Динамические процессы в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

1.Возникновение и развитие малых групп.
2.Лидерство и руководство в группе.
3.Нормативное поведение в группе.
4. Сплоченность и совместимость.
5.Принятие группового решения
6. Эффективность групповой деятельности

Файлы: 1 файл

лек. Динамич. процессы в мал. группе.docx

— 41.92 Кб (Скачать файл)

Динамические процессы в малой группе

Вопросы

1.Возникновение и развитие  малых групп.

2.Лидерство и руководство  в группе.

3.Нормативное поведение  в группе.

4. Сплоченность и совместимость.

5.Принятие группового  решения

6. Эффективность групповой  деятельности

 

1.Возникновение  и развитие малых групп.

Малая группа постоянно пребывает в непрерывной динамике. Характер изменений в ней определяют такие социально-психологические процессы, как: ее образование и развитие; руководство и лидерство; принятие решений; сплочение; групповое давление.

Образование (возникновение) малой группы.

В рамках проблемы образования группы авторы концентрируют свой интерес на психологических причинах вхождения в группу. Выделяют  социологические и психологические факторы вхождения в группу. В качестве социальных можно назвать внешние по отношению к группе факторы (причины возникновения группы лежат вне самих групп и определяются более широкой социальной системой, например, образование нового предприятия ведет за собой образование новых формальных групп). К социологическим факторам можно отнести и престижность профессии.

Психологические детерминанты возникновения малой группы связаны со стремлением к удовлетворению потребностей общения: чувства принадлежности, взаимопомощи, взаимной защиты, аффилятивной потребности  (потребность установления близких доверительных отношений) и т.п.

Р.Л.Кричевский и Е.М.Дубовская выделяют два этапа возникновения организованной малой группы: 1) объявление ее как элемента более общей системы; 2) наполнение группы конкретными индивидами способными реализовать ее цели и задачи.

В психологической литературе можно встретить различные подходы к проблеме   развития малой группы.

Одна из наиболее распространенных - двухмерная модель развития группы предложена Б.Такменом. Б.Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из наличия двух сфер  групповой активности: 1) деловой (инструментальной) - решение групповой задачи; и 2) межличностной (экспрессивной) - развитие групповой структуры. Согласно данной модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой нескольких последовательно сменяющих друг друга этапов (или стадий). Обычно выделяют три основных этапа: 1) ориентировка в ситуации (в отношениях между членами группы, в групповой задаче), 2) конфликт, который является результатом противоречия между разными членами группы, 3) динамическое равновесие, в ходе которого группу получает возможность функционировать как единое целое). 

Б.Такмен указывает на связь между обеими сферами групповой активности: деловой  и межличностной, но не раскрывает содержание этой связи.

В отечественной психологии модели развития группы представлены в рамках теории коллектива. Данные модели представлены представлениями о поэтапном, уровневом развитии группы, которая развивается от низшей стадии до зрелого коллектива.

Одна из таких моделей представлена в параметрическом подходе к исследованию группы, предложенном Л.И.Уманским. В основу его модели положено представление о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями, отличительными признаками развития группы как коллектива. К числу таких параметров относятся:

1) содержание нравственной направленности группы - интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации;

2) организационное единство группы - групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности;

3) психологическое единство - интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, срединную точку которого занимает группа-конгломерат, т.е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу - коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий - кооперации (отличается развитой и успешно действующей организационной структурой) и автономизации (характерными оказываются «синтетические» процессы типа групповой идентификации и эталонизации, группового обособления, внутренней слитности и спаянности). Причем между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.

Теория развития группы во временно функционирующих организованных юношеских группах в условиях учебно-оздоровительных лагерей изучалась А. Г. Кирпичником. В частности, был показан неравномерный и пульсирующий характер движения изучавшихся групп от «неколлектива» к коллективу. Этапы развития группы: 1. Подъем, 2. Спад, 3. Новый подъем.

 

2.Лидерство и  руководство в группе.

Успешное развертывание группового процесса требует немалых усилий по его организации, поддержанию целевой направленности, координации индивидуальных действий и т.д. — словом, нуждается в эффективном управлении. Существенное значение в социальной психологии и жизни групп имеют феномены лидерства и руководства, от которых зависит, кто берет на себя функции сплочения, развития и организации группы.

Главные различия между лидером и руководителем: 1) лидер в основном осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель регулирует официальные отношения группы; 2) лидерство проявляется в условиях микросреды (малой группы), руководство — элемент макросреды, т. е. оно связано со всей системой общественных отношений (руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе); 3) лидерство возникает стихийно, руководитель же реальной социальной группы либо избирается, либо назначается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, является целенаправленным, 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет.

Руководство - процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему.

Лидер – член малой группы, который имеет наибольшее влияние на других членов группы в совместной деятельности и за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях.

Лидер проявляет более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Он выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство и изъявляют готовность добровольно подчиняться лидеру. Лидерство - явление групповое, поскольку в одиночку лидер немыслим. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы.

Выделяют две основные функции лидера: 1) организовать решение какой-то задачи, 2) устранить мешающие делу конфликты и напряжения, активизировать хорошее настроение.

В объяснении процесса и механизмов возникновения лидерства есть три подхода. Первый подход представляет «теория черт» (иногда называется «харизматической теорией»). Представители этого подхода считают, что лидером может быть человек, обладающий от рождения определенным набором личностных качеств, психологических черт.

Второй подход можно назвать «ситуационной теорией лидерства». Считается, что в основном лидерство — продукт ситуации. В повседневной групповой жизни возникают ситуации, в которых должны проявиться определенные качества личности, способной стать лидером. Человек, обладающий качествами, необходимыми в данной ситуации и превосходящий в этом других людей, становится лидером.

Третий подход представляет собой комплексный вариант и получил название «системной теории лидерства». Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. Такой подход к проблеме лидерства более адекватен реальной действительности и является ныне основным.

В группе одновременно могут активно реализовывать свои функции несколько лидеров. Предлагаются различные классификации лидеров.

 По содержанию деятельности  выделяют лидера-вдохновителя и  лидера-исполнителя.

По характеру деятельности: универсальный лидер (это лидер широкого спектра возможностей, сохраняющий свои статусные позиции в разных групповых ситуациях) и ситуационный лидер (это - «узконаправленный» лидер, выдвигаемый группой на эту роль в конкретный момент функционирования. Н-р, лидер - мастер в определенном виде труда).

По направленности деятельности:

Деловой (инструментальный) лидер преимущественно включает в себя действия, направленные на достижение стоящей перед группой цели, он организует работу группы.

Эмоциональный (экспрессивный) лидер — поддерживает внутренний климат, занимается групповой интеграцией: сплачивает группу, улаживает конфликты и оказывает поддержку.

Информационный лидер – «мозг» группы: к нему обращаются за советом, он все знает, может объяснить и помочь.

Для руководителя наилучший вариант – совмещение всех трех параметров лидера: делового, эмоционального и информационного. Чаще всего в реально действующей группе присутствуют два лидера: деятельность одного из них ориентирована на управление деловой активностью, деятельность другого — на управление эмоциональной.

В психологии изучались также различные стили руководства и лидерства. Под индивидуальным стилем руководителя понимают самобытный, свойственный только данной личности способ обращения с людьми для реализации поставленных целей и решения текущих задач. К. Левиным и его сотрудниками были выделены три стиля руководства (которые в зарубежной психологии именуются стилями лидерства): демократический, авторитарный, либеральный. Данные стили  различаются порядком распределения обязанностей, методами разработки и выполнения решений, формами контактов руководителей с исполнителями, контроля за их деятельностью.

В чем же конкретно проявляется специфика каждого из стилей руководства?

1. Авторитарный (директивный) стиль характеризуется чрезмерной концентрацией власти в одних руках. Руководитель сам принимает решения и волевым порядком проводит их в жизнь. Он сам подбирает себе помощников, но использует их не как советчиков, а только как исполнителей своей воли. Он держит всю власть в своих руках; требует дисциплины и идеального порядка; берет на себя всю ответственность за результаты деятельности; держится отчужденно от рядовых исполнителей. К подчиненным он требователен без снисхождения, насаждает суровый психологический климат в группе. Руководитель такого типа оптимален там, где необходимо принимать быстрые решения, где нет времени на совещания и обсуждения ситуации, где необходимо проявить волю и решительность, взять на себя всю ответственность за последствия принятых решений.

2. Демократический (коллегиальный) стиль руководства строится на двойной основе: делового и личного авторитета. Руководитель-демократ умеет использовать свою власть, не апеллируя к ней. Он предпочитает активное участие своих помощников (инициативной группы) в принятии решений, однако право окончательного выбора оставляет за собой. Такой руководитель  заботится о развитии личной деловой инициативы подчиненных, контактен с ними, тактичен, терпелив, оптимистичен.

3. Либеральный стиль руководства строится на полном доверии к исполнителям. Руководитель-либерал допускает полную свободу действий своих подчиненных в пределах их функциональных обязанностей. Такой стиль допустим в творческих коллективах (артистов, сотрудников вузовских кафедр, в НИИ и т. п.), где он может выступать опытным консультантом, поощряя творчество подчиненных. Если руководитель-либерал лишен творческих способностей, то он стремится соблюдать только формальности, содержать в порядке бумаги, избегать конфликтов, действовать по указанию сверху, не проявлять инициативы. Такой стиль управления не эффективен в сложных экстремальных ситуациях.

Исследования, проведенные к настоящему времени показывают, что наиболее эффективным является сочетание указанных стилей руководства.

3.Нормативное  поведение в группе.

В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы группы связаны с ценностями.

Ценности – то что наиболее важно, значимо для группы.

Групповая норма – это правило, стандарт поведения в малой группе, которое имеет вид положения. Это положение диктует что члены группы должны делать, какое поведение от них ожидается в различных ситуациях (например, вовремя приходить на работу или можно опоздать, поздравлять друг друга с днем рождения или нет, в какой форме здороваться и т.д.).

Благодаря существованию групповых норм поведения члены группы используют стереотипы, т.е. определенные шаблоны в своих действиях как реакции на возникающие ситуации. Это позволяет руководителям успешно управлять деятельностью группы. Зная групповые нормы, можно предвидеть, как поступит человек в конкретной ситуации. Существование групповых норм дает возможность прогнозировать поведение не только отдельных членов группы, но и всей группы в целом.

Отрицательными психологическими последствиями отсутствия групповых норм (а такое тоже встречается в плохо сплоченных группах) могут быть внутриличностные конфликты и состояние тревоги у личности, ставшей членом этой группы.

Информация о работе Динамические процессы в малой группе