Дискретный и континуальный подход к изучению памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:27, доклад

Описание работы

Память — это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении. Пожалуй, именно проблема памяти является местом пересечения всевозможных дисциплин и подходов как в истории культуры, так и в экспериментальной психологии.
При рассмотрении памяти в контексте когнитивной переработки существует несколько способов квалификации ее собственных продуктов в зависимости оттого, как понимается процесс переработки. Если допустить, что этот процесс имеет стадиальный характер, то правомерна попытка отыскания мнемических продуктов, специфичных для каждой стадии, и
определения границ каждой стадии по этим продуктам.

Файлы: 1 файл

шпоооры когнитивной псих. i.docx

— 42.19 Кб (Скачать файл)

 

14.Дискретный и континуальный подход к изучению памяти. Память — это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении. Пожалуй, именно проблема памяти является местом пересечения всевозможных дисциплин и подходов как в истории культуры, так и в экспериментальной психологии. 
    При рассмотрении памяти в контексте когнитивной переработки существует несколько способов квалификации ее собственных продуктов в зависимости оттого, как понимается процесс переработки.  Если допустить, что этот процесс имеет стадиальный характер, то правомерна попытка отыскания мнемических продуктов, специфичных для каждой стадии, и 
определения границ каждой стадии по этим продуктам. Такое понимание сущности психического процесса (путем его сведения к фазам) получило название дискретного подхода. Основным аргументом в пользу стадийного понимания сущности психического процесса являются эмпирически отчетливо выделяемые и относительно независимые факты запоминания, хранения, припоминания и забывания. Однако Миллер показал, что даже допущение стадиальности не снимает вопроса о том, как происходит трансформация информации в пределах одной стадии — дискретно или континуально и как (дискретно или континуально) передается информация на следующую стадию. Поэтому сторонники континуальной трактовки процесса когнитивной переработки предлагают для 
объяснения тех же стадий модели, в основу которых положена идеология нечетких множеств.

^ Основные мнемические процессы . При дискретной трактовке мнемической системы принято выделять четыре процесса (или блока), которые описываются собственными закономерностями и имеют выраженные дискретные продукты. Эти процессы (или блоки) называются запоминанием (кодированием), хранением, воспроизведением и забыванием. Однако, несмотря на их независимость, блоки составляют единую мнемическую систему и могут быть разделены лишь искусственно при соответствующей постановке эксперимента. 1.Запоминание. В экспериментальной психологии для оценки запомина- 
ния, его продуктивности и длительности используются две парадигмы: запоминание с одного раза и запоминание после многократных повторов (насыщенное). При этом фиксированными факторами являются условия воспроизведения и запоминаемый материал. Можно говорить о разной длительности запоминания: краткосрочное, оперативное и длительное.  
Если в основу классификации положить характер целей, то запоминание подразделяют на намеренное, произвольное и ненамеренное, непроизвольное. В зависимости от используемых средств в процессе запоминания последнее может подразделяться на непосредственное и 
опосредованное. Материал, подлежащий запоминанию, может быть визуальным, слуховым, образным, вербальным, моторным, эмоциональным и т.д. В зависимости от запоминаемого материала различают виды памяти — визуальную, слуховую, образную, вербальную, моторную, эмоциональную и т.д. При изучении запоминания используют такие характеристики материала, как его осмысленность и бессмысленность. Так как продуктивность запоминания зависят от осмысленности—бессмысленности материала, эти характеристики материала используют при описании психического процесса, говорят об осмысленном—механическом запоминании.  
2. Хранение. Блок хранения имеет свои собственные закономерности и детерминанты. Все, что успешно прошло через запоминание, вовсе не обязательно успешно хранится. Из опыта известно, что некоторые события (вроде бы неважные и неприметные) неожиданно всплывают в актуальном воспоминании или оказывают подспудное влияние на другие когнитивные 
процессы (чувство языка на запоминание слов данного языка или псевдослов, имеющих лексическое и фонематическое сходство со словами языка). Этот процесс называется продуктивностью хранения. Кроме того, есть и другая характеристика, называемая длительностью хранения. К блоку хранения могут быть отнесены и феномены интерференции (ретроградной и антероградной): одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой (соответственно, предыдущей или последующей).  
Воспроизведение. Блок воспроизведения объединяет результаты, полученные при разных условиях воспроизведения. Именно к этому блоку могут быть отнесены термины узнавание, воспроизведение, припоминание и др. По величине отсрочки между научением и воспроизведением последнее: на непосредственное и отсроченное. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что повторения оказывают большее воздействие на отсроченное воспроизведение по сравнению с непосредственным.  
 В зависимости от характера целей (намеренность—ненамеренность)  прямые и косвенные процедуры воспроизведения (припоминание и узнавание). Немаловажную 
роль в припоминании играет контекст. Тульвинг показал, что припоминание зависит от сходства контекста кодирования и контекста припоминания (физического и аффективного). Узнавание при работе оперативной памяти зависит от количества заученных стимулов и от интервала между предъявлением и опросом. При узнавании, адресованном долговременной 
памяти, первостепенную роль играет фактор знакомства с материалом. Например, было 
показано, что объем припоминания меньше, чем объем узнавания.  
   Забывание. Блок забывания также можно рассматривать как относительно независимый. Особую проблему составляет спонтанная динамика следа. Известно, например, что некоторые события могут «вытесняться», тогда как другие не удается намеренно забыть. Оцениваются темпоральные и точностные характеристики забывания в зависимости от стратегий, использовавшихся на предыдущих этапах переработки, особенно при запоминании. И, конечно, на забывание влияет модальность заученного материала (образный, вербальный и т.д.), его осмысленность и привычность. Следом памяти называют результат работы мнемической системы. Под консолидацией следа понимается возрастание силы ассоциаций, а под ослаблением — уменьшение силы связи. Эти понятия пришли в психологию из ассоционизма.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Влияние эмоций на восприятие и внимание.

  Интуитивные основания позволяют предположить, что люди воспринимают прежде всего ту информацию, эмоциональная окраска которой соответствует их эмоциональному состоянию.     Однако результаты экспериментальных исследований часто бывали противоречивы, иногда подтверждая это предположение, а иногда опровергая его. Возможно, это объясняется характерной методологической трудностью, с которой сталкиваются исследования эмоций. В них часто учитывается только одно измерение, по которому различаются эмоции: «положительное—отрицательное». Такой подход оказывается слишком грубым и не позволяет выявить многие эффекты, связанные с эмоциями. Пола ниденталь и марк сеттерлунд, активно исследовавшие влияние эмоций на когнитивные процессы, постарались реализовать более тонкий подход, работая не просто с положительно и отрицательно окрашенными стимулами, а со стимулами, связанными более конкретно с радостью и грустью.

 Испытуемым предлагалось прослушать музыкальные фрагменты, которые вызывали у слушателей грустное или радостное состояние.

Большинство работ, в которых исследовалось  влияние эмоций на внимание, было связано  с тревожностью. Полученный в них  основной результат состоит в  том, что тревожность приводит к  сужению поля внимания.  
Люди, находясь в тревожном состоянии, концентрируются на том, чего они боятся или что может быть важным для их благополучия: другая же информация в значительной степени игнорируется. В нескольких экспериментах испытуемым предъявлялись на экране компьютера два слова, расположенные друг над  другом, после чего на месте одного из слов появлялась точка. Увидев точку, испытуемые должны были как можно быстрее нажать на кнопку. 
Одно из слов в паре было угрожающим по содержанию, например, «неудача» или «болезнь», а другое нейтральным, например, «стол». Использовались две группы испытуемых: в одной тревожность как личностная черта была выражена сильно, в другой — слабо. Когда точка появлялась на месте угрожающего слова, время реакции у первых испытуемых было меньше, чем время реакции у вторых. Когда точка появлялась на месте нейтрального слова, время реакции у испытуемых из обеих групп было одинаковым. Возможное объяснение полученных результатов состоит в том, что высоко тревожные испытуемые обращают больше внимания на угрожающее слово и чаще на него смотрят, что и приводит к уменьшению времени реакции.

Наиболее яркой демонстрацией  влияния эмоций на внимание является так называемый эмоциональный эффект струпа. Отличие от классического эффекта струпа, состоит в том, что некоторые из слов, используемых в качестве стимульного материала, являются нейтральными, а другие обладают эмоциональной значимостью для испытуемого. Как и в классическом варианте процедуры, испытуемые должны называть цвет краски, которой напечатано слово, не читая его. В ходе многочисленных экспериментов было показано, что эмоционально значимые слова приводят к увеличению времени реакции, которое тем больше, чем явственнее эмоциональная значимость слова.

Наиболее общее объяснение описанных  явлений состоит в том, что  вовремя переживания той или  иной эмоции когнитивная система  человека функционирует в особом модусе, перерабатывая прежде всего ту информацию, которая оказывается наиболее важной в данный момент.

 

 

 

 

 

34. Влияние эмоций на  память.

 Из всех познавательных процессов наиболее глубоко, по-видимому, изучено влияние эмоций на память. Во-первых, авторов интересовали особенности запоминания эмоционально окрашенной информации. Во-вторых,  исследовалась связь между эмоциональным состоянием человека и мнемическими процессами.

Хорошо известно, что эмоционально окрашенная информация лучше запоминается. На этом наблюдении основана мнемотехника, к которой прибегают некоторые  педагоги, чтобы добиться лучшего  запоминания учениками определенного  учебного материала. Достаточно вызвать  бурную эмоциональную реакцию (например, заставить класс расхохотаться) и можно с уверенностью утверждать, что на следующем уроке каждый из присутствовавших в классе будет помнить, о чем шла речь в тот момент.

Связь между  эмоциональным состоянием человека и эмоциональной окраской запоминаемой информации

Основное  предположение в данном случае состоит  в том, что эмоциональное состояние  влияет на то, какая информация запоминается человеком более успешно. Это  предположение согласуется с  изложенными выше данными относительно восприятия и памяти, согласно которым  человек прежде всего перерабатывает информацию, связанную с его эмоциональным состоянием. В серии экспериментов, которые провели Бауэр, Гиллигэн и Монтейро, было четко продемонстрировано существование такого влияния. Основная гипотеза состояла в том, что при чтении текста лучше запоминается та информация, эмоциональная окраска которой соответствует эмоциональному состоянию испытуемого в момент чтения. В этом эксперименте было показано, что существует связь между эмоциональной окраской информации и эмоциональным состоянием испытуемого в момент запоминания.

Связь между эмоциональным  состоянием человека и эмоциональной окраской воспроизводимой информации

Довольно много экспериментальных  данных свидетельствует о том, что  люди легче вспоминают информацию, соответствующую по эмоциональной  окраске их эмоциональному состоянию  в момент воспроизведения. В одном  из экспериментов Гордон Бауэр попросил 14 испытуемых записать несколько приятных и неприятных событий, произошедших с ними за последнее время, и оценить интенсивность эмоциональной окраски каждого из них по 10-балльной шкале. Через неделю испытуемым было предложено вспомнить эти события. С помощью гипноза семь испытуемых были введены в радостное состояние, а другие семь — в грустное. В рез-те показано, в радостном состоянии испытуемые вспоминают больше приятных событий, в грустном —больше неприятных.

Влияние связи  между эмоциональным состоянием человека в момент запоминания 
и  в  момент воспроизведения на успешность  воспроизведения информации.

В некоторых работах 1960—70-х годов  изучалось влияние на мнемические процессы особых психофизиологических состояний, возникающих под воздействием алкоголя, марихуаны или амфетаминов. Выяснилось, что если испытуемые находятся в одинаковом психофизиологическом состоянии в момент запоминания и в момент воспроизведения, то им удается воспроизвести больше материала. Однако в экспериментах Айка, где для проверки запоминания использовалось воспроизведение с подсказкой, не удалось получить аналогичного эффекта.

Аналогичные результаты получали и  другие авторы, но не всегда. Например, в исследовании Бауэра с коллегами  в одном из экспериментов проверялось, как идентичность эмоциональных  состояний в моменты запоминания  и воспроизведения влияет на успешность воспроизведения, однако никакого влияния  обнаружено не было.

Теоретические объяснения влияния  эмоциональных состояний на мнемические процессы

На основании проведенных исследований Гордон Бауэр предложил модель памяти, учитывающую связь между эмоциями и мнемическими процессами. Память рассматривается как система, состоящая из узлов и связей между ними. Узлы являются единицами хранения информации, они могут представлять семантические категории, воспоминания о конкретных эпизодах из прошлого опыта и т.п. Запоминание интерпретируется как установление связей между узлами, а извлечение информации из памяти (при воспроизведении, узнавании и ряде других процессов) — как активация этих связей. Каждый узел может быть активирован в разной степени. Если его активация превосходит определенный порог интенсивности, то она распространяется на другие узлы.

Бауэр предположил, что каждой базовой  эмоции также соответствует определенный узел, связанный с множеством других узлов, включая слова, описывающие  данную эмоцию, воспоминания о событиях, ее вызывавших, ее поведенческие проявления и т.д. Достигая пороговой интенсивности, активация может распространяться от «эмоционального» узла на часть  сети, с которой он связан. Это  приводит к двум последствиям.

Во-первых, хранящаяся в памяти информация, связанная с определенной эмоцией, активируется и становится более  доступной. В результате легче перерабатывается вновь поступающая информация, соответствующая  актуальному эмоциональному состоянию  испытуемого. С помощью данного  механизма можно объяснить феномен  депрессии.

Во-вторых, идентичность эмоциональной  окраски перерабатываемой информации и состояния испытуемого приводит к сверхактивации соответствующего эмоционального узла, благодаря чему связи между ним и перерабатываемой информацией усиливаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Оценка отсроченного вознаграждения.

Представьте себе такую  ситуацию. Вам предлагают на выбор  две разовые работы одновременно. Объем работы и оплата в обоих случаях одинаковы. Разница состоит только в том, что в первом случае вы получите деньги сразу по завершению работы, а во втором — через полгода. Какую работу вы предпочтете, даже если вам не нужны срочно деньги и даже если отвлечься от возможности заработать на полученных деньгах банковский или иной процент? Ответ напрашивается сам собой. Конечно, вы предпочтете первую работу. Почему? Потому что полезность (субъективная ценность) исхода уменьшается по мере увеличения отсрочки его реализации. Проще говоря, сегодняшние деньги стоят дороже, чем те деньги, которые вы должны будете получить через полгода. Эта закономерность — дисконтная функция— обнаруживает себя не только по отношению к деньгам. Логично допустить, что причиной описанного эффекта является «понимание» биологической особью своей смертности, конечности своего существования. Чем дольше нужно ждать желаемого, тем менее вероятно его получение (можно и не дожить).

Что это ошибка — пример нерационального  поведения? Да, в некоторый случаях склонность недооценивать отсроченное вознаграждение может привести к отказу от действия, связанного с получением существенного, но очень отдаленного результата. Мы можем всю жизнь гнаться за синицей в руках, игнорируя журавля в небе. И все-таки, в большинстве случаев чувствительность к отсрочке вознаграждения, зависимость субъективной ценности вознаграждения от того, когда мы сможем его получить, помогает нам выбирать наиболее эффективные варианты поведения, а следовательно, работает на одиниз указанных нами критериев оптимальности оценочного суждения.

 

Субъективная  оценка выигрышей  и потерь

Мы воспринимаем полож. и отриц. события по-разномуне только в смысле знака, но и по модулю. Иначе говоря, радость от выигрыша в 100 усл. ед. меньше, чем огорчение от потери 100 усл. ед. Мы более чувствительны к «кнуту», чем к «прянику»; к боли, потерям, наказаниям, чем к комфорту, выигрышам и поощрениям. Но почему? Можно предположить, что это связано инстинктом самосохранения. Наказание при достижении им определенной величины ведет к гибели. Сохранение жизни — необходимое условие функционирования индивида. Прежде всего, нужно обеспечить себе выживание. Если это условие не будет соблюдено, то все остальное потеряет для смысл. Для того чтобы корабль плыл желательным курсом, нужно прежде всего сделать так,  чтобы он не давал течь и тем более не утонул. Эффективное судоходство основано именно на этом принципе: прежде всего и превыше всего — плавучесть, а потом — следование намеченному маршруту. Эффективность действия обеспечивается сходным образом: прежде всего — безопасность,избегание потерь, а потом — достижения и выигрыши.

Информация о работе Дискретный и континуальный подход к изучению памяти