Детско-родительские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:30, реферат

Описание работы

В семье происходит ни с чем несравнимый по своей значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее развитие ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей деятельности, овладение навыками общения, приобщения его к человеческой культуре. Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов.

Файлы: 1 файл

детско-родит. отношения.docx

— 41.33 Кб (Скачать файл)

По Гарбузову, это воспитание по типу А (неприятие, отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения.

По М.И. Лисиной, дети, с заниженным представлением о себе, растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

По Э. Арутюнянц, итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально – организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном.

Дети, у которых  занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или  ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует  требованиям родителей.

Дети с  низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они  не ставят перед собой высоких  целей и постоянно сомневаются  в своих возможностях. Личностной особенность в этом возрасте может  стать тревожность. Высокая тревожность  приобретает устойчивость при постоянном недовольстве со стороны родителей.

Из–за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязням проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные  падающей продуктивностью работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются  на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это в свою очередь, усиливает сложившееся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению заданий.

  1. Эмоциональное отвержение ребенка. Воспитание по типу «золушки», чрезмерное реагирование со стороны родителей на незначительное поведение, игнорирование потребностей ребенка. Это приводит, естественно, к невротическим расстройствам.

При таком  варианте возможен «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда  у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

  1. Гипертрофированная моральная ответственность родителей за ребенка перед окружающими. Высокие требования, недостаточное внимание к состоянию ребенка, частое использование наказаний. У таких родителей ребенок всегда не прав. Поэтому у него появляется нерешительность в общении со сверстниками, склонность к ссорам, самоагрессия, гипертрофированное чувство вины.
  2. Гиперпротекция. Ребенок представлен сам себе, родители его не контролируют, не интересуются им. Поэтому, для ребенка характерны неустойчивый тип поведения, слабая воля.

В семьях, где  растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной  требовательностью. Здесь не прибегают  к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с заниженной самооценкой (необязательно очень низкой) пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути - бесконтрольность, следствие равнодушия родителями к детям и друг к другу.

Методы воспитания у матерей и отцов нередко  противоречивы, несогласованны. Все  это приводит к тому, что у детей  не возникает желания усваивать  социально  приемлемые формы поведения, не формируется самоконтроль и чувство  ответственности. Они всеми силами избегают чего – то нового, неожиданного, неизвестного - из страха, что при столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведения. Поскольку у них не выработано чувство независимости и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило, мало или вообще нет.

Помимо этого  выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Адекватность  родительской позиции может быть определена, как умение родителей  видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость  родительской позиции рассматривается  как способность перестройки  воздействия на ребенка по ходу взросления и в связи с различными изменениями  условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии с изменениями  ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка  приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется  изменение  родительских позиций по одному или  по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся неизменчивыми и непрогностичными. Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми членами семьи. Детские роли четко выявляются в семьях, когда родительские позиции утрачивают гибкость и адекватность.

К наиболее типичным относят четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «бэби».

  • «Козел отпущения». Эта детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит, на себя эмоции родителей, которые они на самом деле испытывают друг к другу.
  • «Любимчик». Он возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему.
  • «Бэби». В этой роли ребенок отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.
  • «Примиритель». Ребенок в такой роли включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.

Родительская  позиция – Это некое целостное  образование, это реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов  воспитания. То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит, прежде всего, от соотношения между сознаваемыми и неосознаваемыми мотивационными тенденциями.

Наблюдение  за воспитанием детей в различных  семьях позволили психологам составить  описание различных типов воспитания.

А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми , включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий  стиль. Предполагает существенные ограничения  поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и  детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются  ребенку постоянно и последовательно  и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

Д. Бомринд описала три различных типа родительского поведения: авторитетный, авторитарный и либеральный.

Авторитетный  стиль. Образ действий родителей, отличающийся твердым контролем над детьми и в тоже время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют им смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не кажутся произвольными или несправедливыми, и потому дети легко соглашаются с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно.

По Бомринд дети авторитетных родителей превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой. Дети авторитетных родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения, они более энергичны, им легче удается наладить хорошее отношение со сверстниками.

Авторитарный  стиль. Образ действий родителей, отличающийся подчинением собственного поведения  жестким правилам и навязыванием этих правил своим детям, а также  исключением детей из процесса принятия решения в семье. Авторитарные родители контролируют поведение своих детей  и заставляют их жестко придерживаться установленных ими правил. Они  обычно сдержаны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения. Например, если ребенок хочет дольше обычного задержаться в гостях, авторитарные родители, скорее всего, отклонят просьбу ребенка со словами: «Порядок есть порядок». Если же ребенок продолжает настаивать или начинает плакать, авторитарные родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию – возможно, даже физическому. Авторитарные родители отдают команды и ожидают, что они будут выполнены, избегая долгих споров с детьми. Они ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне и они бессильны изменить их. Неумение взрослых забыть, что их слово – «истина в последней инстанции», позиция приказа «стань таким, как я хочу». Все попытки ребенка обрести независимость от таких родителей могут оказаться для него крайне фрустрирующим. При авторитарном (репрессивном) стиле воспитания со стороны родителей, дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Фрустрация этих потребностей, приводящая к психологическому дискомфорту, серьезно сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Дети, испытывающие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности. Они предпочитают до минимума сводить общение с взрослыми и сверстниками, отказываются от контакта с незнакомыми им людьми, в ситуации школьного обучения не отвечают на вопросы так, как боятся допустить ошибку, за которой может последовать наказание. Постоянное ожидание угрозы со стороны окружающих, непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение еще не вполне окрепшей нервной системы ребенка, что приводит к различным соматическим и функциональным заболеваниям.

Осознанная  или неосознанная родительская авторитарность порождает у дошкольников дефицит  неординарности, чувство собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие  благоприятное становление личности.

По Бомринд дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны.

Либеральный (попустительский) стиль. Образ действий родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля над детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Либеральные родители являют собой полную противоположность авторитарным: они почти или совсем не ограничивают поведение детей. И вопрос, можно ли задержаться ребенку в гостях дольше обычного, скорее всего, вообще не станет для них предметом обсуждения, так как в такой семье нет установленного времени для отхода ко сну и от ребенка не требуют, чтобы он информировал родителей о своем местонахождении. При таком избытке свободы дети практически лишены родительского руководства. Даже если поступки детей сердят их и выводят из равновесия, либеральные родители стараются подавить свои чувства. Дети либеральных родителей склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

В дополнении к трем стилям Маккоби и Мартин выделили четвертый стиль индифферентный.

Индиффирентный стиль. Образ действия родителей, характеризующийся отсутствием интереса к выполнению родительских функций или к собственным детям; индифирентные родители практически не контролируют детей и не проявляют в отношениях с ними теплоты и сердечности. Такие родители не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Дети индиффирентных родителей: ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к деликатному поведению. Исследования малолетних правонарушителей показывают, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью.

Психокоррекционная работа в сфере детско-родительских отношений.

Важнейшим фактором, влияющим на формировании личности ребенка, являются гармоничные внутрисемейные отношения родителей и детей, принятие родителей детей, заинтересованность родителя в планах ребенка, его будущем, воспитании независимости, самостоятельности ребенка, вере в успешность ребенка.

Информация о работе Детско-родительские отношения