Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:36, реферат

Описание работы

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.15 Кб (Скачать файл)

Анализ результатов в дополнительной группе показал, что у 12 детей из 18 (66,7%) проведенная работа дала положительный профилактический эффект.

Результаты проведенной коррекционно-профилактической работы представлены на рисунке 1.                                                   

 РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ ВХОДЕ ИГРЫ                               РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ С РОЗЕНЦВЕЙГА

                                                                                                                                                                                                      

 — *- -ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯГРУППА

Рис. 1. Динамика агрессивности  у дошкольников в ходе применения

коррекционной программы

Полученные в ходе коррекционно-профилактической работы результаты позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Результаты диагностики, проведенной  после коррекционной работы в ЭГ и КГ. не вызывают сомнения в эффективности предложенной нами программы помощи агрессивным детям в преодолении испытываемых ими трудностей в общении.

2. Результаты, полученные в дополнительной  группе с детьми, у которых агрессивные проявления не так сильны, как в ЭГ и КГ, в целом показали и высокий профилактический эффект предложенной нами программе.

3. Наша гипотеза о роли оптимизации  общения ребенка со сверстниками для преодоления агрессивности в поведении подтвердилась.

4. Предложенная нами программа  коррекции и профилактики агрессивности среди дошкольников вполне может быть использована в системе детских дошкольных учреждений.

В заключении подводятся итоги исследования, отмечается, что полученные данные подтверждают выдвинутые гипотезы и приводятся основные выводы.

1. Важность разработки диагностических  и коррекционных программ применительно к агрессивному поведению детей обусловлена недостатком и содержательной неоднозначностью имеющихся средств диагностики агрессивности именно в дошкольном возрасте.

2. Решение задачи диагностики  агрессивности в дошкольном возрасте может быть успешным при дополнении тестовых средств диагностики изучением социальной ситуации развития ребенка, анализом его поведения в значимой для него деятельности.

3. Проведенный теоретический анализ  показал, что на формирование и развитие агрессивности у ребенка может оказывать целый ряд неблагоприятных факторов как биологического, так и социального происхождения. Психологическими корнями проявления агрессивности в поведении ребенка могут быть особенности его темперамента, проявляющиеся во вспыльчивости, раздражительности, неумении сдерживать себя. Однако одна из главных причин агрессивного поведения дошкольника кроется в неблагополучных отношениях ребенка с окружающим его миром: родителями, педагогами, детским коллективом. Проявление агрессивности в поведении дошкольника, таким образом, является следствием:

1) неудовлетворенности ребенка  содержанием общения с близкими  взрослыми и со сверстниками;

2) низким социальным статусом  ребенка в группе;

3) неуспехом в совместной со  сверстниками деятельности, в обусловленный как трудностями операционного характера (например, неразвитость игровых умений и навыков), так и изменением мотивационной стороны деятельности (например, преобладание эгоистическим мотивов общения);

4) неудовлетвореностью потребности в признании.

Дефекты семейного воспитания, обусловленные  как психологическими особенностями самих родителей, так и нарушением взаимоотношений между членами семьи, являются одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника.

4. Проведенное эмпирическое исследование  показало открытый характер агрессивного поведения у дошкольников, возникающего как реакция психологической защиты в трудных ситуациях. У некоторых детей агрессивное поведение имеет импульсивный характер, сопровождается вспышками возбуждения, что может быть обусловлено биологическими предпосылками. Однако практически у всех агрессивных детей имеет место неблагоприятная социальная ситуация развития: нарушение детско-родительских отношений (завышенная требовательность; жестокость в обращении с ребенком; противоречивое воспитание, обусловленное воспитательской неуверенностью родителей или противоречивыми отношениями между взрослыми членами семьи), взаимоотношений со сверстниками, психотравмы.

5. Проведенная коррекционная работа  с агрессивными детьми позволила уменьшить частоту агрессивных проявлений в поведении, а также - сформировать у многих детей умение конструктивно выходить из конфликтных ситуаций собственными силами.

6. Практическая организация общения  со сверстниками, по предложенной нами программе (воспитание сопереживания, миролюбия во взаимоотношениях между детьми и.т.д.) способствует снижению агрессивности в поведении, а также - дает профилактический эффект в плане развития агрессивности в детском возрасте.

7. Эффективность проведенной коррекционно-профилактической  работы обусловлена направленностью  психологических воздействий на  социальную ситуацию развития  и деятельность ребенка, комплексное  использование методов коррекции, перенос сформированных положительных установок в общении со сверстниками в ходе занятий на повседневную жизнь дошкольников. Этому способствовало привлечение близкого окружения ребенка (семьи) и педагогов группы детского сада к работе по реализации предложенной коррекционной программы.

В списке литературы содержатся источники, использованные для проведения исследования.

В приложении представлены экспериментальные данные в виде таблиц и иллюстраций, разработанный диагностический материал, позволяющие полнее раскрыть результаты проведенного исследования.

Основное содержание диссертации отражено в следующих  публикациях автора:

1. Бурменская Г.В., Истратова О.Н. Диагностика агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста // Вестник Московского университета. Серия 14 "Психология". М. 1997. N 3. С. 91.

2.  Истратова О.Н. Анализ эмоциональной сферы личности дошкольника и возможных; причин его агрессивности // Материалы всероссийского научного симпозиума "Психология и педагогика в системе высшего профессионального образования". Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. 186 с. С. 111 - 115.

3. Истратова О.Н. Исследование диагностических возможностей методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга при выявлении агрессивных тенденций у дошкольников // Научный сборник "Развитие личности в образовательной среде". Волгоград: ВУПК, 1997.

4.  Истратова О.Н. О диагностике агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста // Известия ТРТУ. Тематический выпуск "Управление в социальных и экономических системах". Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. N1 (7). 319с. С. 43-48.

5.  Истратова О.Н. Игра как способ изучения особенностей детского поведения // Материалы XVII Южно-Российских психолого-педагогических чтений по теме "Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона". Пятигорск: ЮО РАО, 1998.

6.  Истратова О.Н. Разработка психокоррекционной программы для работы с агрессивными детьми // Известия ТРТУ. Специальный выпуск "Материалы XLIII научно-тех. конференции". Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.

7. Истратова О.Н., Непомнящий А.В. Формирование навыков общения как способ предупреждения агрессивного поведения у дошкольников // Материалы 4-й Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.


Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста