает, насколько ярко проявляется совместная изменчивость изучаемых переменных. В психологии функциональная взаимосвязь явлений  эмпирически может быть выявлена только как вероятностная связь  соответствующих признаков. Наглядное представление о характере вероятностной связи дает диаграмма рассеивания – график, оси которого соответствует значениям двух переменных, а каждый испытуемый представляет собой точку.

Критерием для  отбора «достаточно сильных» корреляций может быть как абсолютное значение самого коэффициента корреляции (от 0,7 до 1), так и относительная величина этого коэффициента, определяемая по уровню статистической значимости (от 0,01 до 0,1), зависящему от размера выборки. В малых выборках для дальнейшей интерпретации корректнее отбирать сильные корреляции на основании уровня статистической значимости. Для исследований, которые проведены на больших выборках, лучше использовать абсолютные значения коэффициентов корреляции.

Таким образом, задача корреляционного анализа сводится к установлению направления (положительное или отрицательное) и формы (линейная, нелинейная) связи между варьирующими признаками, измерению ее тесноты, и, наконец, к проверке уровня значимости полученных коэффициентов корреляции.

В настоящее время разработано множество различных коэффициентов корреляции. Самыми важными и незаменимыми являются три из них: r-Пирсона, r-Спирмена и τ-Кендалла. В нашем исследовании использовался коэффициент Спирмена.

Факторный анализ представляет собой статистический метод, который используется при обработке больших массивов экспериментальных данных. Комплекс аналитических методов, позволяющих выявить скрытые латентные признаки, а так же причины их возникновения и внутренние закономерности их взаимосвязи.

Задачами факторного анализа являются:

      1. сокращение числа переменных,
      2. определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. классификация переменных.

Факторный анализ используется как метод сокращения данных или как метод структурной  классификации.

Важное отличие факторного анализа от всех других методов в том, что его нельзя применять для обработки первичных, или, как говорят, "сырых", экспериментальных данных, т.е. полученных непосредственно при обследовании испытуемых. Материалом для факторного анализа служат корреляционные связи, а точнее – коэффициенты корреляции Пирсона, которые вычисляются между переменными, включенными в обследование. Иными словами, факторному анализу подвергаются корреляционные матрицы.

Используется  для конструирования тестов и  методик; для изучения любых экспериментальных наблюдений, их структуры, исходя из внешних признаков.

Главное понятие  факторного анализа – фактор. Это  искусственный статистический показатель, возникающий в результате специальных  преобразований таблицы коэффициентов корреляции между изучаемыми психологическими признаками, или матрицы корреляций. В результате факторизации из корреляционной матрицы может быть извлечено разное количество факторов вплоть до числа, равного количеству исходных переменных. Однако факторы, выделяемые в результате факторизации, как правило, неравноценны по своему значению.

 

Метод позволяет  составлять гипотезы относительно природных  процессов, присущих самому измеряемому  свойству. Так же факторный анализ позволяет установить для большого числа признаков узкий набор свойств, характеризующих связь между признаками и факторами.

Факторный анализ имеет 4 стадии:

1. вычисление  корреляционной матрицы для всех  переменных, участвующих в анализе,

2. извлечение  факторов,

3. вращение факторов  для создания упрощенной структуры,

      1. интерпретация факторов.

 

2.2.


Информация о работе Детско родительские отношения и аффилиация