Диагностика младшего и школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:56, реферат

Описание работы

Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе.

Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению.

У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; первоклассника, как и дошкольника, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности .

С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя), потребность выполнять определенную общественную роль (быть старостой, санитаром, командиром «звездочки» и т. д.).

Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя — все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки.

Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Они склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами.

Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания малыш говорит неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас очень бурно.

В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях.

 Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит  учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.

 

 

 

 

    Методики диагностики  внимания у детей.

 

Методика 1. Определение продуктивности и устойчивости внимания Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции:

 

“Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется “Будь внимателен и работай как можно быстрее”. В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей”.

 

Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

 

Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово“черта”, в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

 

После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово “стоп”. По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

 

Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяются по формуле:

 

    0, 5 N – 2, 8 n

    S = ––––––––––––

    60

 

где: S — показатель продуктивности и устойчивости внимания; N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту (если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, следующий показательп — числу ошибок, допущенных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы 300);

 

п — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время. В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым. По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием, аналогичный рис. 8. Его интерпретация производится так же, как и для детей дошкольного возраста.

 

    Методика 2. Оценка распределения внимания

 

Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в данном случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных; местах, например сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим. Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания. Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

 

 

 

 

В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576с

Проективные методики:

Тест Сонди

Тест Роршаха

Брейнсторм

Фастрэк

Сценарио

Психология цвета: цветовой тест Люшера, цветоаналитический тест Фрилинга,

Психология образа: тест Маркерта — «В каком Вы настроении?»

Тест фрустрационных реакций Розенцвейга

Тематический апперцептивный тест

Тест «Дом Дерево Человек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В моей школе при приеме детей в первый класс применяются психологические диагностирования: на интеллект, внимание, память. Также проводятся психологические тестирования по адаптации детей в кризисных классах (первый, пятый, десятый класс.)

 

Таким образом заданные цели выполнены, я узнала методики применяемые на детях младшего школьного возраста, ознакомилась с их возрастными особенностями, что поможет мне в будущем планировать  свою профессиональную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники литературы

 

  1. Венгер А.Л.  Психологические рисуночные тесты. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  2. Акимова М.   Психологическая диагностика.

 

Интернет - источники:

  3) http://pedsovet.su/load/

  4) http://www.libpsyx.ru/?Article

   5)http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 http://www.detskiysad.ru/ped/ped063.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Диагностика младшего и школьного возраста