Диагностика возрастного развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 01:35, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить уровень когнитивного развития дошкольника 6 лет.
Основные характеристики когнитивного развития дошкольника: ведущим психическим процессом становится память. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте 4-5 лет.
Также происходит развитие действий восприятия. У детей 5-6 лет появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет. На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятий: действие идентификации, действие отнесения к эталону и моделирующие действия.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по диагностике возрастного развития.docx

— 31.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Диагностика возрастного развития ребенка

(контрольная работа по  дисциплине «Психология развития»)

 

 

 

                                                           Выполнила: студентка 12 группы

                                                           Федоренко Алёна

                                                           Проверила: к.псх.н., доцент Манапова Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2014

Объект исследования: уровень возрастного развития дошкольника (мальчик 6 лет).

Предмет исследования: когнитивная сфера.

Цель исследования: выявить уровень когнитивного развития дошкольника 6 лет.

Основные характеристики когнитивного развития дошкольника: ведущим психическим процессом становится память. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте 4-5 лет.

 Также происходит развитие действий восприятия. У детей 5-6 лет появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет. На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятий: действие идентификации, действие отнесения к эталону и моделирующие действия.

 Развитие речи идёт  в нескольких направлениях: совершенствуется  её практическое употребление  в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится  основой перестройки психических  процессов, орудием мышления. Словарь  ребёнка-дошкольника увеличивается, как правило, в 3 раза (3 – 4 тыс. слов) по сравнению с ранним детством. На основе непосредственного речевого общения у ребёнка формируется фонематический слух. Осознание речевой действительности (как действительности, самостоятельно существующей) и осознание словесного состава речи значительно отстаёт от практического овладения речью, которое в дошкольном детстве идёт весьма успешно.

 В мышлении происходит  переход от наглядно-действенной формы к наглядно-образной форме. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте из практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове. Также появляются предпосылки словесно-логической формы мышления.

 Познавательное развитие детей дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивает воображение как способность видеть целое раньше частей. Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, но допускает легкий отлёт от действительности. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты «я» путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций.

    Показатели развития когнитивной сферы дошкольника:

  1. Образно-логическое мышление;
  2. Возможности памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение);
  3. Восприятие.

Диагностический инструментарий:

    1. Методика "Нелепецы", автор – Ю. Денисюк. [1] Данная методика позволяет оценить элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Суть проведения методики: Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

    Интерпретация результатов:

10 баллов (очень высокий  уровень развития) – если за  отведённое время ребёнок заметил  все нелепицы, успел удовлетворительно  объяснить, что не так и как  должно быть.

8 – 9 баллов (высокий уровень  развития) – ребёнок заметил и  отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца  объяснить или сказать, как должно быть.

6 – 7 баллов (норма) – ребёнок  заметил и отметил все имеющиеся  нелепицы, но 3 – 4 из них не успел до конца объяснить.

4 – 5 баллов (средний уровень  развития) – заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 – 7 нелепиц.

2 – 3 балла (низкий уровень  развития) – не успел заметить 1 – 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло.

0 – 1 балл (очень низкий  уровень развития) – за отведённое  время ребёнок успел обнаружить  меньше 4 из имеющихся нелепиц.

    1. Методика «Заучивание 10 слов», автор - А.Р. Лурия. [2] Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения. Методика может быть использована для детей с пяти лет.

     Суть проведения методики: Ребёнку дают инструкцию: «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываются ребёнку четко и не спеша. Далее, ребёнку говорят: «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Текстовый материал: Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

   Интерпретация результатов: На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если ребенок сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если ребёнок воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

    1. Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?", автор - Р.С. Немов. [3] Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Методика предназначена для детей с четырёх лет.

    Суть проведения методики: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

    Интерпретация результатов:

10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 секунд.

8-9 баллов (высокий уровень) – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 секунд.

6-7 баллов (средний уровень) – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 секунд.

4-5 баллов (средний уровень) – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 секунд.

2-3 балла (низкий уровень) – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 секунд.

0-1 балл (очень низкий уровень) – за время, большее, чем 60 секунд, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, "спрятанных" в трех частях рисунка.

Краткое описание диагностической процедуры: В детском саду «Солнышко» Шербакульского района 16 мая 2014 года я проводила вышеперечисленные методики на Давиде Г., возраст которого 6 лет. Диагностика ребёнка проходила в тихой и спокойной обстановке.

 Анализ результатов диагностики.

   Продиагностировав  образно-логическое мышление мальчика, я пришла к выводу, что оно  имеет средний уровень развития, так как  Давид заметил все нелепицы, но не успел объяснить 5 нелепиц ( 5 баллов).

   О процессах памяти: при неоднократных повторениях  слов (4), Давид всё же правильно  назвал большинство слов (7). Это  говорит о хорошем уровне развития  процессов памяти, а также запоминания  и воспроизведения.

   При оценке восприятия был выявлен высокий уровень развития. Мальчик назвал все 14 предметов, затратив на их поиск 29 секунд (8 баллов).

Диагностическое заключение.

   Итак, завершив диагностику когнитивного развития дошкольника и проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, о том что образно-логическое мышление и процессы памяти развиты на среднем уровне, а уровень развития восприятия развит на высоком уровне.

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе. – К.: “Педагогичная пресса”, 2000 г. – 94 с. (С. 43) 
  2.   Лурия А. Р., Методика «Заучивание 10 слов». Источник из Интернета.

http://testoteka.narod.ru/pozn/1/14.html

  1.   Немов Р.С. Психодиагностика. 3 кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 640 с.(С. 97)
  2. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2009. - 638 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Диагностика возрастного развития ребенка