Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:05, реферат

Описание работы

В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие о «девиантном поведении» в психологической литературе 2 – 6
2. Причины девиантного поведения младших школьников 6 – 8
3. Профилактика девиантного поведения младших школьников 9 - 11
Заключение 11
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат девиантное поведение.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

    Каждая  из клинических форм может быть обусловлена  любым типом девиантного поведения, а иногда мотивом выбора той или иной формы служит несколько разновидностей отклоняющегося поведения.

    Таким образом, девиантное поведение разделяется  на 5 типов. У младшего школьника  в большей степени преобладает  делинквентное поведение и девиации, обусловленные гиперспособностями человека. 

Причины девиантного поведения  младших школьников 

    Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном  взаимодействии взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение [2, c.59].

    Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

    - генетические, которые передаются  по наследству. Это могут быть  нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные  пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения приобретаются, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и инфекционные соматические заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

    - психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим. аллергическим, токсическим заболеваниям;

    - физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у детей в среде сверстников.

    Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции. Младшие школьники с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

    Дети  с акцентуированнными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

    В каждый период развития ребенка, формируются  некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у младшего школьника наблюдается  два направления развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями [2, c.91].

    Характерологические реакции младших школьников, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей человека, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких людей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

    Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию  физически более слабым сверстникам  системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

    Социально-педагогические факторы, выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у младших школьников познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.

    Учебная дезадаптация младшего школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

    - учебной декомпенсации - состояние  ребенка, характеризующееся возникновением  затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;

    - школьной дезадаптации - состояние  ребенка, когда наряду с возрастающими  трудностями в обучении на  первый план выступают нарушения  поведения, выраженные в виде  конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;

    - социальной дезадаптации - состояние  ребенка, когда отмечается полная  утрата интереса к учебе, пребыванию  в школьном коллективе, уход в  асоциальные компании, увлечение  спиртными напитками, наркотиками;

    - криминализации среды свободного времяпровождения. Так, например, отчисление из школы детей 15-летнего возраста, что позволяется Законом об образовании, выбрасывает детей на улицу, где они не могут реально трудоустроиться. Принимая во внимание, что такие дети как правило, из малообеспеченных семей, можно с уверенностью утверждать, что основные и реальные способы добывания средств существования у них будут носить криминальный характер [2, c.89].

    Важным  фактором отклонений в психосоциальном  развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения:

    - дисгармоничный стиль воспитательных  и внутрисемейных отношений, сочетающий  в себе, с одной стороны, потворство  желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой - провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи - одни правила поведения, для общества - совершенно другие;

    - нестабильный, конфликтный стиль  воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

    - асоциальный стиль отношений  в дезорганизованной семье с  систематическим употреблением  алкоголя, наркотиков, аморальным образом  жизни, криминальным поведением  родителей, проявлениями мало мотивированной «семейной жестокости» и насилия [2, c. 33].

    Жестоким  обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны  людей, которые его опекают или  заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка.

    Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и адаптации [3, c.35].

    Тип реагирования детей на жестокое обращение  зависит от возраста ребенка, черт его  личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

    Анализ  семьи и ее воздействий на психосоциальное  развитие ребенка показывает, что  у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие - вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм деликвентного поведения.

    Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения; ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

    Морально-этические факторы проявляются с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.

    Таким образом, девиантное поведение предстает  как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия (социальные или микросоциальные), в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны .

    Рассмотрев  причины и виды отклоняющегося поведения, можно сделать вывод, что одной из самых важных причин появления девиантного поведения в начальной школе – это педагогическая запущенность, с которой по нашему мнению необходимо бороться.  

    Профилактика  девиантного поведения  младших школьников 

      Под профилактикой в  широком   смысле  слова  понимается  “совокупность предупредительных   мероприятий,  направленных  на  сохранение  и  укрепление нормального  состояния порядка” [3, с. 62] или   “  система  государственных   и общественных   социальных,   гигиенических   и   медицинских    мероприятий, направленных  на  повышение  уровня  здоровья  населения  и   предупреждение заболеваний”.  Профилактику  можно  подразделить  на  первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика :

  1. изучение механизмов формирования материнского и отцовского  поведения,  типа

семьи и воспитания;

  1. изучение и  коррекция  нарушения   материнско  – детских  отношений,  которые

служат  причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений  в

его оптимальном  психическом развитии в  младенческом,  раннем  и  дошкольном

возрасте.

Вторичная профилактика :

  1. раннее вмешательство в  коррекцию  клинико-биологических  нарушений  у

      ребенка;

  1. исследование генографии семьи;
  2. коррекция  семейных  отношений,  физических  и  эмоциональных  связей,

      определение детско-родительских  границ;

  1. наличие четких семейных ролей.

Третичная  профилактика  проводится  в отношении младших школьников,   совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения  школьника  и  его развитие, а не само преступление.  Состояние   такой   сложной   социальной   системы,   какой   является человеческое общество, обуславливается многими процессами,  происходящими  в нем на том или ином этапе его развития.  Направленность  и  содержание  этих процессов в значительной мере определяются поведением самих  людей,  которое формируется,  как  правило,  под  воздействием  этих  процессов,  условий  и обстоятельств.   Однако   поведение   личности,   может проявляться по-разному и  не  всегда  согласовываться  с  целями  и  образом действий всего общества. Такое отклонение  в  поведении  человека  побуждает общество осуществлять специальные меры по предупреждению, устранению или,  в крайнем  случае,  смягчению  отрицательных  социальных   последствий   этого рассогласования как для самой личности,  так  и  для  общества  в  целом.  В социальной работе  “под профилактикой подразумеваются научно обоснованные  и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: предотвращение  возможных физических,  психологических  или  социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных  целей  и  раскрытии  их  внутренних потенциалов.”[4, с. 292 ]

Информация о работе Девиантное поведение