Динамика образа психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:07, реферат

Описание работы

Цель исследования:
Изучить особенности формирования образа психолога, адаптационные способности и смысложизненные ориентации студентов очного отделения факультета психологии с разным базовым образованием, проживающих в Северо-Кавказском регионе.

Файлы: 1 файл

автореферат.doc

— 460.00 Кб (Скачать файл)


Актуальность  темы.

В современном отечественном  профессиоведении все чаще на первый план выступает профессионал, чья  личность и ценностно-смысловая  сфера определяют результат труда  и, в то же время, сами претерпевают изменения вследствие производимой работы. Важной составляющей профессионализации является период обучения в ВУЗе, где будущий специалист получает необходимые знания и умения, первый профессиональный опыт, уточняет свои исходные представления о той деятельности, которой он решил себя посвятить.

Основным фактором успешности высшего образования становится профессиональное развитие будущих  специалистов на базе предшествующего  опыта, личностных особенностей, специфики содержания осваиваемой отрасли знаний. Представления студентов о своей будущей профессии формируются в  социально-психологических и социально-экономических условиях места их проживания и не могут быть свободными от стереотипов их базовой квалификации, от влияния личностных свойств.

Цель исследования:

Изучить особенности  формирования образа психолога, адаптационные способности и смысложизненные ориентации студентов очного отделения факультета психологии с разным базовым образованием, проживающих в Северо-Кавказском регионе.

Предмет исследования:

Адаптационные способности, индивидуально-психологические и личностные свойства, смысложизненные ориентации студентов; структура и содержание Я-образа и образа психолога в сознании студентов.

Объект исследования:

Студенты очного отделения Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л Хетагурова, проживающие в Северо-кавказском регионе, в количестве 60 человек.

Гипотеза исследования:

 Содержание и структура  образа психолога в сознании  студентов связаны с особенностями  смысложизненных ориентаций, адаптационными  способностями, индивидуально-психологическими свойствами, Я - образом и изменяются в процессе профессионального обучения.

Задачи исследования:

  1. Выявить структуру и содержание Я-образа и образа психолога в сознании студентов очного отделения факультета психологии, проживающих в Северо-кавказском регионе.
  2. Изучить особенности смысложизненных ориентаций,  адаптационных и  индивидуально-психологических свойств студентов.
  3. Выявить факторы, определяющие взаимосвязь  смысложизненных ориентаций студентов очного отделения с элементами структуры Я - образа и образа психолога, а также с их адаптационными и индивидуально-психологическими свойствами.
  4. Исследовать динамику образа психолога и личностных особенностей студентов очного отделения, проживающих в Северо-кавказском регионе.

Методы и  методики исследования: библиографический анализ, метод социально-биографического анкетирования, метод тестирования, метод контент-анализа, методы математико-статистической обработки.

В ходе исследования применялись  следующие методики: «Структура образа человека (иерархическая)» (В.Л.Ситников); многоуровневый личностный опросник «МЛО Адаптивность» (А.Г.Маклаков, С.В.Чермянин); тест «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев).

 

Глава 1 «Психологические аспекты формирования образа профессионала в процессе обучения в высшей школе»

 Понятие образа является одним из ключевых в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Понимание структуры образов, путей их образования и преобразования позволяет  выявить новые механизмы повышения эффективности деятельности и взаимодействия с окружающими людьми.

Межличностное взаимодействие осуществляется на основе самоанализа человеком  своего Я-образа - представлений о самом себе. Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я.

Профессиональное развитие будущих специалистов происходит на базе предшествующего опыта, личностных особенностей, специфики учебного материала и конкретной пространственной среды. С одной стороны, профессорско-преподавательский состав, сама студенческая атмосфера активизируют профессиональное самопознание, являющееся основной и центральной составляющей профессионального самоопределения студентов, с другой стороны, целеустремленность и трудолюбие, хорошее базовое (довузовское) образование и поддержка социального окружения также являются необходимыми для успешной профессионализации (В.Н.Карандашев, Т.Б.Миронова, А.А.Реан, Н.В.Самоукина). Индивидуальные характеристики человека также оказывают значительное влияние на успешность профессионального становления, формируя профессионально-личностный потенциал специалиста (А.В.Карпов, А.В.Барабанщиков). Одним из важнейших качеств студента является образ профессионала в его сознании, образ Я-в будущем.

Теоретический анализ показал следующее:

- человек как субъект  деятельности отражает не только внешний мир, но и самого себя, в результате чего формируется Я-образ;

- восприятие образа  профессионала зависит от полноты и точности представлений о его деятельности, которая, в свою очередь, определяется характеристиками контекста отражения, субъективно обусловленной структурой образа, личностными особенностями субъекта восприятия;

- психологическим фундаментом  личности будущего профессионала  выступают такие базовые характеристики, как личностная направленность, поведенческая гибкость и профессиональная компетентность.

Глава 2 «Организация и методы исследования»

В соответствии с целями и гипотезами исследования в качестве объекта выбраны студенты очного отделения Северо-осетинского государственного университета имени К.Л Хетагурова, обучающиеся на факультете психологии. Общий объем выборки составил 60 человек.

В исследовании использованы следующие психодиагностические методики: методика В.Л.Ситникова СОЧ(И) – «Структура образа человека (иерархическая)», направленная на выявление содержания и структуры Я-образа и образа психолога-профессионала; опросник МЛО «Адаптивность» А.Г.Маклакова, С.В.Чермянина, направленный на определение уровня адаптационных и индивидуально-психологических свойств; тест «Смысложизненные ориентации» Д.А.Леонтьева, направленный на изучение характера ориентации во времени и особенностей интернальности.

Глава 3 «Динамика образа психолога и личностных особенностей студентов Северо-Кавказского региона»

Сравнительный анализ структур модельного Я-образа студентов, проживающих  в разных городах Кавказа, показывает, что критерии их самооценки базируются на их представлениях о себе, как носителях определённых социальных ролей, а также эмоциональных и телесных особенностей, отражающих способ реализации этих ролей.

Содержание модельного Я-образа у студентов включает в  себя как общие для всех определения, так и особенные, присущие лишь данной выборке. Так, в группе социальных характеристик повсеместно присутствуют такие определения, как добрая, общительная, отражающие ценностные ориентации на доброжелательное сотрудничество. Значительный объём общих социальных характеристик представлен конвенционально-социальными: дочь, жена и т.д., что свидетельствует о значимости ценности социальных традиций. Во всех исследованных выборках в группу эмоциональных входят такие определения, как весёлая, любимая, любящая, фиксирующие значимость потребностей любви и принадлежности в системе ценностей. Блок интеллектуальных характеристик респондентов всех выборок группируется вокруг наиболее актуальной задачи – все они определяют себя, как студенты, обозначая таким образом активное состояние своей когнитивной сферы – пребывание в процессе познания.

По данным лонгитюдного исследования, к окончанию ВУЗа модельный Я-образ студентов сохранился и по структуре и по содержанию (рис. 1).

 

Рис. 1. Структура модельного Я-образа в сознании студентов

Северо-Кавказского региона, %

Примечания:

Характеристики: С –  социальные; Э – эмоциональные; И – интеллектуальные; Т – телесные; П – поведенческие; Д – деятельностные; В – волевые; К – конвенциональные; М – метафорические.

 

В структуре Я-образа на пятом курсе более контрастно проявились деятельностные, интеллектуальные и телесные характеристики,  не различавшиеся по приоритету на третьем курсе. В то же время волевые характеристики из модельного образа исчезли, а представленность эмоциональных характеристик снизилась. Возможно, это свидетельствует об осознании студентами достижения профессионального рубежа, когда можно меньше обращать внимания на свои волевые и эмоциональные качества и отдать приоритет деятельностным.  Доля социальных и конвенциональных определений, вопреки нашим ожиданиям, несколько выросла, фиксируя более тесную самоидентификацию студентов с социумом.

Содержание Я-образа в целом осталось неизменным. Снизилась роль таких определений, как студентка, добрая, личность, заботливая, умная, подруга, сестра. В то же время выросло значение таких определений, как веселая, жена, любимая, общительная, любящая, отзывчивая, внимательная, специалист, отражая изменения микросоциальной ситуации, в которой находятся испытуемые.

Итак, Я-образ студентов  оказался весьма устойчивым личностным конструктом, слабо связанным с уровнем профессионального самоопределения.

Итак, в сознании будущих  профессионалов наблюдается разрыв между актуальным Я-образом и идеальным образом психолога.  Критерии оценки психолога-профессионала студентами третьего курса не совпадают с критериями их самооценки.

 

 

 

С одной стороны, это  можно трактовать, как несформированность самоидентификации, а с другой – как индикатор направления развития профессионального самоопределения, которое все студенты факультета психологии определяют сочетанием поведенческих, волевых, интеллектуальных характеристик.

По результатам лонгитюдного исследования в модельном образе психолога в сознании студентов пятого курса выявлены весьма заметные изменения по сравнению с периодом их обучения на третьем курсе (рис. 2).

Структура образа психолога (критерии его оценки) изменилась кардинально – интеллектуальные и поведенческие характеристики вышли соответственно на первое и второе место, отодвинув социальные и эмоциональные характеристики.  Соответственно изменилось и содержание образа психолога. Значительно усилили свои позиции такие определения, как внимательный, коммуникабельный, грамотный, профессионал,  спокойный, ответственный, уверенный. В состав модельного образа вошли определения: аккуратный, честный, активный, знающий, находчивый, специалист, эрудированный. В то же время существенно реже стали употребляться определения: понимающий, общительный, отзывчивый, добрый, доброжелательный, уравновешенный, и вообще не попали в состав модельного образа определения: образованный, весёлый, интересный, открытый, справедливый.

Очевидно, что к пятому курсу образ психолога в сознании студентов освободился от определений общего социально-эмоционального плана и приобрёл черты образа профессионала, отражающие когнитивную сферу и особенности его саморегуляции.

 

 

Рис. 2. Структура модельного образа психолога  в сознании студентов Северо-Кавказского региона, %

Примечания:

Характеристики: С –  социальные; Э – эмоциональные; И  – интеллектуальные; Т – телесные; П – поведенческие; Д – деятельностные; В – волевые; К – конвенциональные; М – метафорические.

 

Направление профессионального развития студентов на пятом и на третьем курсе практически– индикаторами направления профессионального развития были и остались интеллектуальная, поведенческая и волевая сфера личности.

С одной стороны, это может означать, что уже на третьем курсе образ-идеал психолога достаточно точно сформирован. С другой стороны, образ психолога-профессионала, как горизонт, всегда недостижим. Очевидно, по мере приобретения профессиональных знаний студенты всё более осознают необходимость постоянного развития, стремления к самосовершенствованию. В этой ситуации рассогласование Я-образа и образа психолога в сознании студентов представляется важным критерием профессионально-психологической диагностики. Обращает на себя внимание признаваемое студентами пятого курса излишнее внимание к своим социальным характеристикам. Возможно, в данном случае мы наблюдаем начальный этап профессиональной идентификации, понимания необходимости выделения психологов, как профессиональной группы, из абстрактного, обобщённого социума. 

В ходе лонгитюдного исследования было установлено, что к пятому курсу выраженность адаптационных свойств студентов не изменилась (рис. 3). Однако  в индивидуально-психологических свойствах обнаружены позитивные изменения: понизилась выраженность уровня невротического сверхконтроля, эмоциональной лабильности и гипертимичности (p≤0,01), повысился уровень маскулинности и социальной интроверсии (p≤0,01).

 

Рис.3. Индивидуально-психологические свойства студентов Северо-Кавказского региона

Условные обозначения:

L - шкала лжи; F - шкала  достоверности; K - шкала коррекции, Hs - шкала невротического сверхконтроля; D - шкала пессимистичности (депрессивности); Hy - шкала эмоциональной лабильности (истерии); Pd - шкала импульсивности (психопатии);. Mf - шкала мужественности – женственности; Pa - шкала ригидности (паранойяльности); Pt - шкала боязливой тревожности (психастении); Sc - шкала индивидуалистичности (шизоидности); Ma - шкала гипертимичности; Si - шкала социальной интроверсии.

Информация о работе Динамика образа психолога