Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:32, доклад

Описание работы

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 24.94 Кб (Скачать файл)

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом: 1.социальные отклонения корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.); 2.агрессивные ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования); 3.социально-пассивного типа ориентации: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид). Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений.

Под отклонениями в поведении  детей и подростков понимаются такие  его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, учителей, общественность. Эти особенности  поведения не только свидетельствуют  об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям и обществу в целом. Отдельные  поступки значимы не сами по себе, а  лишь в связи с тем, какие особенности  личности, тенденции их развития за ними скрываются. Следовательно, придавая поступкам, поведению ребенка, подростка  ту или иную направленность, содержание, значимость, общественность тем самым  оказывает произвольное, целенаправленное влияние на развитие этих процессов  или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств  и качеств ребенка. Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, значимые в жизни подростка  взрослые, создают помехи, за­держивают развитие соответствующих свойств и качеств личности ребенка (Невский И.А., 1993). Отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства). Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, необходимо помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот. Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения ученика как отклонение, стоит, прежде всего, учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия. Совершается грубейшая педагогическая ошибка, чреватая неприятными последствиями. Угодные или удобные по каким-либо причинам особенности поведения ученика (услужливость, не критичность, внимательность к учителю, готовность поступить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются педагогом как положительные, поощряются им, а подросток преподносится классу в качестве социального образца для подражания. При этом педагог не только не видит, а буквально культивирует у этого ребёнка приспособленчество, угодливость, конформизм и другие отрицательные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявления отклонения в  поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения. Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами. По сути дела, речь идет о компенсаторном поведении, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма. Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными.

Профессиональная помощь предполагает инициацию контакта, вызывание  и усиление у подростка потребности  в продолжение общения. Одним  словом, контакт – как доверительные  отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции. Эффективность контакта зависит  от того, отвечает ли педагог, работающий с подростком, определённым требованиям. Для успеха во взаимодействии необходимо быть настроенным на «юношескую волну», обладать определённой симпатией к  подростку, искренним интересом  к его жизни, мечтам, тревогам. При  этом, как подчёркивает А.Е. Личко, педагог должен обладать большой гибкостью – уметь быстро переходить в нужный момент от свободного общения к директивному руководству, от совета к наставлению, от терпеливого выслушивания к активному оспариванию, а от него к сопереживанию. Умение сопереживать является важным требованием, предъявляемым к педагогу, работающему с детьми, подростками. Формально-нейтральное отношение, нарочитая объективность, недостаток сопереживания легко могут быть расценены подростком как безразличие, холодность или даже эмоциональное отвержение. Информацию он может получить и из других источников, а здесь для него важнее эмоциональный контакт. Выражение «меня не понимают» в языке подростка означает, что он не находит сопереживания. Однако эмоциональные реакции педагога, его высказывания, ободрения в процессе работы не должны сопровождаться утратой дистанции, приводить к фамильярности в общении.

Итак, девиантное поведение детей и подростков – явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних, социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и т.д.) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом. Работа педагога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и каузальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.

 

 

 

3. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ  ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА

Источники и механизмы  развития личности ребенка

В академической науке  устоявшимся является положение  о системной детерминации развития личности, в схеме которой выделено три основных фактора: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ  жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание  осуществления жизни личности в  системе общественных отношений (А.Г.Асмолов). Причем речь идет не о параллельных линиях программ жизни личности, а об их сложном взаимодействии и взаимообусловленности в ходе развития человека. Системообразующим основанием в детерминации развития личности выступает совместная деятельность. Природные, индивидные свойства и социальная среда не являются «внешними факторами», действующими по принципу «больше - меньше». Их преобразования, влияющие на развитие личности, неотделимы в жизни личности от преобразований самой деятельности.

В теории к настоящему времени  сформулированы доминанты развития. Это культура, ведущая деятельность, сознание, поведение, опыт, потребность и т.д. Выделены различные аспекты развития. Однако развитие человека - процесс сложный, многоплановый, не всегда поступательный, линейный, прогрессивно управляемый и регулируемый. Все планы развития взаимосвязаны друг с другом, каждый обладает собственным потенциалом и заимствует этот потенциал у других(В. П. Зинченко).

До недавнего времени  в психологических исследованиях  приоритет отдавался функциональному  развитию, а личностное, духовное развитие не принималось во внимание. Да и  в педагогической практике, в обыденном  сознании доминировала установка на развитие отдельных психических  функций: мышления, памяти, интеллекта в целом, формирование практических умений и навыков. Однако вне духовного развития стало ущербным и функциональное. Проблемы в развитии ребенка, ущербность, деформации, нарушения обусловливаются множеством взаимодействующих факторов, причин и условий, которые рассматриваются различными научными направлениями с разных теоретических позиций: психодинамических, социодинамических, интеракционистских. В отечественной и зарубежной психологии имеется значительное количество теоретических построений, экспериментальных и эмпирических данных, накоплен большой клинический и педагогический опыт, содержащий анализ механизмов развития человека, причин и условий возможных нарушений и деформации психического и личностного развития ребенка в отдельные периоды его жизни.

Сущность развития учеными  понимается неоднозначно. В отечественной  науке сегодня становится приоритетной концепция, рассматривающая развитие не как усвоение, присвоение, послушание, а как саморазвитие, сам о строительств о, творчество самого себя (С.Л.Рубинштейн, В. П. Зинченко, А.Г.Асмолов, Б. С. Брату сь и др.). Откуда для этого берутся источники? Каждый человек обладает собственной самостью, что и создает неповторимость его развития. Самость не всегда положительна. Но она есть и может многократно усиливаться или гаситься природными, национальными, культурно-историческими условиями, на фоне которых происходит развитие. В психологии развития в рамках научной школы Л. С. Выготского содержатся подходы к пониманию «тайны развития», условий формирования человеком себя, самостроительства себя (Б. Д. Эльконин).

Чем вызваны различия детей  и как эти различия влияют на их развитие? К настоящему времени накоплено  достаточно данных, которые имеют  не только теоретический, но и практический интерес.

Для процесса развития важны  половые различия, которые не ограничиваются собственно половыми характеристиками. Прежде всего специалисты отмечают скорость созревания. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков, однако мальчики обладают большей чувствительностью к воздействию физических факторов. Они в большей степени подвержены осложнениям в процессе родов, чаще заражаются и чаще погибают от детских инфекций. У них выше вероятность задержки роста после облучения. Мужчины имеют и меньшую продолжительность жизни по сравнению с женщинами (М. Раттер). По многочисленным данным, мальчики и девочки различаются по интеллектуальным, личностным характеристикам и особенностям общения (М.С.Егорова). Так, девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям. Они не отличаются от мальчиков по скорости овладения речью, но после двух лет они более охотно разговаривают с другими детьми, речь их более правильная и сложная. До начала обучения в школе эти различия пропадают и появляются после 11 лет, оставаясь постоянными на протяжении всей жизни. У девочек выше беглость речи, они лучше понимают письменный текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мальчики превосходят  девочек по пространственному мышлению. Эти различия появляются в подростковом возрасте и увеличиваются с годами. Мальчики превосходят девочек и  по математическим способностям. Эти  различия начинают обнаруживаться с 12-13 лет. Мальчики более агрессивны, чем  девочки, что обнаруживается уже  с двух лет, когда это еще не может быть результатом социализации мальчиков. Агрессивность прослеживается в мальчишеских фантазиях, в вербальных и физических проявлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Половые различия обусловлены  действием как биологических, так  и социальных факторов. Биологический  фактор включает хромосомный набор, гормональные особенности, активность ферментов, которые производят гормоны, чувствительность тканей к этим ферментам. Однако формирование половых различий к ним не сводится. С рождения ребенок живет в обществе со сложившимися представлениями о том, каким  должен быть мужчина и какой женщина, какое поведение для тех и  других является нормальным и социально  одобряемым, что позволено одним  и совершенно недопустимо для  других. Общество предоставляет равные возможности мужчинам и женщинам, но предъявляет им разные требования. Все это формирует социальный пол человека или его полоролевую идентификацию (соответствие его «образа Я» и поведения в разных ситуациях тому полу, к которому он принадлежит).

Механизмы и закономерности формирования психологического пола человека производны как от биологических, так  и от социальных факторов. На основании  экспериментальных данных сделаны  выводы о том, что в формировании половых различий участвуют различные  механизмы: социальное научение, имитация, когнитивное усвоение полоролевого поведения, создание полоролевых схем. Они же усиливают биологически обусловленные половые различия (М. С. Егорова). Установлено, что психические нарушения значительно чаще встречаются у мальчиков (М. Раттер). Существует предположение, что мальчики по своей конституции более чувствительны к психическим стрессам, к воздействию неблагоприятных психологических факторов. К ним, например, относятся ссоры и разногласия между родителями.На мальчиков в большей степени воздействуют переживания, связанные с разводом родителей.

 

Различия полов в частоте  психических нарушений связывают  с различиями в темпераменте или  стилях поведения (М. Раттер). Девочки и женщины обычно более зависимы, конформны, консервативны, эмоциональны, тревожны, слезливы и привередливы.

В специальных научных  исследованиях подчеркивается роль темперамента как механизма, определяющего  особенности поведения человека. В отечественных психологических  исследованиях свойства темперамента рассматриваются как формально-динамические, поскольку они не связаны ни с  содержанием деятельности, ни с целями и мотивами человека, а определяют динамику деятельности, т. е. интенсивность, темп, ритмичность психических характеристик  человека в процессе деятельности. Исследователи, изучающие темперамент, признают, что свойства темперамента являются устойчивыми, т. е. проявляются  на протяжении длительного периода  времени; обнаруживаются с раннего  детства и представляют собой  типичные для человека стилевые особенности  поведения, т. е. проявляются во всех сферах жизнедеятельности, связаны  со свойствами нервной системы и  являются наследственно обусловленными (М. С. Егорова).

Информация о работе Девиантное поведение