Динамика функций в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:22, реферат

Описание работы

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Содержание работы

1.1. Ведение
1.2. Определение и функции семьи
1.3. Динамика семьи
1.4. Заключение
1.5. список литературы

Файлы: 1 файл

реферат ПСИХОЛОГИЯ СИМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

План

 

 

1.1. Ведение

1.2. Определение и функции семьи

1.3. Динамика семьи

1.4. Заключение

1.5. список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.                                   ВЕДЕНИЕ

Семья выступает как  объект психологического исследования и занимается ею отдельная отрасль психологии –  семейная психолгия, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

По существу семья  представляет систему отношений  между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически  определенную организацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.                   ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ

 

По определению Соловьева Н.Я., семья “ малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е . отношениями между мужем и женой , родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими одно хозяйство” не надо говорить какую роль играет семья в жизни отдельной личности и общества в целом её значение велико. Остановимся на важнейших интегральных характеристиках семьи. Ими являются её функции структура и динамика.

 

Функции семьи. Это сферы  жизнедеятельности семьи непосредственно связанные с удовлетворением определенных её потребностей её членов.

Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших  функций семьи в обществе.

 

1 воспитательная функция состоит удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве материнстве в воспитании детей и самореализации детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей обеспечивает социализацию подрастающего поколения

 

2 хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. В этом смысле семья обеспечивает восстановление затраченных при физическом труде сил.

 

3. эмоциональная функция.  Реализуется в удовлетворении потребностей семьи в симпатии уважении признании эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

 

4. духовного общения  – эта функция проявляется  в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества.

 

5 функция первичного  социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи , в особенности теми, кто не обладает в достаточной степени способностью строить своё поведении в полном соответствии с социальными нормами.

 

Это касается пожилых  людей, детей и тех членов семьи, которые страдают каким- либо физическим недугом .

 

6 сексуально-эротическая  функция реализуется в сексуально  эротических потребностях членов семьи. Семья в этом смысле осуществляет регулирование сексуально эротической направленности поведения членов семьи, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества.

 

Со времени происходит в содержании и значимости различных функций семьи в зависимости от социальных условий. В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная духовного общения сексуально- эротическая и воспитательная. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях больше чем на хозяйственно материальных.. выше описанные функции конечно не дают гарантированного объяснения жизнедеятельности семьи но они хотя бы хоть как то её определяют.

 

Следует обратить внимание на нарушения функций семьи, которые затрудняют или препятствует выполнению семьей её функций, и представляют одну из особенностей её жизнедеятельности. Перечислим основные факторы, способствующие нарушению реализации функций семьи

- личностные особенности  членов семьи (характер, темперамент, ценностные ориентации т.п.)

- взаимоотношения между  членами семьи, а также уровень  сплоченности и взаимопонимания  в семье

- определенные условия  жизни семьи.

 

Например, рассмотрим факторы, способствующие нарушению реализации воспитательной функции семьи. К. Таким факторам могут быть отнесены

- неполный состав семьи

- недостаточный уровень  знаний и навыков родителей  по воспитанию детей

- негативность отношений  между родителями

- конфликтность семьи(не  только по вопросам воспитания  но и по иным вопросам касающимся воспитания семьи)

- вмешательство со  стороны родственников в воспитание детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3                            Динамика семьи

 

Динамика семьи. Структура и  функции семьи изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют несколько периодизаций жизненного цикла семьи на основе наличия или отсутствия детей в семье, а также их возраста. У нас получила большое распространение периодизация Э.К.Васильевой, которая включает пять стадий жизненного цикла:

      1. Зарождение семьи (с момента заключения брака до появления первого ребенка). Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе: психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга; Приобретение жилья и совместного имущества; формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей – количество и причины разводов.

 

2. Рождение и воспитание  детей это косвенный этап жизненного  цикла – сложившаяся зрелая  семья, включающая в свой состав  несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально - духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило в сфере досуга, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно

 

–эмоциональная общность гораздо в большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период.

 

На этом этапе возникают  различные проблемы и нарушения.

Основными источниками  нарушения жизнедеятельности семьи  являются

 

-перегрузка одного  из супругов или обоих перенапряжение  их физических и морально-нравственных сил

- необходимость перестройки  эмоционально духовных отношений именно на этом этапе особо часто наблюдаются различные появления эмоционального остывания супружеские измены , сексуальные дисгармонии и разводы по причине “разочарования в характере’’ и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связаны воспитательными трудностями.

 

3) завершение жизнедеятельности  семьи. Этот период включает  в себя следующие моменты: окончание выполнения семьёй воспитательной функции, начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной жизни детей и забота старшего поколения о подрастающем. всеэти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи.

Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. С ухудшением состояния здоровья проблемы связанные с ним выходят на первый план. Члены семь приобретают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми . появляются новые роли

‘‘бабушек и дедушек‘‘ особенно в первые годы жизни внуков. Часть проблем с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей 2й-семейной жизни перекладывается на старшее поколение. Завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей нужности, значимости для детей и близких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Функции семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.

Образ жизни семьи  – интегральная категория, помогающая изучать в целом институциональные и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни, а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи. Как отмечает советский социолог Э.К. Васильева, образ жизни семьи – это специфическая форма проявления образа жизни общества. Для системации составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить из классификации функций и сфер жизнедеятельности семьи.

Семейно-брачная идеология – совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере.

Успешность брачно-семейных отношений – интегральная характеристика, отражающая качество брачно-семейных отношений. В нее входит как объективная  оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брачно-семейных отношений в разных типах семей, в различных регионах и в разные периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями.

Этапы жизненного цикла  семьи – категория, которая характеризует  динамику изменений семьи от ее формирования до распада. Классификация этапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях.

Почти любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Брак и семья же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые большей  своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно положения женщины в обществе, уровня материального положения и духовной культуры, динамика рождений, браков, разводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.      М.С. Мацковский «Социология семьи. Проблемы, теории,       

        методологии и методики» – М.: 1983

    1. «Элементы практической психологии» ;Р.М. Грановская ; Санкт-Петербург. издательство «Свет» 1997
    2. «Социальная психология в образовании» Н.И. Шевандрин ; Москва издательство «Владос» 1995 г
    3. «Психология подросткового и юношеского возраста» Филип Райс Санкт-Петербург издательство ”Питер” 2000 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное агентство  по образованию РФ

Ярославский государственный  университет имени П.Г. Демидова

Факультет психологии

Кафедра социальной и  политической психологии

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Динамика функций в  семье»

 

 

 

Выполнил студент 

группы ПС 24(1)

Гаран Максим

 

Проверила:

Ерина С.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

2007 г

 

 

 

 


Информация о работе Динамика функций в семье