Долговременная память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:22, творческая работа

Описание работы

Итак, любой человек рождается с заложенной способностью хранить в памяти разнообразные события. Но встречаются люди с необыкновенной фотографической памятью. Это подлинно феноменальный талант. Таким людям свойственно запоминать огромное количество информации и без особого труда воспроизводить эту информацию четко и быстро. У маленьких детей объём памяти существенно меньше, чем у взрослых. Именно по этой причине мы не помним, что с нами происходило в ребячестве. С годами человек способен держать в голове всё большее количество всяческой информации. Любое наше переживание по какому-либо поводу, яркие впечатления или действия оставляют большой след, который может сохраняться немалое количество времени.

Содержание работы

Основная часть 3
Долговременная память 3

Файлы: 1 файл

общая психология.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

 

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Общая психология

Тема

Долговременная память

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

 

Основная часть           3

Долговременная память         3

Приложение A           9

Основная часть

Долговременная память

 

Память – одна из наиболее изученных сфер психологии. Немалое количество работ посвящены изучению особенностей памяти.

Память – одна из главных психических функций и видов умственной деятельности, которая предназначена сберегать, скапливать и воспроизводить информацию. Память играет важную роль в процессе организации последующей деятельности организма. Способность памяти долговременно хранить информацию о событиях вокруг и реакции организма на эти события являются немаловажными в данном процессе. Герман Эббингауз (немецкий психолог-экспериментатор) считается первопроходцем в исследование и изучение памяти человека. Он известен также тем, что ставил на себе эксперименты на себе, для дальнейшей работы над своими исследованиями. К основным экспериментам можно отнести методику заучивания бессмысленных списков слов или слогов. Результаты исследований изложены в его главной работе « О памяти». Огромное влияние оказали его труды на всю историю изучения памяти и научения.

Итак, любой человек рождается  с заложенной способностью хранить  в памяти разнообразные события. Но встречаются люди с необыкновенной фотографической памятью. Это подлинно феноменальный талант. Таким людям свойственно запоминать огромное количество информации и без особого труда воспроизводить эту информацию четко и быстро. У маленьких детей объём памяти существенно меньше, чем у взрослых. Именно по этой причине мы не помним, что с нами происходило в ребячестве. С годами человек способен держать в голове всё большее количество всяческой информации. Любое наше переживание по какому-либо поводу, яркие впечатления или действия оставляют большой след, который может сохраняться немалое количество времени. И при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запись, хранение и последующее узнавание, и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно это позволит накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний и навыков. Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

Значительное количество психологов говорят о трех уровнях памяти. Различают их по критериям хранения информации. Как известно, информация может храниться малое количество времени, при этом удалять все не нужные скопления информации, это присуще кратковременной памяти. Так же психологи различают автоматическую или другими словами сенсорную память. Особое внимание уделяется долговременной памяти, при котором информация хранится месяцы, даже годы. В долговременной памяти задействованы чувственные, интеллектуальные и эмоциональные уровни.

 Долговременная память –  вид памяти человека и животных, который характеризуется, прежде всего, длительным сохранением информации, после многократного ее повторения и воспроизведения.

Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны между собой и работают как единая система (приложение A). Взаимосвязанная деятельность кратковременной и долговременной памяти раскрывается в исследованиях американских ученых Аткинсона и Шифрина. Также известны первые исследования физиологических основ кратковременной и долговременной памяти под руководством Дональда Хебба. Идея его работ состояла в том, что кратковременная память – это процесс, определенный повторным возбуждением импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, которые не сопровождаются не морфологическими изменениями. Долговременная память, напротив, основывается на картировочных изменениях, которые возникают в результате изменения межклеточных контактов – синапсов. Долговременная память является значащим элементом в активной форме жизни человека. Именно по этой причине он представляет особый интерес для изучения. В долговременном хранилище находится все, что задержится в нем больше, чем несколько минут и хранятся в отличие от кратковременной памяти не сенсорные образы, а смысловая или событийная составляющая информации.

 Наиболее изученными являются структурные и функциональные особенности долговременной памяти у человека. Но стоит отметить, что основное количество данных о нейрофизиологических механизмах памяти были сделаны с помощью экспериментов на животных. Закрепленные следовые состояния мозга, которые порождаются за время разнообразных видов обучения, являются нейрофизиологической основой долговременной памяти.

При образовании следов долговременной памяти, элементы, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, отбираются мозгом в то, что будет храниться в памяти долговременной. В этом причина устойчивости долговременной памяти ко многим внешним воздействиям и существенное отличие от других видов памяти. Например, кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд. А долговременная память больше похожа на архив: в ней имеются определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множества рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время.

Объем и время хранения долговременной памяти безграничны. Также надо отметить немаловажную деталь в этом процессе. Емкость и время хранения информации зависят от важности для человека. А также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения. Действия и события, которые повторяются неоднократно, запоминаются легче и на длительное время, чем редкие или случайные явления. В качестве примера можно привести путь, которым мы идем на работу каждый день. Также хорошим примером в данном случае будет таблица умножения, которую мы все заучивали когда-то в школе. Иначе говоря, все то, что было добровольно выучено нами, будь то песня, стихотворение или таблица умножения хранится в нашей долговременной памяти. Также стоит отметить, удивительную точность воспоминания пожилых людей. Мы всегда поражаемся долговременной памяти наших дедов. На самом же деле то, что они рассказывают – это, как правило, какие – то примечательные события. Часто в них имеется глубокий эмоциональный подтекст. Такие события столько раз пересказываются самим человеком или его близкими людьми, что навсегда врезаются в память.

Для фиксации в длительную память определенной информации немаловажным фактором является повторение. Но, как показывают многочисленные исследования, чисто механическое или, говоря другими словами, однообразное повторение не приводит к длительному и закрепленному запоминанию. Таким образом, уверенно можно сказать, что в длительной памяти фиксируются те данные, которые повторяются вербально. Надо также отметить, что решающее значение имеет осмысление и понимание нового материала. Часто для запоминания достаточно отрывка, в котором происходит то или иное событие, чем само это событие. Один и тот же материал, будь то психология или тригонометрия, при обучении будет легче усваиваться у одного преподавателя.

Одновременно в долговременной памяти функционирует несколько форм организации знаний. Они располагаются в иерархическом порядке, по принципу выделения более абстрактных, родовых и более специфических, видовых понятий. Другой формой организации, характерной для житейских категорий, является группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких представителей категории – прототипов. Семантическая информация в долговременной памяти включает в себя как понятийные, так и эмоционально-оценочные моменты, которые отражают различные личностные отношения субъекта к тем или иным сведениям.

Тульвинг и его сотрудники выдвинули принцип характерности кодирования. Он заключается в том, что в памяти легче всего сохраняется то, что глубоко связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Необходимо также помнить то, что некоторые события, явления, действия или слова запоминаются на всю жизнь, под влиянием сильных эмоциональных воздействий. Запоминаться в таком случае будет даже то, что в дальнейшем никогда не повторится.

Обобщенно говоря, всегда хорошо запоминается то, что хочется выучить, знать, чем такие вещи или ситуации, которые для нас не представляют никакого интереса. К примеру, ученик, который увлекается музыкой, может назвать имена всех известных музыкантов, а выучить необходимый материал ему будет гораздо сложнее. По этой же причине в ходе дискуссий или дебатов легче запоминаются аргументы, подтверждающие наши собственные идеи, чем доводы, идущие им вразрез.

Как показали исследования Блюмы Вульфовны Зейгарник, человек дольше будет помнить незавершенное им дело, чем, к примеру, работу, выполненную до конца. Такой эффект носит название «эффект Зейгарник». Было предложено несколько возможных альтернативных объяснений эффекта Зейгарник. Одно из таких объяснений состоит в том, что именно шоковый эффект, вызванный внезапным прерыванием или прекращением работы над заданием, усиливает выделенность незавершенного задания в сознании испытуемых. Таким образом, можно говорить о том, что шоковая ситуация в той или иной мере степени влияет на долговременную память.

Подведя итог, можно сказать, что долговременная память – это архив. Алфавит, таблица умножения, адреса и телефоны близких людей, иностранные языки – все это сохраняется в долговременной памяти. Долговременная память может помнить нужный материал от дня и до десятилетий. Но и она ограничена. Вернее ограничены ее доступные уровни, потому что существует гипотеза, что люди помнят все, что с ними происходило и даже при определенных условиях вспоминают те или иные события – например, в сновидениях. Сравнить долговременную память можно с океаном – что-то ненужное оседает на дно, а то, что нужно, находится ближе к поверхности.

Выделяют как разновидность  долговременной памяти - третичную  память - это то, что мы помним всю  жизнь (слова и так далее).

В долговременной памяти прослеживается четкая зависимость: извлечение информации напрямую зависит от того, как она была сохранена (записана) и закодирована. Этот процесс можно сравнить с информацией, которая содержится в компьютере. К примеру, если нужная информация была разложена в нужные файлы, а в файлах в определенные папки, то ее легко найти и быстро извлечь.

Не оставлен без внимания и тот факт, что материал запоминается лучше, когда он связан с какими-то другими фактами из жизни человека под разными углами зрения. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.

Можно ли тренировать  долговременную память? Ответ на этот вопрос прост. Не существует никаких  маневров для формирования хорошей памяти. Лучший способ усовершенствовать ее – это научиться организовывать необходимым образом информацию в момент запоминания. А что касается обучения, то с легкостью можно говорить о том, что заучивание и зубрение гранита науки перед зачетом или экзаменом – дело абсолютно бесполезное. Очень многие студенты садятся за учебники только в сессию и исключительно для того, чтобы получить хорошую оценку. Подобных подход, которому сильно способствует традиционная система обучения, чрезвычайно вреден для накопления и систематизации знаний. Только такая организация учебного процесса, при которой материал для запоминания преподносится в различных контекстах и на разных уровнях проработки, может обеспечить прочное закрепление знаний и быстрое извлечение их и долговременной памяти.

Приложение

А





Информация о работе Долговременная память