Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:02, доклад
Организационная диагностика — это систематический сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных ее подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления. Некоторые отечественные исследователи считают организационную диагностику разновидностью социальной диагностики[1],[2]. В данном случае социальную (социологическую) диагностику можно охарактеризовать как процесс описания текущего состояния социальной системы (как объекта), целью которого является обнаружение проблем функционирования социальной системы и факторов их возникновения[1].
Психологическая энциклопедия
(organizational diagnosis) Когда
консультант помогает орг-ции
измениться, ему необходимо понимать,
что орг-ция - это высокоорганизованная систе
Основными инструментами, применяемыми
мной во время организационной
Все применяемые методики либо специально
разрабатываются, либо адаптируются под
конкретную компанию с учетом особенностей
ее развития, сферы деятельности, количества
персонала.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Государственный университет-
Высшая школа экономики
Факультет психологии
Программа дисциплины
«Социально-психологическая
диагностика организации»
Для направления 030300.62 – Психология
подготовка бакалавра
Автор: Е.В. Михайлова
Рекомендована секцией УМС |
^ Одобрена на заседании | |
^ Утверждено УС |
Москва 2007
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор
программы
канд. психологических наук, доцент Михайлова
Елена Витальевна, emikhaylova@hse.ru
Требования
к студентам
Знания о закономерностях функционирования
и развития психики и сознания в объеме
дисциплины «Общая психология». Знания
о закономерностях поведения и деятельности
людей, обусловленных их включением в
социальные группы и закономерностях
развития и функционирования социальных
групп в объеме дисциплины «Социальная
психология». Знания о формах и методах
социально-психологического исследования
и навыки их использования в объеме курса
«Методы социально-психологического исследования».
Аннотация
Учебная дисциплина «Социально-психологическая
диагностика организации» нацелена на
усвоение студентами основных теоретических
положений и принципов, на которых строится
система социально-психологических диагностических
и исследовательских процедур. Учебный
курс содержит характеристику наиболее
известных методов социально-психологической
диагностики организации, сфер их применения,
методологической базы интерпретации
результатов и направлений коррекционной
работы.
Усвоение базовых положений учебной дисциплины
предполагает сочетание как аудиторных
(лекционных и практических) занятий, так
и самостоятельной деятельности студентов
по изучению учебной и научной литературы,
а также выполнению учебных заданий.
Учебная
задача дисциплины
В результате изучения дисциплины студент
должен:
^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Итоговая оценка по учебной дисциплине
складывается из следующих элементов:
Методика
формирования результирующей оценки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК
Пригожин А. И. Методы развития организаций.
– М.: МЦФЭР, 2003. – 863 с.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
|
|
| |
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Теоретико-методологическая
основа
методов организационной
диагностики
Исторические предпосылки и теоретические
источники методов социально - психологической
диагностики организации. История формирования
основных методов организационной диагностики.
Теоретические направления, послужившие
основой для разработки современных методов
организационной диагностики: бихевиоризм,
психоанализ, когнитивизм, интеракционизм
(С.А. Липатов). Специфические особенности
методов организационной диагностики,
обусловленные их происхождением.
Сферы применения методов диагностики
в организации (Т.Ю. Базаров). Проблемы
адекватности и эффективности использования
методов организационной диагностики.
Выявление потребности организации в
социально-психологической диагностике.
Основная
литература
Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы
оценки управленческого персонала государственных
и коммерческих структур. – М.: ИПК ГС,
1996.
Занковский А.Н. Организационная психология.
– М.: Флинта, 2002.
Липатов С.А. Методы социально-психологической
диагностики организации // Введение в
практическую социальную психологию /
Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В.
Соловьевой. 2-е исправленное изд. - М.: Смысл,
1996. - с. 248-264.
Дополнительная
литература
Казмиренко В.П. Социальная психология
организаций. – Киев: МЗУУП, 1993.
Пригожин А.И. Современная социология
организаций. - М.: Интерпракс, 1995.
Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейман Я.А.
Управленческое консультирование: теория
и практика. - М.: Экономика, 1989.
Harrison M.I. Diagnosing organisation. Methods, Models and Processes.
– SAGE Publicatoins, 1994.
Weisbord M.R. Organisational diagnosis: a workbook of theory and practice
– Addison-Wesley publishing company, 1978.
Тема 2. Психологические
проблемы организации
Управление организацией в системе современного
научного знания. Парадигмы управления
организацией. Элементы организации. Жизненные
стадии и циклы развития организации.
Основные типы организационной культуры
(Т.Ю. Базаров).
Кадровая политика организации. Психологические
принципы управления организацией. Методы
формирования кадрового состава организации.
Методы оптимизации кадрового состава
и реорганизации структуры организации.
Психологические проблемы организации.
Основные направления диагностического
исследования организации.
Основная
литература
Управление персоналом: Учебник для вузов/
Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, Москва:
ЮНИТИ – 1998.
Синягин Ю.В. Психология внутриорганизационных
отношений: Учебное пособие / РАГС. – М.,
1995.
Казмиренко В.П. Социальная психология
организаций. – Киев: МЗУУП, 1993.
Дополнительная
литература
Липатов С.А. Методы социально-психологической
диагностики организации // Введение в
практическую социальную психологию /
Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В.
Соловьевой. 2-е исправленное изд. - М.: Смысл,
1996. - с. 248-264.
Методы практической социальной психологии:
Диагностика. Тренинг. Учебное пособие
для вузов / Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А.
Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова – М.:
Аспект – Пресс, 2004. – 256с.
Методы работы консультанта по управлению.
- Таллин: ЭстНИИНТИ, 1985.
Harrison M.I. Diagnosing organisation. Methods, Models and Processes.
– SAGE Publicatoins, 1994.
Тема 3. Общая характеристика
методов диагностики организации
Специфические особенности применения
методов социально-психологической исследования
для решения задач диагностики организации
(С.А. Липатов). Проблема адаптации социально-психологических
методов для работы в рамках конкретной
организации.
Клиентский запрос и постановка диагностической
задачи. Подготовка и проведение диагностической
процедуры в организации. Выбор адекватного
инструментария исследования. Правила
организации исследования. Обеспечение
валидности, достоверности и надежности
получаемых данных.
Этические аспекты проведения диагностики
организации.
Основная
литература
Методы работы консультанта по управлению.
- Таллин: ЭстНИИНТИ, 1985.
Пригожин А.И. Особенности профессии консультанта
по управлению // Маркетинг, 1997, № 1. С. 84-90.
Липатов С.А. Методы социально-психологической
диагностики организации // Введение в
практическую социальную психологию /
Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В.
Соловьевой. 2-е исправленное изд. - М.: Смысл,
1996. - с. 248-264.
Дополнительная
литература
Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы
оценки управленческого персонала государственных
и коммерческих структур. – М.: ИПК ГС,
1996
Макхэм К. Управленческий консалтинг.
- М.: Дело и сервис, 1999.
Управленческое консультирование: В 2-х
тт. / Под ред. М. Кубра. - М.: СП “Интерэксперт”,
1992.
Harrison M.I. Diagnosing organisation. Methods, Models and Processes.
– SAGE Publicatoins, 1994.
Weisbord M.R. Organisational diagnosis: a workbook of theory and practice
– Addison-Wesley publishing company, 1978.
Тема 4. Метод наблюдения
Наблюдение как метод организационной
диагностики. Определение и обоснование
необходимости использования метода наблюдения.
Критерии классификации наблюдения: открытость,
включенность, целенаправленность, способ
фиксации результатов. Характеристика,
возможности и ограничения каждого из
способов проведения наблюдения. Проблема
выбора адекватного способа. Правила организации
и проведения наблюдения.
Этапы проведения наблюдения. Единицы
и категории наблюдения. Способы фиксации
результатов наблюдения. Способы устранения
субъективизма наблюдателя.
Обработка и интерпретация полученных
данных. Презентация результатов наблюдения.
Основная
литература
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной
психологии. — СПб., 2000.
Липатов С.А. Методы социально-психологической
диагностики организации // Введение в
практическую социальную психологию /
Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В.
Соловьевой. 2-е исправленное изд. - М.: Смысл,
1996. - с. 248-264.
Лютенс Ф. Организационное поведение.
– М.: ИНФРА-М, 1999.
Дополнительная
литература
Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение
человека в организации. - М.: Фонд за экономическую
грамотность, 1993.
Михайлова Е.В. Оценка человеческого капитала.
// Менеджмент сегодня. № 5 (17), 2003 – с. 51-56.
Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии.
Личность и организация. - М.: Тривола, 1996.
Методы работы консультанта по управлению.
- Таллин: ЭстНИИНТИ, 1985.
Никифоров А.Т. Метод наблюдения в социально-психологических
исследованиях: Учебное пособие / А.Т. Никифоров,
В.Е. Семенов. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,
1987.
Рабочая книга социолога. — М.: Наука, 1977.
Тема 5. Социально-психологическое
тестирование
Особенности применения социально-психологического
тестирования в организации. Сферы применения
тестирования в организации: подбор персонала,
аттестация, социально-психологическая
диагностика.
Выявление потребности в тестировании,
определение категорий сотрудников, проходящих
тестирование, подбор тестовой батареи,
адекватной решаемым задачам, определение
необходимой периодичности тестирования.
Проведение тестирования: организация
прохождения тестирования, фиксация результатов
тестирования, этические аспекты тестирования.
Анализ и интерпретация полученных данных.
Презентация и использование результатов
тестирования.
Основная
литература
Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы
оценки управленческого персонала государственных
и коммерческих структур. – М.: ИПК ГС,
1996
Каган В.Е. Организационная психология:
обучающий тестовый контроль. – М.: Смысл,
1999.
Психологическая диагностика в управлении
персонала: Учебное пособие для сотрудников
кадровых служб / Под ред. Климова Е.А. –
М.: РПО, 1999.
Дополнительная
литература
Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные
услуги в России: Практическое пособие
для менеджеров и предпринимателей. - М.:
Финстатинформ, 1995.
Консалтинг в России: Введение в профессиональные
методы работы. Практическое пособие /
Под ред. А.П. Посадского. - М.: Нац. Фонд подготовки
кадров, 1998.
Организационное поведение. Сборник текстов.
– М., 1997.
Организационное поведение. Учебное пособие.
– СПб., 1998.
Рабочая книга социолога. — М., 1977.
Тема 6. Тематический
опрос
Метод опроса в организационной диагностике.
Общая характеристика метода опроса. Виды
опроса. Определение и обоснование потребности
в проведении опроса. Постановка задачи.
Принципы составление опросника. Обеспечение
валидности, надежности, достоверности
получаемых данных. Апробирование опросника
и его доработка.
Правила проведения опроса. Определение
выборки, обеспечение конфиденциальности,
инструктаж. Обработка и интерпретация
полученных данных. Презентация результатов
опроса.
Основная
литература
Рабочая книга социолога. — М., 1977.
Консалтинг в России: Введение в профессиональные
методы работы. Практическое пособие /
Под ред. А.П. Посадского. - М.: Нац. Фонд подготовки
кадров, 1998.
Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику
демоскопии. — М., 1993.
Дополнительная
литература
Карась Л. Управленческая диагностика
– основа совершенствования менеджмента
// Проблемы теории и практики управления,
1996, № 6. – с. 78-82.
Лютенс Ф. Организационное поведение.
– М.: ИНФРА-М, 1999.
Михайлова Е.В. Оценка человеческого капитала
// Менеджмент сегодня. № 5 (17), 2003 – с. 51-56.
Филонович С.Р. Консалтинг: процессное
консультирование // Служба персонала,
1996, № 8.
Щербина В.В. Социология организаций: Словарь-справочник.
- М.: Союз, 1996.
Тема 7. Социометрическая
диагностика рабочего коллектива
Применение социометрической методики
для целей организационной диагностики.
Возможности и ограничения метода социометрии
в организационной диагностике. Социометрическая
диагностика микроклимата коллектива,
конфликтности подразделений, состояния
организационной структуры и прохождения
информационных потоков, оценка компетентности
и личностных качеств сотрудников.
Определение потребности организации
в социометрической диагностике. Постановка
задачи. Выбор и адаптация социометрической
методики, адекватно решаемой задаче.
Определение выборки. Определения характера
опроса: индивидуальное интервью, коллективное
заполнение анкет, электронный опрос.
Правила проведение социометрического
исследования. Выбор оборудования. Обеспечение
конфиденциальности, этические нормы
проведения опроса.
Обработка и интерпретация результатов.
Представление полученных данных: социограмма,
коммуникограмма, рейтинги компетентности
и популярности, сортировки по выбранным
показателям, индивидуальные профили
компетентности, пояснительная записка.
Презентация результатов исследования.
Основная
литература
Михайлова Е.В. Аудит персонала (объективная,
информативная процедура оценки кадрового
ресурса компании) // Управление компанией.
№ 10 (29), 2003 – с. 38-43.
Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный
метод и наука об обществе / Пер. с англ.
– М.: Академический Проект, 2001.
Социально-психологический климат коллектива:
Спецпрактикум по социальной психологии
/ Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1981. – С. 3-40.
Дополнительная
литература
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений
в малых группах (общие и возрастные особенности):
Учебное пособие / Я.Л. Коломинский. – 2-е
изд., доп. – Минск: ТетраСистемс, 2000. –
С. 127-344.
Михайлова Е.В. Оценка человеческого капитала.
// Менеджмент сегодня. № 5 (17), 2003 – с. 51-56.
Щербина В.В. Социология организаций: Словарь-справочник.
- М.: Союз, 1996.
Тема 8. Метод фокус-группы
Качественные методы в организационной
диагностике. Использование метода фокус-группа
для диагностики организации. Возможности
и ограничения метода. Применяемые методики:
дискуссионные, ассоциативные, вербальные,
рисуночные, игровые (О.Т. Мельникова).
Выявление и обоснование потребности
в использовании метода фокус-групп. Постановка
исследовательской задачи. Определение
выборки и рекрутинг участников.
Разработка топик - гайда, адекватного
поставленной задаче и составу участников.
Правила проведения фокус-группы. Способы
фиксации получаемых данных: видео- и аудио-запись,
протокол, рисунки и записи участников
фокус-группы, отчет модератора. Обработка
и интерпретация полученных данных. Презентация
результатов.
Основная
литература
Крюгер, Р. А. Фокус-группы. Вильямс, 2003.
Мельникова, О. Т. Фокус-группы в маркетинговом
исследовании. Академия, 2003.
Дмитриева, Е. Фокус-группы в маркетинге
и социологии. М. : Центр, 1998.
Дополнительная
литература
Белановский С.А. Метод фокус-групп / С.А.
Белановский. – М.: Магистр, 1996.
Богомолова Н.Н. Фокус-группы как метод
социально-психологического исследования
/ Н.Н. Богомолова, Т.В. Фоломеева. – М.: Магистр,
1997.
Фоломеева Т.В. Профессиональная подготовка
психологов – модераторов фокус-группы
/ Т.В. Фоломеева // Профессиональное образование
психолога: интеграция теории и практики.
– Воронеж: ВГУ, 2002. – С. 369-376.
Тема 9. Ассессмент-центр
Использование внутрифирменного обучения
как метода организационной диагностики
(Е.А. Аксенова). Возможности и ограничения
тренинговых процедур. Сфера применения
ассессмент-центра как метода диагностики:
подбор персонала, аттестация, кадровый
аудит.
Выявление и обоснование потребности
организации в проведении ассессмент-центров.
Постановка задачи. Определение выборки
участников. Составление программы ассессмент-центра,
адекватной поставленной задаче.
Правила проведения ассессмент-ценра:
время, место, этические нормы. Способы
фиксации получаемых данных: видео- и аудиозапись,
протокол, отчет тренера, формы письменной
отчетности участников. Обработка и анализ
полученных данных. Презентация результатов
исследования.
Основная
литература