Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.
В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом, предметом исследования и гипотезой, в работе были поставлены и решались следующие задачи:
-изучить литературу, изданную ранее по данной тематике;
-определить основные понятия, необходимые для данного исследования;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
1. Личность младшего школьника
2. Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка
2.1 Понятие семьи и семейных отношений
2.2 Типы семейных взаимоотношений
2.3 Роль семьи в воспитании личности ребенка
3. Нарушения детско-родительских отношений. Влияние на личность ребенка
3.1 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений с помощью различных методик
1. Методики исследования детско-родительских отношений
1.1 Метод «Цветовая социометрия»
1.2 Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
1.3 Методика «Рисунок семьи»
1.4 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
2. Результаты проведенного исследования
2.1 Методика «Рисунок семьи»
2.2 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Сиреневый цвет

 

1

2

3

4

 

Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление.

Инертный человек, не желающий каких- либо перемен в отношениях с людьми.

Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей.

Чувство обиды, злости. Проявление безразличия, часто жестокости по отношению к окружающим.

 
         

Малиновый цвет

 

1

2

3

4

 

Стремление произвести впечатление  на

окружающих.

Авторитарность в

социальных

отношениях.

Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность.

Стремление окружить себя «идеальными  людьми». Выдвигает на первый план собственные  интересы.

Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные «приключения».

 
         

Розовый цвет

 

1

2

3

4

 

Стремление к нежности, комфорту, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности.

Проявляет интерес к данному  человеку. Находит удовольствие в  процессе общения с ним.

Любит, чтобы им

восхищались.

«Нарциссизм»

Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими.

 
         

Красный цвет

 

1

2

3

4

 

Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая  неуравновешенность, но с сохранением  самобытности.

Олицетворение человека

действия, который воплощает в  жизнь идеи, увлекающие и ребенка.

Независимый, осторожный человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его  недостаткам.

Агрессивный, придирчивый, не признающий за

собой недостатков.

Авторитарен.

Хвастлив.

Стремление

любыми

средствами

 
         

Белый цвет

 

1

2

3

4

 

Стремление к нежности, ласке, защите, к близкому, доверительному общению. Нервный, отличается привязанностью. Проявляет чуткость, терпение.

Значимый человек, отношение к  которому трепетное, хотя бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно  оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку.

Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям.

Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия.

 
         

Приложение 3

Вопросы к анкете исследования особенностей эмоциональной стороны  детско-родительских взаимоотношений.

Протокол и инструкция

 

Возраст

Пол ребенка

Ребенок в семье по старшинству

Структура семьи (полная/неполная)

 
           
           
           

Уважаемые родители! Оцените, используя  пятибалльную шкалу, справедливы ли для Вас следующие утверждения:

Шкала

 

5

абсолютно верно

 

4

скорее всего, это так

 

3

в некоторых случаях верно

 

2

не совсем верно

 

1

абсолютно неверно

 
     

Приложение 4

Вопросы анкеты

Я сразу замечаю, когда мой ребенок  расстроен.

Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять пока 
кой причине.

Когда моему ребенку больно, мне  кажется, я тоже чувствую 
боль.

Мне часто бывает стыдно за моего  ребенка.

Чтобы ни сделал мой ребенок, я буду любить его,

Воспитание ребенка - сложная проблема для меня.

Я редко повышаю голос.

Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его 
и испортить.

Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.

Плохое настроение моего ребенка  не может быть оправданием его непослушания.

Я легко могу успокоить моего  ребенка.

Чувства моего ребенка для меня загадка.

Я понимаю, что мой ребенок может  грубить, чтобы скрыть обиду.

Часто я не могу разделить радость  моего ребенка.

Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он «плохо ведет себя».

Я много хотел (а) изменить в своем  ребенке.

Мне нравится быть матерью (отцом).

Мой ребенок редко спокойно реагирует  на мои требования.

Я часто глажу моего ребенка  по голове.

Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с 
этим самостоятельно.

Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы  объяснить ему, что он 
не прав.

Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.

Я чувствую отношение моего ребенка  к другим людям.

Часто я не могу понять, почему мой ребенок плачет.

Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.

Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.

Ничто не мешает мне любить своего ребенка.

Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.

Мы с моим ребенком приятно проводим время.

Я испытываю раздражение, когда  мой ребенок буквально «липнет» ко мне.

Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старания и достижения.

Даже когда ребенок устал, он должен довести дело до конца.

У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.

Часто мой ребенок кажется мне  равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.

Я всегда понимаю, почему мой ребенок  расстроен.

Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут 
испортить его.

Я чувствую, что мой ребенок любит меня.

Меня удручает, что мой ребенок  растет совсем не таким, каким 
мне хотелось бы.

Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка.

Часто у нас с ребенком возникает  взаимное недовольство.

Мне часто хочется взять ребенка  на руки.

Я не поощряю незначительные успехи ребенка, это может из 
баловать его.

Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.

Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.

Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.

Часто радость ребенка кажется  мне безразличной.

Я легко заражаюсь весельем моего  ребенка.

Я очень устаю от общения со своим  ребенком.

Я много прощаю своему ребенку из-за любви к нему.

Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о 
своем ребенке, чем я ожидала.

У меня часто возникают спокойные, теплые отношения с моим 
ребенком.

Я редко сажаю ребенка к себе на колени.

Я часто хвалю своего ребенка.

Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.

Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.

Мне тяжело понять желания моего  ребенка.

Я легко могу догадаться, что беспокоит  моего ребенка.

Иногда я не понимаю, как ребенок  может расстраиваться по 
таким пустякам.

Я получаю удовольствие от общения с ребенком.

Не всегда легко принять моего  ребенка таким, какой он есть.

Мне удается научить ребенка, что  и как делать.

Наши занятия с ребенком часто  заканчиваются ссорой.

Мой ребенок любит ко мне прижиматься.

Я часто бываю строгой со своим  ребенком.

Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе».

Когда ребенок расстроен и ему  трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.

Приложение 5

Интерпретация:

БЛОК «Чувствительность»

Способность воспринимать состояние  ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12,34,56).

Понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46). Способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58).

БЛОК «Эмоциональное принятие»

Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48).

Безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60).

Отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, б, 28, 50).

Преобладающий эмоциональный фон  взаимодействия (7,29, 51, 18, 40, 62).

БЛОК «Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия»

Стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52).

Оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64).

Ориентация на состояние ребенка  при построении взаимодействия (21,43,65, 10,32,54).

Умение воздействовать на состояние  ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66).

Каждая характеристика диагностируется с помощью 6 утверждений. Три из них (первые три, указанные в скобках) носят положительный характер. Согласие сданным утверждением -- свидетельство высоко? степени выраженности качества. Три других (вторая тройка) утверждений, указанных в скобках, носят отрицательный характер. Согласие этими утверждениями означает низкую степень выраженности качества.

Степень своего согласия с предложенными  утверждениями можно выразить с  помощью пятибалльной шкалы, расположенной  в правой стороне листа-опросника. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанной характеристики взаимодействия.

Наличие утверждений, имеющих положительную  и отрицательную направленность, позволяет выявить противоречия суждения родителей и повышает достоверность полученной оценки.

Для получения стандартных баллов, которыми было бы удобно характеризовать  выделенные характеристики, предлагается перевести «сырые» баллы по формуле:

(a+b+c-d-e-f+13)/5, где

а, b, с -- оценки положительных утверждений;

d, e, f -- оценки отрицательных утверждений.

Знак «-» перед утверждениями d, e, f означает, что для них используется инвертированная шкала оценок: если за ответ «Абсолютно верно» для положительного утверждения дается 5 баллов, то за ответ «Абсолютно верно» для отрицательного утверждения дается один балл.

Таким образом, степень выраженности каждой характеристики может измеряться в интервале от 1/5 до 5 баллов.

Приложение 6

МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ»

Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме:

 

Выделяемые признаки

Отметки о наличии признаков

 

1

Общий размер рисунка

   

2

количество членов семьи

   

3

Соответствующие размеры членов семьи

мать;

отец;

сестра;

брат;

дедушка;

бабушка и т.д.

   

4

Расстояние между членами семьи.

Наличие каких-либо признаков между  ними

   

5

Наличие животных

   

6

Вид изображения:

схематическое;

реалистическое;

эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.;

метафорическое изображение в  движении, в действии.

   

7

Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3…).

Степень аккуратности исполнения.

   
       

Приложение 7

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ  РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИНА

Инструкция: внимательно прочитайте утверждения, напротив каждого поставьте  ответ «верно», если оно совпадет с вашим мнением, или «неверно», если не совпадет.

1. Я всегда сочувствую своему  ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать  все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение  моего ребенка значительно отклоняется  от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка  в стороне от реальных жизненных  проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство  симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают  ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь  своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе  отношение к ребенку приносит  ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку  я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется  в жизни.

13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает  такие поступки, которые заслуживают  осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом  развитии и для своего возраста  выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка,  впитывает в себя все самое  плохое.

18. При всем старании моего  ребенка трудно научить хорошим  манерам.

19. Ребенка с детства следует  держать в жестких рамках, только  тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего  ребенка приходят к нам в  дом.

21. Я всегда принимаю участие  в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно  «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется  успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят  о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего  ребенка со сверстниками, то они

кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что  мой ребенок взрослеет, и с  нежностью вспоминаю то время,  когда он был еще совсем  маленьким.

29. Я часто ловлю себя на  том, что с неприязнью и враждебно  отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только  требовать от ребенка, но и  сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением,  как к личности.

Информация о работе Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка