Диагностика степени уверенности в себе у девушек и юношей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Уверенность в себе является одним из необходимых компонентов для достижения любой намеченной цели и жизненного успеха. Никто не станет отрицать, что когда человек добивается значительных успехов, то он начинает чувствовать себя более уверенно, а в противном случае, каждая неудача постепенно подрывает нашу уверенность в себе. Эти процессы взаимно связаны друг с другом.
Проблема уверенности уже давно занимает заметное место в научной психологической литературе. Это вполне естественно, так как общество не может существовать без уверенных в себе личностей. Уверенность представляет собой одно из наиболее важных базовых свойств личности. Оно начинает формироваться еще в детстве, в старшем же школьном возрасте уверенность приобретает огромное значение для раскрытия способностей человека и дальнейшего определения его места в жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УВЕРЕННОСТИ 5
1.1. Различные подходы к изучению уверенности личности 5
1.2.Характеристика уверенности девушек и юношей старшего школьного возраста 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ УВЕРЕНОСТИ В СЕБЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1. Организация и проведение исследования 15
2.2. Анализ полученных результатов 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 25

Файлы: 1 файл

Курсовая психология уверенность в себе.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра общей психологии и психологии развития

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «»

 

Диагностика степени уверенности в себе у девушек и юношей старшего школьного возраста

 

Выполнил(а):

студент(ка) группы ПП-21

заочного отделения

факультета психологии

 

Научный руководитель:

 

 

Астрахань – 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уверенность в себе является одним из необходимых компонентов для достижения любой намеченной цели и жизненного успеха. Никто не станет отрицать, что когда человек добивается значительных успехов, то он начинает чувствовать себя более уверенно, а в противном случае, каждая неудача постепенно подрывает нашу уверенность в себе. Эти процессы взаимно связаны друг с другом.

Проблема уверенности уже давно занимает заметное место в научной психологической литературе. Это вполне естественно, так как общество не может существовать без уверенных в себе личностей. Уверенность представляет собой одно из наиболее важных базовых свойств личности. Оно начинает формироваться еще в детстве, в старшем же школьном возрасте уверенность приобретает огромное значение для раскрытия способностей человека и дальнейшего определения его места в жизни

На сегодняшний день существует множество исследований, которые с разных позиций описывают и исследуют уверенность человека, но ни в одном из них нет четкого определения психологической сути понятия «уверенность»

Обобщая данные различных авторов, можно сказать, что уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей, достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Уверенность - это свойство личности, отражающее обоснованное самоуважение, целеустремленность, проявляющееся в самообладании и ясном выражении своих чувств, потребностей и отношений, основанных на объективном знании и опыте

В имеющихся работах по изучению уверенности, в основном, преобладает аналитический подход. В настоящее время уже накоплен материал об отдельных сторонах уверенности, однако недостаточно изучена уверенность как целостное свойство личности.

Цель исследования: изучить степень уверенности в себе у девушек и юношей старшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть различные подходы к изучению уверенности личности.
  2. Изучить характеристику уверенности девушек и юношей старшего школьного возраста.
  3. Провести анализ диагностики степени уверенности в себе у девушек и юношей старшего школьного возраста.

Обьект исследования: девушки и юноши старшего школьного возраста.

Предмет исследования: степень уверенности в себе у юношей и девушек старшего школьного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что что у девушек и юношей старшего школьного возраста нет значимых различий в степени уверенности в себе.

Методологической основой являются труды отечественных и зарубежных ученых: А. Сальтер, А. Лазарус, Д. Вольпе, В.И. Селиванова, В.К. Калина, А. Ланж, П. Якубовски, Р. и  Р. Ульрих, К. Рудестам, В. Вендландт, Х.-В. Херферт, Р. Зигмунд, У. Джемс, Р. Бернс, И.Л. Зиновьева и другие.

Методы исследования: методика «Диагностики степени уверенности в себе Райдаса» и тест “Самооценка уверенности  в себе”.

База исследования: экспериментальное исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 40  г. Астрахани, в 10-11 классах (30 человек).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе четыре подпункта, заключения и библиографического списка.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УВЕРЕННОСТИ

 

1.1. Различные подходы к изучению уверенности личности

 

Анализ отечественной и зарубежной научной и научно-практической литературы по проблеме исследования показал, что большое количество работ посвящено вопросам анализа многогранности понятия уверенности, но до сих пор нет сколько-нибудь однозначного определения данного свойства личности. Компоненты уверенности изучаются в работах, как правило, изолированно. Перед нами же стоит задача изучить целостную структуру уверенности и выявить взаимообусловленность и взаимосвязь всех компонентов уверенности. [17, с. 140]

То, что люди различаются по степени уверенности в себе, совершенно очевидно. Само понятие «уверенность» существует в большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов для обозначения этого качества личности. Однако научное понятие «уверенность в себе» появилось в психологической литературе сравнительно недавно в связи с задачами психологической коррекции и психотерапии. [10, с. 12]

Экспериментальному психологическому изучению уверенности предшествовала практика «тренинга уверенности» в клиниках неврозов и в обычных больницах. В связи с этим некоторые исследователи, часто рассматривая уверенность в связи с тревожностью и агрессивностью, не видят разницы между уверенностью и агрессивностью (Дж. Вольпе). Другие ученые считают, что уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью, тревожностью и неуверенностью (А. Ландж, П. Якубовски). Существует также точка зрения о том, что агрессивность и неуверенность являются двумя различными формами проявления отсутствия уверенности у человека. [6, с. 160]

 При этом нереализованная  во внешнем взаимодействии энергия  переносится внутрь или оборачивается  против окружающих в форме  агрессивности. Однако большая часть  исследователей (Р и Р Ульрих, В Г Ромек) считает агрессивность  и неуверенность двумя разными  свойствами личности, что является  более продуктивным, на наш взгляд, поскольку анализируются границы  между уверенностью, агрессивностью  и тревожностью.

Можно выделить несколько подходов к изучению уверенности поведенческий, эмоционально-экспрессивный и личностный.

Поведенческий подход к изучению уверенности трактует ее как недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать реальное поведение, а также ригидность и ограниченность поведенческого инструментария, отсутствие навыков в реализации уверенности. Так, к числу необходимых навыков А Лазарус относит умения открыто говорить о своих желаниях и требованиях, готовность сказать «нет», открыто говорить о своих чувствах, умение устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор. К этому направлению можно отнести и работы В Вендландта и В Хеферта, которые считают, что неуверенность может проявляться на разных этапах реализации отдельных действий и поведения в целом, а именно, при постановке цели, при планировании действий и их выполнении, а также при оценке их результатов. [4, с. 43]

Личностный подход постулирует важную роль установок, самооценок и оценок других людей в становлении уверенности. Так, Р. Зигмунд отмечает существенную роль самооценок и установок в реализации уверенного поведения. По его мнению, отрицательные самооценки и установки типа «Я с этим не справлюсь», «Это выше моих сил» и тп тормозят уверенное поведение Закрепляясь, данные установки снижают доверие человека к себе и способствуют развитию неуверенности личности. Стало быть, уверенное поведение во многом зависит от позитивной оценки субъектом своих собственных возможностей, которые необходимы для достижения значимых целей. [9, с. 306]

Эмоционально-экспрессивный подход к изучению уверенности сформулирован А Сальтером. Ссылаясь на теорию ИП Павлова, он предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, которые приводят к формированию «тормозной» личности, не способной к открытому и спонтанному выражению чувств, желаний и потребностей, что в конечном итоге затрудняет контакт с другими людьми. На основе своего опыта А Сальтер выделил шесть основных параметров, характеризующих уверенность — эмоциональность речи, открытость и откровенное выражение чувств, экспрессивность в поведении и речи, а также проявление чувств в невербальной сфере, умение протестовать и выражать свое мнение без оглядки на окружающих, редкое использование неопределенных формулировок и частое употребление местоимения «Я», исключение самоуничижения и готовность выслушивать похвалу в свой адрес, спонтанность выражения своих чувств и потребностей. [14, с. 17]

Проблема «уверенности» изучалась не только зарубежными авторами. С середины XX века данная проблематика появилась в поле зрения отечественных ученых.

Был проведен теоретический и общепсихологический анализ понятия «уверенность» в связи с принятием решения субъектом (И В Вайнер, И Г Скотникова) И В Вайнер интерпретирует уверенность как психологическую характеристику, которая отражает отношение субъекта к неопределенности. Сам феномен неопределенности представляет особый интерес для психологического изучения среди факторов, которые определяют жизнь человека и постоянно провоцируют его на различные испытания (ЕВ Головина). Принятие решения человеком в условиях неопределенности прямым образом зависит от сложившейся ситуации и от личностно-эмоционального отношения к неопределенности. Из этого видно, что все аспекты восприятия неопределенности взаимосвязаны.

В исследовании В. Б. Высоцкого также выделены две составляющие уверенности - уверенность в себе и уверенность в правильности решения задачи. Было установлено, что уверенность в принятии решения является производной от личностных образований субъекта и определяет его уверенность в себе вне зависимости от реальных достижений. [7, с. 124]

Уверенность, по В. Г. Ромеку, представляет собой генерализованную, стабильную социально-психологическую характеристику личности. Ядром уверенности являются обобщенные оценки эффективности собственных навыков, способности к их приобретению, легкости выбора и их реализации. Важно отметить, что устойчивое отношение индивида к собственным способностям и навыкам проявляется в общении, что предполагает личное участие индивида. Уверенным поведением здесь является культурно нормированный репертуар навыков, которые обеспечивают успех в действиях человека в его социальной жизни В Г Ромек говорит и о неуверенном поведении и отмечает, что фактором его возникновения является «выученная беспомощность», которая возникает тогда, когда ребенок не получает никакой реакции взрослого в ответ на свои действия или получает однообразную негативную и однообразную позитивную обратную связь. [19, с. 229]

Обобщенный портрет уверенного человека, по мнению В. Г. Ромека, характеризуется тем, что он откровенно и без боязни выражает свои чувства, достигает своей цели и остается довольным самим собой, не унижая и не подавляя при этом другого и не вызывая отрицательных эмоций по отношению к себе. Уверенные люди говорят громко и ясно, не переходят на крик, смотрят в глаза собеседнику, выдерживают оптимальную дистанцию в общении. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли Уверенные в себе люди открыто говорят о своих желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения. Сами лично высказывают претензии к окружающим, редко используют упреки и оскорбления. [19, с. 230]

Результаты всех рассмотренных работ позволяют говорить об уверенности как многомерной характеристике субъекта, включающей в себя эмоциональный, поведенческий, когнитивный (познавательный) и самооценочный компоненты. Но вопрос о психологической структуре уверенности, а также о соотношении ее психологических переменных и средовых факторов остается открытым.

Таким образом, уверенность можно определить как интегральное базовое свойство личности, ядром которого является позитивная оценка индивидом собственных способностей и навыков, которые достаточны для достижения целей и для удовлетворения его потребностей.

 

1.2.Характеристика  уверенности девушек и юношей  старшего школьного возраста

 

Уверенность старших школьников характеризуется высокой направленностью общественно значимых целей на обретение надежных и верных друзей, на получение знаний и другого опыта, школьники стремятся быть уважаемыми людьми, а также пытаются достичь успехов в учебной деятельности. Что касается личностных целей школьников, то они связаны с поддержанием своего здоровья, достижением материального благополучия, обретением самостоятельности и независимости, удовлетворением своих желаний и планов, старшие школьники стараются быть нужными для окружающих людьми. [3, с. 185]

Уверенное поведение школьников побуждается, прежде всего, стремлением больше сделать и узнать, желанием утвердиться в группе и намерением лучше освоить любое дело (социоцентричность), а также стремлением создать уют и личное благополучие, желанием проявить себя и свои способности, намерением самоопределиться и реализовать себя, стремлением улучшить свои бытовые условия (эгоцентричность). Старшие школьники под уверенностью понимают свойство, зависящее от темперамента человека, черту личности, полученную от родителей, врожденное свойство личности (осведомленность). [7, с. 61]

Уверенное поведение школьников чаще всего способствует расширению контактов с другими людьми, приобретению большего жизненного опыта, большей результативности в различных видах деятельности (предметная сфера). В то же время уверенное поведение школьников ведет к уменьшению растерянности и стеснительности, тревожности и застенчивости; преодолению возникших трудностей, развитию упорства и настойчивости (субъектная сфера).

Стоит отметить, что регуляторно-динамические переменные уверенности старших школьников выражены в меньшей степени, чем мотивационно-смысловые.

Преобладание астенической переменной эмоционального компонента показывает, что школьники в деятельности испытывают настороженность при необходимости выбора, беспокойство о произошедшем, тревогу о том, что могут не справиться с порученным делом. В связи с этим они часто перепроверяют себя во всем и опасаются отрицательного результата при выполнении различных дел, недостаточно владеют навыками уверенного поведения и, таким образом, с трудом справляются с чувством неуверенности (операциональные трудности). [5, с. 45]

Информация о работе Диагностика степени уверенности в себе у девушек и юношей старшего школьного возраста