Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:22, реферат

Описание работы

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.

Содержание работы

Введение
Делинквентность как социально-психологический феномен
Индивидуальные особенности подросткового возраста, имеющие значение в формирование делинквентного поведения
Роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

деликвентное поведение.docx

— 55.80 Кб (Скачать файл)

     Скрытая акцентуация по неустойчивому типу обнаруживается, когда подросток, до определенного момента бывший под  строгим присмотром, в силу обстоятельств  внезапно оказывается лишенным постоянного  контроля. Он сразу же попадает в  асоциальную компанию, начинает алкоголизироваться и совершает правонарушения. При воспитании по типу гипопротекции из неустойчивой акцентуации развивается психопатия. 

Главная черта конформного типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правимо – думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все было «как у всех» — от одежды и манеры вести себя до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Конформные подростки очень дорожат местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Нередко решающим в выборе профессии или в избрании места, где продолжать учебу, является то обстоятельство, что в то или иное учебное заведение поступают большинство товарищей. Слабое место в конформном характере - непереносимость крутых перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества может послужить причиной реактивных состояний. К острым аффективным реакциям особой склонности не обнаруживается. Дурное влияние среды чаще всего толкает к алкоголизации.

     Зафиксированы следующие параметры развития личности подростков с отклоняющимся поведением: отношение к будущему является крайне неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; будущее  выступает как прямое отражение  примитивных желаний настоящего; общечеловеческие ценности чаще всего  отвергаются; отсутствует интерес  к учебе и познанию. Подростки  – делинквенты фактически игнорируются сверстниками, выпадают из круга нормального подросткового общения. Большинство этих подростков живут в семьях с неблагоприятным психологическим климатом. Подавляющее большинство подростков с отклоняющимся поведением – мальчики, среди которых у 50% выражена склонность к алкоголизации; социальные отношения этих подростков имеют высокую конфликтность. 

Личностные  особенности делинквентных подростков свидетельствуют о деформации их характера: наличие конфликтов с окружающими, неприязненное отношение к позиции взрослого; заниженная у половины подростков потребность в общении, которая выступает средством самоутверждения и компенсации неудовлетворенности своим положением. Игнорирование девиантов сверстниками с нормативным поведением говорит об их выпадении из круга нормального подросткового общения. 

Необходимо  отметить следующие составляющие личности с делинквентным поведением: 

- постепенное  усугубление отдельных негативных  качеств личности, складывающихся  в криминогенный комплекс;

- особое  стечение обстоятельств и действие  факторов, приводящих к "сонастройке" и взаимодействию криминогенных качеств, их развитию и фиксации;

- фоновым  условием для образования и  развития криминогенного комплекса  является наличие у подростка  общих трудностей и отставания  в развитии личности;

- наличие  криминогенного комплекса делает  подростка нечувствительным к  воздействию воспитательных мер,  направленных на коррекцию отдельных  сторон его личности. 

Остается  открытым вопрос о том, стремится  ли подросток перестроить отношения  и поведение, которые противоречат нормам социума (Антонян, Ю.М., 1983). 

ГЛАВА 3. Роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности 

Делинквентное поведение подростков - почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание - это недостаточное или чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. У благополучной семьи, например, ребенок «самый-самый». Такой ребенок останется инфантильным, в жизнь вступит без подготовки, с характером трудным, неустойчивым. Эгоизм, себялюбие, желание жить за счет других - вот черты его характера в будущем, нелегко придется ему среди нормально воспитанных людей, а обществу трудно будет удовлетворить все его прихоти. Или в семье ребенок брошен на произвол судьбы. Никто, нигде его не учил, как должен вести себя человек нормальный. Для того, чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно преодолевать возникшие препятствия. Сегодня высказывается мнение, что подросток должен быть не ограничен в свободе развития. Тогда он вырастет личностью. Но, может, одному из ста, при благополучном стечении обстоятельств, и посчастливится вырасти личностью, то есть нормальным человеком, но остальным свобода принесет только девиантное поведение.

     Семейное  неблагополучие, школьная дезадаптация, такие травматические события, как смерть одного из родителей, жестокое обращение с ребенком в семье и вне семьи - эти факторы выступают на первый план при обсуждении нарушенной "социальной экологии " как условий жизни подростка. Это во многих случаях сопровождается полной безнадзорностью, что неблагоприятно сказывается на подростках. Уровень образования родителей сам по себе не играет решающей роли как фактор, способствующий делинквентному поведению подростков. Даже при высоком уровне образования в отношениях между супругами часто возникают разного рода неудовлетворенность. Это порождает натянутые отношения, неискренность, порой открытую вражду. У таких родителей нет единства в воспитании детей, чаще всего оно отодвигается на второй план, что остро чувствуют и переживают дети. Большинство подростков выражают неудовлетворение семьей. Невнимание родителей к их интересам, неспособность удовлетворить духовные запросы и ожидание, потребность в интимно-личностном общении, в ощущении собственной значимости служат источником отчуждения ребенка от семьи, которое быстро углубляется. Альтернативу семье в личностном общении подростки находит в уличной компании, где они видят почву дли самоутверждения, где их понимают и поддерживают их друзья.

     Влияние семьи, семейных отношений и стиля  семейного воспитания на поведение  ребёнка носит системный характер. Причем семья имеет, как минимум, два уровня. Первый – это своеобразие  личности и поведения каждого  члена семьи по отношению к  другому члену семьи и второй – это количественно-качественные характеристики межличностного взаимодействия членов семьи. Ребёнок нарушает поведение, опираясь на «родительский образец», а также в результате неблагоприятного эмоционального состояния, возникающего при неблагоприятных внутрисемейных отношениях. Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность: 

— фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны  родителей (например, чрезвычайно суровый  отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;

— физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

— недостаточное  влияние отца (например, при его  отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

— острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах

— потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

— чрезмерная стимуляция ребенка — слишком  интенсивные любовные ранние отношения  к родителям, братьям и сестрам (Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н., 1988).

— несогласованность  требований к ребенку со стороны  родителей, вследствие чего у ребенка  не возникает четкого понимания  норм поведения;

— смена  родителей (опекунов);

— хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

— нежелательные  личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного  отца и потворствующей матери);

— усвоение ребенком через научение в семье  или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).

     Особое  влияние оказывает и кризис системы  образования. С началом радикальных  экономических и политических преобразований возникли совершенно новые проблемы, несуществовавшие ранее. С одной стороны, с изменением общества нужна модернизация образования с целью обновления его содержания, с другой стороны, все больше коммерциализируется образование как таковое. Это является достаточно негативным признаком, так как ограничения доступа образования оборачиваются для общества серьезными социальными издержками – криминализацией части молодежи, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями. Коммерциализация образования снизила доступность культуры, профессиональных знаний для большинства молодых людей из малоимущих слоев населения, желающих стать специалистами. Очередная реформа школы фактически свелась лишь к созданию элитарных, преимущественно частных учебных заведений, что в определенной мере удовлетворяет образовательные потребности незначительной части населения –людей с высокими доходами, но в еще большей степени способствует социальному расслоению, затрудняет раскрытие способностей подростков из бедных слоев общества. В результате проведенного исследования, согласно экспертным оценкам, на недостаточную квалификацию учителей, воспитателей указало 10 % экспертов, на кризис системы образования – 35%, на влияние коммерциализации образования – 60% и на излишнюю стигматизацию несовершеннолетних– 20 %.

     Одним из негативных условий формирования делинквентного поведения подростков является раннее начало трудовой деятельности. Сегодняшние подростки переживают процесс социализациии приобщения к труду в условиях трансформации социально-экономических отношений. Трансформация в России обусловила применение различных нелегальных форм, в частности связанных с вовлечением безнадзорных подростков в криминальный бизнес.

     Отмечая досуговую сферу подростков, сегодняшние  тенденции связаны в основном с неблагоприятными изменениями, произошедшими  в обществе. Досуговая сфера также  коммерциализируется. Кроме того, если ранее формированию жизненного интереса и творчества во многом способствовали работа детских кружков, секций, привлечение подростков к работе в оперативных комсомольских отрядах по охране общественного порядка, то сейчас подростки в силу своей безынициативности не посещают подобные заведения (речь идет не только о платных, но и бесплатных кружках, спортивных секциях, которые существуют). По данным экспертных оценок, в результате проведенного исследования негативными условиями досуговой сферы являются: работа секций, кружков перестала выполнять свое предназначение – отметили 10% экспертов; коммерциализацию досуговой сферы – 40 %; проведение досуга в неформальных подростковых группах – 15 %; возросшую безнадзорность и беспризорность – 55 %.

     Особым  фактором, влияющим на формирование делинквентного поведения подростков, является, негативное влияние СМК (Система массовой коммуникации). У большинства делинквентных подростков, как мальчиков, так и девочек, отмечено отрицательное отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть к отличникам; негативную установку к другим людям, чести и достоинству. Для подростков с асоциальным и антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил социального общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей. Им не трудно ударить незнакомого человека, причем как юноши, так и девушки; для достижения собственной цели нанести другому имущественный ущерб.

     Поскольку у несовершеннолетних самооценка еще  не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, можно говорить о их специфике у подростков-правонарушителей. Во-первых, они оценивают себя значительно ниже законопослушных по самооценочным категориям внешней привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты и честности. Во-вторых, свои неудачи они приписывают чему-то внешнему - везет меньше, на их долю выпало больше несчастья, негде себя показать, производят на других неблагоприятное впечатление и пр. В-третьих, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих потребность престижа. На фоне преобладания у делинквентов потребительских тенденций ценностные ориентации имеют прямую связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение баров и дискотек, просмотр кинофильмов и телепередач, отсутствие интереса к чтению книг (Гилинский, Я.И., 1993).

     В зависимости от степени и глубины  деформации процесса социализации, можно  выделить две стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность. При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как, правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих, сохранены социально значимые референтные связи. При социальной запущенности, наряду с асоциальным поведением, резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентации, социальных установок, формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и "красивой" жизни за счет сомнительных и незаконных средств к существованию Их референтные связи и ориентации также характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью.

     Однако  как среди несовершеннолетних, так  и среди более взрослых преступников и большая часть людей с  отклоняющимся поведением сохраняет  представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, однако по разным причинам не может руководствоваться  этими нормами в своем поведении, либо оправдывают себя и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Испытывая по отношению к себе прежде всего враждебное отношение родителей (высокая враждебность), подростки приобретают опыт агрессивного поведения в семье, что является источником их высокая тревожность, что может создать неблагоприятные условия для развития ребенка и в дальнейшем построения им своей собственной жизни, не видя гармоничных отношений в семье, такому подростку, не «привиты» правильные формы поведения. Внутренняя опасность этой ситуации состоит в том, что актуально сами подростки не осознают этих проблем, на данном моменте своей жизни они оценивают отстраненность родителей как доверие к себе, отсутствие авторитарности и отвержения и приравнивают такой стиль взаимоотношений к позитивному для себя.

     Родителям необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы дома царила благоприятная  атмосфера. Трудности подросткового  возраста - это преимущественно трудности  полового созревания и расставания  с детством, которые прорываются  в серии внешних конфликтов, в  частности, с родителями и вообще со старшими. Для подростка необходимо создать благоприятную атмосферу  для развития и гармонии в семье  для успешного перехода ребенка  от детства во взрослую жизнь, если не создать такую ситуации это  может привести к формированию у  ребенка делинквентного поведения.

Информация о работе Девиантное поведение