Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: дидактические игры способствуют развитию произвольной памяти у детей среднего дошкольного возраста, при соблюдении следующих условий: если при проведении игр целенаправленно проводить обучение приёмам запоминания (проговаривание, припоминание, анализ, группировка); если игры будут проводиться последовательно, от простых к более сложным, вначале проводить игры на развитие произвольной зрительной памяти, а затем игры на развитие произвольной слуховой памяти.

Файлы: 1 файл

Курс.работа.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Введение 

      Впечатления,  которые человек получает об окружающем мире «оставляют определенный след, сохраняются,  закрепляются,  а при необходимости и возможности -  воспроизводятся».  Эти процессы называются памятью.

      Память  лежит в основе способностей человека,  является условием научения,  приобретения знаний, формирования умений и навыков.

      Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности.

       Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Иными словами, память придает направленность ходу времени. Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать.

      Педагоги  видели в игре источник психического  и физического развития ребенка,  могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление,  воображение.

Все высшие чувства находят  в играх благодатную почву  для своего развития.

      Таким образом, развитие памяти ребенка, начиная с дошкольного возраста, имеет важное значение. Это связано с исключительной ролью памяти в психическом развитии и обучении. С помощью памяти ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развиваются функции мышления. В силу того, что ведущей деятельностью старшего дошкольника является игровая деятельность, резервы использования дидактической игры в целях развития памяти ребенка очень велики.

    Объект исследования: Процесс развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста.

     Предмет исследования: Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

     Цель исследования: Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

     Гипотеза исследования: дидактические игры способствуют развитию произвольной памяти у детей среднего дошкольного возраста, при соблюдении следующих условий:

    1. если при проведении игр целенаправленно проводить обучение приёмам запоминания (проговаривание, припоминание, анализ, группировка);
    2. если игры будут проводиться последовательно, от простых к более сложным, вначале проводить игры на развитие произвольной зрительной памяти, а затем игры на развитие произвольной слуховой памяти.

 

     Задачи исследования:

  1. Изучить литературные источники и передовой педагогический опыт по исследуемой проблеме.
  2. Подобрать методики по проблеме.
  3. Отобрать дидактические игры, способствующие развитию произвольной памяти у детей среднего дошкольного возраста.
  4. Выявить уровень развития произвольной памяти у детей среднего дошкольного возраста.
  5. Проанализировать результаты диагностики.

      Методы исследования:

    1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, связанной с проблемой исследования;
    2. Тестирование
    3. Анализ продуктов деятельности;
    4. Анализ результатов.

     Методологическую основу исследования составляет: первую развернутую концепцию памяти дал Аристотель в специальном трактате "О памяти и воспоминании"; П. П. Блонский высказал свою теорию о строении памяти ребенка; опиралась на исследование З. М. Истоминой, посвященное развитию памяти у детей-дошкольников. Раскрывая смысл и значение дидактической игры, опиралась на разработки К. Д. Ушинского, А. П. Усовой, Е.И. Тихеевой, А. В. Запорожца, А.М.  Горького. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многим и исследователями:  А. Л. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе,  3. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером.

База исследования

Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский  МДОУ детский сад №1 «Чебурашка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы проблемы развития произвольной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

    1. Память и ее развитие у детей среднего дошкольного возраста.

      Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого "Я" и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

      В XX веке было создано несколько десятков различных теорий памяти – психологических, физиологических, биологических, химических, кибернетических. Однако в настоящее время нет ни одной единой, признаваемой всеми теории памяти.

     Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. [14, с. 74]. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

      Память – когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.

      Особое значение, которое с древних времен придавалось памяти, можно усмотреть в том, что в древнегреческой мифологии именно богиня памяти - Мнемосина, слыла матерью муз, покровительницей ремесел и наук. Долгое время проблема памяти разрабатывалась главным образом философией в тесной связи с общей проблемой знания. Первую развернутую концепцию памяти дал Аристотель в специальном трактате "О памяти и воспоминании". Собственно память свойственна и человеку и животному, воспоминание же - только человеку, оно есть "как бы своеобразное отыскивание" образов и "бывает только у тех, кто способен размышлять", ибо "тот, кто вспоминает, делает вывод, что прежде он уже видел, слышал, или испытал нечто в таком же роде". Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания, впоследствии вновь "открытые" в качестве основных законов, ассоциаций.

Выделяют три вида памяти:

1. Наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет, форму предмета и т.д.

2. Словесно-логическая  память, при которой запоминается  информация на слух.

3. Эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые  чувства, эмоции и события.

      Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.

      Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно - логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становиться ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.

      Двигательная память это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, ровно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять те или иные действия.

      В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

[11, c.51]

      Память долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объектом сохраняемой информации. Основным механизмом информации. Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту.[11, c. 54]

     В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.

     Кроме того, выделяют в отдельный вид памяти - оперативную память. Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе получения результата удерживать в памяти действия необходимо до промежуточной операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно - использованную информацию, утратившую свою значение, помнить нерационально - ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.

      Память – это особенность человека, которая определяется способностью накапливать, хранить и воспроизводить полученный опыт и информацию; способность воспроизводить события, произошедшие в прошлом с уточнением места, времени происходящего события, а также все эмоциональные переживания, сопутствующие данному событию, в сочетании с событиями окружающего мира, происходящими в тот момент времени. 
      Составляющими памяти являются следующие процессы: 
1) создание – возникновение непосредственно самого факта наличия информации, которую необходимо запомнить;

2) сохранение – фиксирование  информации в ячейках памяти;

3) воспроизведение –  процесс «проигрывания» события (факта), которое было запомнено;

4) сокрытие – всегда  относительно, так как некоторая  информация хранится в нашей  памяти в течении всей жизни,  однако «воспроизвести» ее без  посторонней помощи мы уже  не можем. Только возникновение  каких-либо событий, напоминающих требуемый факт, может вызвать его воспроизведение в памяти.

      Также память обладает качественными и количественными характеристиками: 
1) длительность – период времени, в течении которого память хранит информацию и извлекает ее в нужный момент без постороннего вмешательства; 
2) точность – показатель достоверности и детализации вспоминаемой информации; 
3) объем – количество запоминаемой информации за единицу времени; 
4) быстрота – скорость, с которой информация переходит из состояния «создание» в состояние «сохранение».

5) готовность воспроизведения  – скорость, с которой необходимая  информация извлекается из памяти.

      Все эти характеристики зависят от личности человека. Человек внимательный и кропотливый будет обладать высокой точностью однако быстрота запоминания будет низкой. А человек импульсивный будет запоминать быстро, но детализация информации будет намного ниже чем у первого. 
      Существует три мнения по вопросу памяти детей-дошкольников. Первое мнение, высказанное рядом психологов, говорит о существовании у детей двух видов памяти, где первая – это физиологическая составляющая, а вторая – психологическая (духовная). Согласно второму мнению, память ребенка достигает развития в раннем возрасте, после чего ее активность резко снижается. Третье мнение высказывают сторонники кульминационной идеи, которые утверждают, что развитие памяти достигает своего апогея в возрасте 10 лет, после чего постепенно снижается.

      П. П. Блонский высказал свою теорию о строении памяти ребенка, разделив ее на четыре временные составляющие. Самая первая – моторная (двигательная) – представляет собой условные рефлексы, начиная с первых движений новорожденного. Следующей составляющей является эмоциональная память ребенка, которая основана на запоминании информации и ее усвоении в виде эмоций, вызываемых этой информацией. По ходу формирования сознания и развития образности мышления ребенка его память становится образной, где информация хранится в виде образов и понятий. И по мере развития у ребенка такого механизма, как общение, память становится словесной.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти