Деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к
окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное
изменение и образование. В отличие от действий животного, деятельность
человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта
деятельности: человек предполагает себе объект деятельности, как материал,
который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

Содержание работы

1.Понятие о деятельности 3
2.Структура деятельности 4
3.Свойства деятельности 7
4.Список использованной литературы 11

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 29.92 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный государственный  университет путей сообщения»

 

 

 

 

Кафедра Психологии

По дисциплине «Психология»

По теме: Деятельность

Вариант №4

 

 

 

Выполнила студентка 2-го курса

К-11 М(Б)-251 Сомова В.А

Проверила преподаватель:

Воробьёва К.И

 

 

 

 

 

Хабаровск 2013

Содержание

 

1.Понятие о деятельности 3

2.Структура деятельности  4

3.Свойства деятельности 7

4.Список использованной  литературы 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Деятельность

 

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения  к 
окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное 
изменение и образование. В отличие от действий животного, деятельность 
человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта 
деятельности: человек предполагает себе объект деятельности, как материал, 
который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. 
Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам 
процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой 
деятельности является ее осознанность. Деятельность является движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что деятельность как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является осознанно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих идеалов и ценностей. 
Современное научно-техническое развитие все более демонстрирует, что не 
только деятельность в сфере искусства и нравственности, но и научные 
познания, и технико-инструментальная деятельность получает свой смысл в 
конечном счете в зависимости от ее нравственной ориентированности, от ее 
влияния на человеческое существование. С другой стороны, зависимость самой деятельности от других социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.

 

 

 

 

 

 

4

Структура деятельности

Основной структурной  единицей деятельности является действие.

Действие

- это целенаправленная  активность, реализуемая во внешнем  или внутреннем плане.

Действие всегда связано  с целью.

Цель

- это образ желаемого  результата, то есть того результата, который должен быть достигнут  в ходе выполнения действия. Цель -- это осознанный образ результата, который удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие. Отсюда цель можно определить как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Цель всегда существует в некоторой предметной ситуации и конкретизируется в задачах.

Задача

- цель, данная в определенных  условиях.

Каждое действие следует  рассматривать как решение этой задачи. Таким образом, действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-производственные и культурные цели.

Итак, деятельность осуществляется только в виде действия. Но деятельность и действия как психические процессы не тождественны друг другу, потому что  одно и то же действие может осуществлять различные виды деятельности и в то же время одна и же деятельность может включать в свой состав различные действия. Действия осуществляются в виде конкретных операций.

Операция

- способ осуществления  действия.

Всякое действие делится  на операции. Операции характеризуют  техническую сторону выполнения действия и направлены на решение  конкретных задач в определенных условиях.

 

5

С психологической точки  зрения операции бывают двух видов: приспособительные  и сознательные.

Приспособительные операции возникают путем адаптации, непроизвольного  подражания или приспособления к  предметным условиям ситуаций. В ходе неоднократного повторения какое-либо действие превращается в автоматическую операцию, практически не осознается.

Сознательные операции всегда находятся на границе сознания, поэтому  при необходимости всегда осознаются и могут воспроизводиться последовательно, например, для обучения других.

. Психофизиологические  функции

Самый низкий уровень в  структуре деятельности - ее психофизиологические функции.

Психофизиологические  функции деятельности

- это физиологическое  обеспечение психических процессов  деятельности.

К ним относится ряд  способностей человеческого организма (способность к ощущению, к образованию  и фиксации следов прошлых воздействий, двигательные способности и т. д.). Соответственно можно выделить сенсорные, мнемонические, мыслительные, моторные функции деятельности.

Особую роль играют моторные функции деятельности, поскольку  любое внешнее действие реализуется  в движениях. Движения бывают врожденные, основанные на безусловных рефлексах, и приобретенные, базирующиеся на условных рефлексах. Выделяют четыре основных вида движений:

1) предметные движения, направленные  на изменение свойств окружающего  мира;

2) движения перемещения  (ходьба, бег);

3) коммуникативные движения - речевые, невербальные средства  общения (жесты, мимика, пантомимика);

4) установка и поддержание  поз (сидеть, стоять, лежать и т.  д.).

 

6

Психофизиологические функции  составляют одновременно предпосылки  и средства деятельности.

Однако на этом уровне рассматривается  лишь операционно-техническая сторона  деятельности как психического процесса. Более высоким является мотивационный (смысловой, содержательный) уровень  анализа деятельности.

2. Мотивационно-личностный  уровень

Человека побуждает к  деятельности его потребность, то есть состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования организма и личности. Помимо биологических  потребностей, человек обладает ещё  и социальными, познавательными, эстетическими  и другими потребностями.

А.Н. Леонтьев выделяет два  этапа в функционировании каждой потребности: первый - до встречи с  предметом, который удовлетворяет  потребность, второй - после этой встречи, когда потребность превращается в мотив. С момента преобразования потребности в мотив и зарождается  деятельность, потому что мотив побуждает  к действиям, направленным на предмет, удовлетворяющий потребность.

Действия человека чаще всего  побуждаются сразу несколькими  мотивами. По своей роли, или функции, не все мотивы равнозначны. Как правило, один из них главный, другие - второстепенные. Главный мотив называется ``ведущим  мотивом. Второстепенными называются ``мотивами - стимулами. Если первые мотивы побуждают, инициируют деятельность, то вторые больше дополняют, стимулируют её.

Мотивационная сторона деятельности не является постоянной. В ходе жизнедеятельности  человека происходит развитие мотивов: старые мотивы отступают на второй план и уходят, на их месте образуются новые мотивы. Один из механизмов изменения  мотивационной сферы деятельности А. Н. Леонтьев назвал механизмом превращения  цели в мотив или сдвига мотива на цель. Суть этого механизма состоит  в том, что цель, образуемая ранее  каким-то мотивом, со временем приобретает  самостоятельную побудительную  силу, то есть сама становится мотивом. Эмпирические исследования показывают, что превращение в мотив может  произойти только в том случае, если при совершении этого вида деятельности накапливаются положительные эмоции.

7

Свойства деятельности

К наиболее существенным свойствам  деятельности относятся активность, целенаправленность, способность к  творческому преобразованию окружающей действительности, орудийность, осознаваемость, предметность, двойственность формы, способность к развитию, способность к порождению психических (душевных) образований, социальность. Деятельность человека всегда подчинена определенной цели, которая задает довольно четко ее направление, подчиняет. и упорядочивает составляющие ее действия, движения и операции, делает ее устойчивой и надситуативной. Этим она отличается от поведения животных, которое, как уже отмечалось ранее, характеризуется импульсивностью и повышенной зависимостью от конкретной ситуации (ситуативностью). Данное свойство деятельности противоречит известному закону физического детерминизма. В науке до сих пор непонятно, каким образом цель как субъективное и нефизическое образование воздействует на реальную практическую деятельность, обладающую признаками физического явления. 
В процессе выполнения деятельности происходит творческое преобразование окружающей действительности в соответствии потребностями, мотивами и целями человека. Он не столько адаптируется к реальности, сколько адаптирует ее для себя. Этим человеческая деятельность отличается от поведения животных, которое является исключительно приспособительным по своему характеру. Современный человек живет не в естественном, а в искусственном, созданном им самим мире. Даже природа несет на себе печать антропогенного воздействия. Для преобразования объектов своей деятельности человек использует не только собственные естественные (индивидные) органы (руки, пальцы, ноги, туловище и др.), но и специально сделанные инструменты или орудия. Поэтому деятельность человека является не непосредственной, а опосредствованной, орудийной, что так же отличает ее от поведения животных. 
К числу важнейших свойств деятельности относится осознаваемость. Она выражается в способности человека субъективно выделять выполняемую им деятельность как нечто относительно самостоятельное и отдельное от самого себя как субъекта и от объекта, на который она направлена. При высоком уровне развития деятельности субъект осознает ее мотивы, составляющие действия, условия и операции. Благодаря осознаваемости деятельность становится произвольной и волевой. 
Следующее важное свойство деятельности называется предметностью. Она

8

заключается в своеобразной чувствительности деятельности к своему предмету и в способности подчиняться  и уподобляется его свойствам  и характеристикам. Благодаря этому  свойству деятельность воссоздает их в себе. Это хорошо проявляется  в любых предметных действиях. Например, когда человек берет в руки какой-то предмет, то форма и характер действия, а также входящие в его  состав движения воспроизводят форму, размеры, вес, материал и другие свойства этого предмета. Характеристики действия будут разными в зависимости  от того, каким он окажется: легким или  тяжелым, объемным или плоским, скользким  или шероховатым, горячим или  прохладным и т. д. Выполняя ту или  иную деятельность, человек движется к намеченной цели не слепо и не прямолинейно, а очень разумно  и гибко. Каждым своим действием  он как бы прощупывает предметную реальность, соотносится с ней  и воссоздает ее. Особенно это хорошо прослеживается при освоении новых  действий или при выполнении деятельности в непривычных и незнакомых условиях. 
Существенным и довольно загадочным свойством деятельности является изначальная двойственность ее формы. Она представляется одновременно и внешним физическим и внутренним психическим процессом, и объективным и субъективным явлением. С внешней стороны она выглядит как процесс реального физического взаимодействия субъекта с физическим же объектом. При этом человек, используя свое тело (руки, ноги, туловище) как естественный физический инструмент, а также другие необходимые орудия труда и инструменты, осуществляет физическое преобразование объекта и получает некоторый вещественный продукт, соответствующий первоначальному замыслу. Например, портной шьет из ткани костюм, повар готовит из продуктов блюдо, дизайнер оформляет зал и т. п. 
Как физический процесс деятельность складывается из конкретных практических действий и движений, совершаемых в определенном пространстве и времени, то есть имеет пространственно- временные координаты и вполне доступна для восприятия. В этом плане она мало чем отличается от многих природных явлений и процессов: химической реакции, развития растения, кипения воды и т. п. 
Однако всякая деятельность имеет еще и внутреннюю, скрытую от внешнего наблюдения сторону, без которой она перестает быть таковой. Например, она не может существовать и осуществляться без мотива и цели, которые представляются чисто психическими явлениями, образующими внутренний субъективный (душевный) мир человека. При выполнении сложных и

9

жизненно важных видов  деятельности возникает необходимость  во многих других внутренних психических  компонентах: в эмоциональных переживаниях, в мыслях, в волевом усилии, в  оценке своих возможностей, в знаниях  и т. д. Причем их присутствие становится просто очевидным. Для того чтобы  убедиться в этом, достаточно вспомнить  несколько примеров из собственного жизненного опыта. Можно сказать, что  вся душевная жизнь человека - его  психика, представляет из себя внутренний компонент его деятельности, его социального бытия. Следует подчеркнуть, что внутренние компоненты не просто сопровождают внешнюю сторону деятельности, а представляются функционально необходимыми для нее. Без них ее существование просто невозможно. В этом отношении деятельность не обладает никакими физическими характеристиками и определенными пространственно-временными координатами, то есть непонятны ее онтологическая природа и местонахождение. 
Деятельность - это целостный процесс, совмещающий в неразрывном единстве внешние физические (объективные) и внутренние психические (субъективные) компоненты. По своей сущности они представляются абсолютно разными и несовместимыми. Современная наука до сих пор не может объяснить психологическую природу и механизм их связи. Внешние и внутренние компоненты деятельности имеют функциональную специализацию. На основе внешних компонентов деятельности осуществляются реальные контакты человека с предметами и явлениями окружающего мира, их преобразование, воссоздание свойств, а также порождение и развитие психических(субъективных) явлений. Внутренние компоненты деятельности выполняют функцию побуждения, целеполагания, планирования, ориентировки(познания), принятия решения, регуляции, контроля и оценки. В реальной деятельности соотношение внутренних и внешних компонентов может быть разным. В зависимости от этого выделяют два вида деятельности: внешнюю (практическую) и внутреннюю (психическую). Примером внешней деятельности может служить любой физический труд. Учебная деятельность является примером внутренней деятельности. Однако речь идет только об относительном преобладании тех или других компонентов. В "чистом" виде их существование у человека невозможно. Однако мы предполагаем, что при определенных обстоятельствах, в частности после физической смерти человека, внутренние (психические) компоненты деятельности способны к самостоятельному бытию. По крайней мере, фактов, противоречащих этому предположению, не

10

существует. 
Деятельность человека обладает способностью к развитию. Она выражается в том, что по мере упражнений и тренировок деятельность становится более совершенной, уменьшается время ее выполнения, снижаются энергетические затраты, трансформируется структура, сокращается количество ошибочных действий, изменяется их последовательность и оптимальность. Одновременно происходит изменение соотношения внешних и внутренних компонентов деятельности: внешние компоненты сокращаются и редуцируются при одновременном увеличении доли внутренних компонентов. Происходит как бы преобразование деятельности по форме. Из внешней, практической и развернутой во времени и пространстве, она становится внутренней, психической и сокращенной (свернутой). Этот процесс в психологии называется интериорuзацией. Именно таким образом происходит порождение и развитие психики - на основе преобразования деятельности. Однако внутренняя деятельность представляет собой лишь компонент целостной деятельности, ее сторону. Поэтому она легко трансформируется и выражается во внешних компонентах. Переход внутренних компонентов деятельности во внешние называется экстериоризацией . Этот процесс является неотъемлемым атрибутом любой практической деятельности. Например, мысль, как психическое образование, может легко преобразоваться в практическое действие. Благодаря экстериоризации мы можем наблюдать через внешние компоненты деятельности любые психические явления (процессы, свойства, состояние): намерения, цели, мотивы, различные познавательные процессы, способности, эмоциональные переживания, черты характера, самооценку и т. д. Но для этого необходимо иметь очень высокий уровень психологической культуры. 
Социальность предметной деятельности выражается в функциональном плане. При ее выполнении человек прямо или косвенно соотносится с другими людьми, которые выступают как ее содеятели и соучастники. Особенно ярко и отчетливо это прослеживается в условиях совместной деятельности, где функции ее участников определенным образом распределены. Учитывая, что в предметной деятельности всегда соприcyтcтвyет другой человек, ее можно назвать содеятельностью.

Информация о работе Деятельность