Диагностика и коррекция отклонений школьников в поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:18, реферат

Описание работы

Задачи психологической службы в системе образования состоят в содействии полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, в создании условий для формирования у них мотивации самовоспитанию и саморазвитию, в обеспечении индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения, профилактике и коррекции отклонений в развитии ребенка. Выполняя эти задачи, практический психолог школы осуществляет психологическое сопровождение развития учащихся, что и является основным содержанием превентивной работы по преодолению проблем девиантного поведения школьников

Содержание работы

Введение
Девиантное поведение: основные подходы к понятию
Изучение причин девиантного поведения школьников
Психокоррекция поведения школьников.
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО.docx

— 26.11 Кб (Скачать файл)

В работе с подростками  «группы риска» эффективно использовать методы групповой психологической  коррекции, ролевые игры. Это дает возможность ребятам рассмотреть  свое поведение, как бы со стороны другого человека, т.е. объективно. Кроме этого ролевые игры дают возможность отработать навыки реагирования в сложных ситуациях.

При комплектовании подростковых групп желательно, чтобы  количество участников не превышало 5-7 человек, с учетом пожелания ребят, которые могут желать, чтобы группы были смешанными (девочки и мальчики) либо раздельные. Не рекомендуется  включать в одну группу более двух участников, которым присущи такие  особенности: а) у которых имеются  трудности в межличностном общении; б) с проблемами недостаточной интеллектуальности; в) с двигательной заторможенностью.

Желательно объединение  в одной группе ребят с различной  акцентуацией.

Во время проведения занятий один или несколько участников могут отказаться от выполнения какого-либо занятия. Это нормальная ситуация. Таких  участников следует успокоить, предложить проанализировать выполнение данного  задания. В зависимости от возрастной категории группы, подбираются и  добавляются новые компоненты. Так  в работе с подростками, уже предлагается не только назвать свое имя, но и  рассказать о своих увлечениях, охарактеризовать себя. Во время работы распознавания  и высказывания чувств, добавляется  такое упражнение, как работа в  триадах. Когда один подросток говорит, другой слушает, а третий наблюдает, а потом оценивает их общение  по определенным параметрам.

Далее обсуждаются  параметры невербальной коммуникации, для того, чтобы обратить внимание школьников на неиспользованные резервы  передачи чувств, переживаний, состояний. Ребятам предлагают выполнить упражнение. Для этого им раздают карточки, в которых написано, что нужно  изобразить. Обычно, дается минут 5 на подготовку. Потом каждый должен показать свою пантомиму. Разговаривать запрещается. Участники должны правильно угадать, о чем шла речь в задании. Это  могут быть такие задания: показать, что болит зуб, показать свое волнение перед экзаменом, обиду на товарища, злость и т.д.

Анализ успешности пантомимы осуществляется по схеме: насколько быстро участники догадались о содержании задания, разнообразности  выразительных способов и т.д.

Формирование  позитивного «Я» включает рефлексию  и ранг собственных положительных  качеств по формуле «Я – человек, который…». Для этого, например, можно  использовать игру «Репортер», где  один из участников берет интервью у других членов группы, предлагая  каждому сказать несколько слов о себе для праздничной телепередачи в честь какого-либо успешно завершенного дела, в котором участник принимал участие.

С такой же самой  целью можно использовать игру «Бомбардировка положительными качествами». В данной игре каждому участнику по очереди  остальные участники высказывают  только положительные отзывы о нем, его способностях и т.д. Такие  упражнения помогают ребятам научится находить в себе и в других положительные качества, уметь высказывать их другим и уметь правильно воспринимать похвалы других людей. Все это способствует развитию эмпатии и рефлексии, формированию позитивного образа «Я», и таким образом повышает самооценку и самоуважение ребенка.

Для овладения  навыками анализа своего поведения  и способов принятия решений, на групповых  занятиях практикуется обсуждение произведений художественной литературы, кинофильмов, герои которых сталкиваются с  такими же проблемами, что и участники  занятий. В начале обсуждения ребятам  предлагается перечислить возможные  альтернативные варианты решения проблемы, без учета возможных последствий. После этого им предлагается выбрать одно-два решения с описанием их положительных и отрицательных последствий с учетом чувств героя, его окружения, давления, которое оказывают на него, его личностные особенности и пр. Аналогично можно проводить ретроспективный анализ жизненного решения кого-либо из участников группы, если, конечно, на то имеется его согласие.

Известно, что  для многих ребят, особенно подростков, необходимость противостоять натиску  группы вызывает стрессовое состояние, поэтому тренировка является необходимым  условием в умении отстоять свое мнение, даже когда другие думают иначе. Игра «Умей сказать «нет» дает возможность  приобрести такие навыки. Например, разыгрывается такая ситуация, когда  трое подростков приглашают четвертого принять участие в вечеринке, где соберутся незнакомые ему  люди, и где приглашающие обещают  ему какие-то сюрпризы. Разыгрывая эту  ситуацию несколько раз и меняя  состав участников и главного героя, подростки с помощью психолога  должны прийти к выводу, что лучше  всего действовать по такой схеме: называть вещи своими именами; твердо отказать, аргументировав свое мнение, предложить свой вариант.

На сегодня  психологическая наука и практика имеет большое количество различных  групповых игр и тренингов, которые  психолог должен использовать в соответствии с поставленными задачами для  каждой конкретной группы школьников на основе психолого-педагогических комплексных  программ.

Заключение 

Таким образом, под отклонением в поведении  школьников мы понимаем поведение, проявляющееся  в недисциплинированности, склонности к нарушению установленных моральных  норм общества, в противодействии  педагогическому влиянию, в особенностях развития высшей нервной системы  ( эмоциональной нестойкости, импульсивности и др.).

Анализ результатов  анкетирования, проведенных психологами  как отечественными, так и зарубежными, подтверждает существование общепризнанных причин отклонений в поведении учеников: негативное влияние окружения, в  том числе и многих родителей; раннее укоренение вредных привычек ( табакокурения, приема алкогольных напитков и даже наркотических средств). Кроме этого, каждая возрастная группа и каждый ребенок в отдельности имеет свои причины отклонения в поведении.

Задача практического  школьного психолога состоит  в выявлении причин отклонений в  поведении детей, начиная с младшего школьного возраста и на протяжении всего периода обучения в школе; оказании действенной помощи всем участникам воспитательного процесса путем  использования комплексных методов  изучения и психологической коррекции.

В работе по исследованию причин девиантного поведения школьников широко используются методы анкетирования  и опросов, анализ которых, дает психологу  возможность для применения дифференцированного  подхода по коррекции, как к отдельному индивиду, так и к отдельным  группам путем использования  тренингов и психологических  игр.

Использованная  литература 

Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы //Социально-политический журнал.-1993.-№4.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.-М.: Академия, 2000.

Максимова Н. Психокорекційна  робота з підлітками групи ризику //Психолог.-2003.-№45.

Мосьпан М. Робота з педагогічно занедбалими і  наркотично залежними підлітками //Психолог.-2004.-№10-11.

Швець Г. Девіантна  поведінка школярів. Робота психолога  з її подолання //Психолог.-2004.-№23-24.


Информация о работе Диагностика и коррекция отклонений школьников в поведении