Динамика конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 16:17, лекция

Описание работы

Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

Файлы: 1 файл

Динамика КНФ.doc

— 37.50 Кб (Скачать файл)

 

ДИНАМИКА КОНФЛИКТА

Важной характеристикой  конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит  свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта  отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

Таблица 2.2

Типы конфликтных  ситуаций

Характер конфликтной ситуации

Проявления

Недобросовестное  исполнение обязанностей

Нарушение трудовой дисциплины Брак в работе

Неудовлетворительный  стиль управления

Ошибки в  подборе и расстановке кадров Ошибки в организации контроля Просчеты в планировании Нарушение этики общения

Неадекватное  представление о конкретных ситуациях

Неправильные  оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций

Индивидуально-психологические  особенности личности

Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений  Нарушение этики общения

Низкая профессиональная подготовка

Брак в работе Неспособность принять адекватное решение


Основные этапы  конфликта

1. Возникновение и развитие  конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной  ситуации хотя бы одним из  участников социального взаимодействия  и эмоциональное переживание  им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого  конфликтного взаимодействия. Этот  этап выражается в том, что  один из участников социального  взаимодействия, осознавший конфликтную  ситуацию, переходит к активным  действиям (в форме демарша,  заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение  конфликта. В зависимости от  содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта  непосредственно связаны с его  этапами и отражают динамику конфликта  прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная  фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться  циклически. Например, после фазы спада  в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может  начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):

Взаимосвязь фаз  и этапов конфликта, а также возможности  менеджера по его разрешению отражены в табл. 2.3.

Соотношение фаз  и этапов конфликта

Таблица 2.3

Фаза конфликта

Этап конфликта

Возможности разрешения конфликта (%)

Начальная фаза

Возникновение и развитие конфликтной ситуации;осознание  конфликтной ситуации..

92%

Фаза подъема

Начало открытого  конфликтного взаимодействия

46%

Пик конфликта

Развитие открытого конфликта

Менее 5%

Фаза спада

-

Около 20%



Информация о работе Динамика конфликта