Девиантное поведение: сущность, виды, механизм возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы
понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1). дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с
различными формами его проявления. В частности следует различать девиантное
поведение, которое носит социально-творческий характер, является
порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения,
которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит
социально негативный характер [5. C.7];
2). понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев
различные подходы к изучению указанной проблемы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды девиантного 4
поведения
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения 8

Заключение 12
Список использованных источников 14

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение сущность, виды, механизм возникновения.docx

— 24.14 Кб (Скачать файл)

Девиантное поведение: сущность, виды, механизм возникновения

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

|Введение   |.........................................................|3    |

|           |...................................................      |     |

 

|Глава 1. Понятие и виды девиантного         |........................|4    |

|поведения                                   |.....................   |     |

 

|Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения |...............|8    |

|                                                     |............   |     |

|            |                                                        |     |

|Заключение  |........................................................|12   |

|            |..................................................      |     |

 

|Список использованных источников |...................................|14   |

|                                 |...............................    |     |

 

 

 

                                  Введение

 

 

 

      Всему   миру,  социальному  бытию   и   каждому   человеку   свойственно

отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого  отклонения

лежит в особенностях взаимосвязи  и  взаимодействия  человека  с  окружающим

миром, социальной  средой  и  самим  собой.  Возникающее  на  основе  такого

свойства   разнообразие   в   психофизическом,   социокультурном,   духовно-

нравственном состоянии людей и их  поведении является  условием  расцвета

общества, его совершенствования  и осуществления социального  развития.

      Отклонение  в  поведении  -  девиантное  поведение -  является,  таким

образом, естественным условием  развития  человека,  жизни  всего  общества.

Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом  заключается

актуальность его изучения.

      Основная  цель данной  контрольной  работы  заключается  в  том,  чтобы

понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.

      Для этого  необходимо решить ряд задач:

      1).  дать  определение  отклоняющегося  поведения  и   разобраться   с

различными формами его  проявления. В частности следует  различать  девиантное

поведение,   которое   носит   социально-творческий    характер,    является

порождением или отражением социальной инновации, от  девиантного  поведения,

которое  порождено или открывает путь  к социальной   патологии,   носит

социально негативный характер [5. C.7];

      2). понять причины  возникновения  девиантного  поведения,  рассмотрев

различные подходы к изучению указанной проблемы.

 

 

                Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения

 

 

 

      Процесс социализации (процесс усвоения индивидом  образцов  поведения,

социальных   норм   и   ценностей   ,   необходимых   для   его    успешного

функционирования  в   данном  обществе)   достигает   определенной   степени

завершенности  при  достижении  личностью   социальной   зрелости,   которая

характеризуется  обретением  личностью  интегрального  социального   статуса

(статус, определяющий положение  человека в  обществе).   Однако  в  процессе

социализации возможны сбои, неудачи.  Проявлением  недостатков  социализации

является  отклоняющееся  (девиантное)  поведение -  это   различные   формы

негативного  поведения  лиц,  сфера  нравственных  пороков,  отступление  от

принципов, норм морали и  права [1. C. 78]. К основным формам  отклоняющегося

поведения  принято   относить   правонарушаемость,   включая   преступность,

пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

      Многочисленные  формы  отклоняющегося  поведения   свидетельствуют   о

состоянии  конфликта   между   личностными   и   общественными   интересами.

Отклоняющееся поведение - это  чаще всего попытка уйти из  общества,  убежать

от  повседневных  жизненных  проблем   и   невзгод,   преодолеть   состояние

неуверенности  и напряжения через определенные компенсаторные формы.  Однако

отклоняющееся поведение  не всегда носит негативный характер. Оно может  быть

связано   со   стремлением   личности   к   новому,   попыткой    преодолеть

консервативное, мешающее двигаться  вперед. К отклоняющемуся поведению  могут

быть  отнесены  различные  виды  научного,  технического  и художественного

творчества.

      Рассмотрим  различные виды социальных отклонений.

Культурные и психические  отклонения.  Социологов  интересуют  прежде  всего

культурные отклонения, то есть  отклонения  данной  социальной  общности  от

норм культуры. Психологов  же  интересуют  психические  отклонения  от  норм

личностной организации: психозы, неврозы и так далее.  Люди  часто  пытаются

связывать  культурные  отклонения  с  психическими.  Например,   сексуальные

отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения  в  социальном

поведении  связывают  с   личностной   дезорганизацией,   иначе   говоря   с

психическими  отклонениями.  Однако  личностная  дезорганизация  далеко   не

единственная   причина   отклоняющегося   поведения.    Обычно    психически

ненормальные личности полностью  выполняют все правила и  нормы,  принятые  в

обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне  нормальных,  бывают

характерны  весьма  серьезные  отклонения.  Вопрос   о   том,   почему   это

происходит, интересует как  социологов, так и психологов.

     2. Индивидуальные  и групповые отклонения.

индивидуальные, когда отдельный  индивид отвергает нормы своей  субкультуры;

групповое, рассматриваемое  как конформное поведение члена  девиантной  группы

по отношению  к  ее  субкультуре  (например,  подростки  из  трудных  семей,

проводящие большую часть  своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь"  кажется

им нормальной, у них существует свой  "подвальный"  моральный кодекс,  свои

законы и культурные комплексы. В данном случае налицо  групповое  отклонение

от доминирующей культуры, так как подростки живут в  соответствии  с  нормами

собственной субкультуры) [4. C. 113].

Первичное и вторичное  отклонения. Под первичным отклонением  подразумевается

отклоняющееся поведение  личности, которое в целом  соответствует  культурным

нормам,  принятым  в  обществе.  В  данном  случае   совершаемые   индивидом

отклонения так незначительны  и терпимы, что он социально не  квалифицируется

девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих  отклонение

выглядит просто маленькой  шалостью,  эксцентричностью  или  на  худой  конец

ошибкой.

      Вторичным  отклонение называют  отклонение  от  существующих  в группе

норм, которое социально определяется как девиантное.

Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда  оценивается

с точки зрения  культуры,  принятой  в  данном  обществе.  Следует  выделить

необходимые  качества  и  способы  поведения,  которые  могут   привести   к

социально одобряемым отклонениям [4.  C. 115-117]:

сверхинтеллектуальность.      Повышенная      интеллектуальность       может

рассматриваться как способ  поведения,  приводящий  к  социально  одобряемым

отклонениям лишь при достижении  ограниченного  числа  социальных  статусов.

Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении  ролей крупного

ученого или культурного  деятеля,  в  то  же  время  сверхинтеллектуальность

менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

особые склонности. Позволяют  проявлять уникальные качества на  очень  узких,

специфических участках деятельности.

сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто

служит компенсацией за лишения  или переживания, перенесенные в  детстве  или

юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую  мотивацию  к

достижению успеха и  власти  в  результате  одиночества,  испытанного  им  в

детстве, или Никколо  Паганини  постоянно стремился к славе и почету  в

результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

личностные  качества  -  личностные  черты  и  свойства  характера,  которые

помогают достичь возвышения личности;

счастливый случай. Большие  достижения  -  это  не  только  ярко  выраженный

талант и желание, но и  их проявление в определенном месте  и  в  определенное

время.

Культурно  осуждаемые  отклонения.  Большинство   обществ   поддерживает   и

вознаграждает социальные отклонения, проявляемые  в  форме  экстраординарных

достижений и активности, направленной  на  развитие  общепринятых  ценностей

культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда  строго

осуждалось и наказывалось.

       Рассмотрим  теперь  основные  причины   возникновения   отклоняющегося

поведения.

 

 

 

            Глава 2. Причины возникновения  девиантного поведения

 

 

 

       В   изучении  причин  отклоняющегося  поведения  существует  три   вида

теорий:   теории   физических    типов,    психоаналитические    теории    и

социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

Основная предпосылка  всех  теорий  физических  типов  состоит  в  том,  что

определенные  физические  черты  личности  предопределяют   совершаемые   ею

различные отклонения от норм. Среди последователей теорий  физических  типов

можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих  авторов

присутствует  одна   основная   идея:   люди   с   определенной   физической

конституцией склонны  совершать социальные отклонения,  осуждаемые  обществом

[4. C. 118]. Однако практика показала  несостоятельность теорий  физических

типов. Всем известны случаи, когда  индивиды  с  лицом  херувимов  совершали

тягчайшие преступления, а  индивид с грубыми, "преступными" чертами  лица  не

мог обидеть и муху.

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения  лежит  изучение

конфликтов, происходящих в  сознании личности. Согласно теории З.  Фрейда,  у

каждой   личности   под   слоем   активного   сознания   находится   область

бессознательного - это наша психическая энергия,  в которой сосредоточено

все природное, первобытное.  Человек  способен  защититься  от  собственного

природного "беззаконного" состояния путем  формирования  собственного  Я,  а

также  так  называемого  сверх-Я,  определяемого   исключительно   культурой

общества. Однако может  возникнуть  состояние,  когда  внутренние  конфликты

между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным  разрушают

защиту  и  наружу  прорывается  наше   внутреннее,   не   знающее   культуры

содержание. В этом случае может произойти  отклонение  от  культурных  норм,

выработанных социальным окружением индивида.

В  соответствии  с  социологическими,  или  культурными,  теориями  индивиды

становятся девиантами,  так как процессы  проходимой  ими социализации  в

группе бывают  неудачными  по  отношению  к  некоторым  вполне  определенным

нормам, причем эти неудачи  сказываются  на  внутренней  структуре  личности.

Когда  процессы  социализации  успешны,  индивид  сначала   адаптируется   к

окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что  одобряемые

нормы  и  ценности  общества  или  группы   становятся   его   эмоциональной

потребностью, а запреты  культуры частью его сознания. Он воспринимает  нормы

культуры таким образом,  что  автоматически  действует  в  ожидаемой  манере

поведения большую часть  времени. Ошибки индивида редки,  и  всем  окружающим

известно, что они не являются его обычным поведением.

      Наличие  в повседневной практике  большого  числа  конфликтующих  норм,

неопределенность в связи  с этим  возможного  выбора  линии  поведения  могут

привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией  (состояние  отсутствия

норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором  личность  не  имеет

твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в  выборе

линии нормативного поведения [4. C. 121].

       Роберт  К.  Мертон  внес  некоторые   изменения  в  концепцию   аномии,

предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации  является  разрыв

между культурными целями общества и социально  одобряемыми  (легальными  или

институциональными) средствами их достижения [2. C.  208].  Например,  в то

время  как  общество  поддерживает  усилия  своих  членов  в  стремлении   к

повышению  благосостояния  и  высокому  социальному   положению,   легальные

средства членов общества для достижения такого состояния  весьма  ограничены:

когда  человек  не  может  добиться  благосостояния  с  помощью  таланта   и

способностей (легальные  средства), он может  прибегнуть  к  обману,  подлогу

или воровству, не одобряемым обществом.

      Р. Мертоном  была  разработана  типология   поведения  личностей  в  их

отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и

средствам любой личности укладывается в следующие классы:

конформист принимает  как культурные цели, так и институциональные  средства,

одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;

Информация о работе Девиантное поведение: сущность, виды, механизм возникновения