Доверие к себе в юношеском и подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: показать, что доверие к себе является феноменом, позволяющим гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать феномен доверия к себе.
3. Косвенно изучить доверие к себе на основе измерения самоотношения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теоретические основы изучения феномена доверия к себе в подростковом и юношеском возрасте …………………………………………………………...6
1.1 Теоретический аспект феномена доверия…………………………………..6
1.2 Доверие как социально-психологическое явление………………………..11
1.3 Самоотношение в подростковом и юношеском возрасте…………...........18
2 Экспериментальное исследование показателей феномена доверия к себе в подростковом и юношеском возрасте ……………..…………………………..22
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………...22
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………….…..41
Приложение А Таблица 1. Результаты изучения феномена доверия в подростковом и юношеском возрасте 8 «А», 9 «А», 9 «Б», 10 «А», 10 «Б», 11 «А» и 11 «Б» классов МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска (ноябрь - декабрь 2012г.)…………………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 173.82 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...2

1 Теоретические основы  изучения  феномена  доверия к  себе в подростковом и юношеском  возрасте …………………………………………………………...6

1.1  Теоретический аспект  феномена доверия…………………………………..6

1.2 Доверие как социально-психологическое  явление………………………..11

1.3 Самоотношение в подростковом и юношеском возрасте…………...........18

2 Экспериментальное исследование  показателей феномена доверия  к себе в подростковом и  юношеском возрасте ……………..…………………………..22

2.1 Организация и методы  исследования ……………………………………...22

2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………....25

Заключение……………………………………………………………………….39

Список использованных источников……………………………………….…..41

Приложение А Таблица 1. Результаты изучения феномена доверия в подростковом и юношеском возрасте 8 «А», 9 «А», 9 «Б», 10 «А», 10 «Б», 11 «А» и 11 «Б» классов МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска (ноябрь - декабрь 2012г.)…………………………………………………………………………….44

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

XX век породил  распад традиционных экономических,  политических, общественных структур, катастрофы, межнациональные конфликты  и войны, которые вызвали мощный  накал социальных проблем, негативные  явления в духовной жизни общества  и отдельного человека. Социальный  кризис проявился и в нарушении  экологии детства, характеризующегося  утратой способов представленности  детям взрослой жизни, неполнотой  социальной заданных образцов  взросления [21].

Жизнь в современном обществе характеризуется рядом социальных, экономических, политических потрясений, что создает атмосферу пессимизма и нестабильности. В частности, наиболее чувствительным к неблагоприятным  тенденциям является подростковый и  юношеский возраст, где явно проявляется  поведение не соответствующее нормам общества. Поэтому есть необходимость  выявления психологических механизмов и условий гармонизации отношений  человека с миром и самим собой. Одним из таких механизмов является доверие, как основное условие субъектного  переживания психологического комфорта человека в социуме. Следовательно, существует проблема поиска возрастных и индивидуальных особенностей воспитания, направленная на формирование доверительного взаимодействия человека с миром  и самим собой.

Что касается психологической  науки, то на современном этапе ее развития происходит переход жестких  «закованных» в рамки естественнонаучной методологии исследований в сторону  выявления и изучения различных  феноменологических характеристик  психического. Современная психологическая  наука при всем разнообразии имеющихся  походов и школ еще долго не будет в состоянии полноценно решать экзистенциональные проблемы личности, если будет продолжать отказываться от исследования феномена моральных  переживаний, веры, доверия, ведь совершая свой выбор каждая личность исходит из оснований собственной веры и доверия.

Исследования, посвященные  проблемам становления личности в подростковом и юношеском возрасте (Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, A.M. Прихожан, Л.И. Божович, Ю.И. Фролов, Э. Эриксон, М. Кле, С. Бернфельд, Р. Симмонс, Н. И. Гуткина, К. Н. Поливанова и др.) показали, что данные возрастные периоды являются особо чувствительными к разного рода воздействиям извне. По мнению многих, как отечественных, так и зарубежных исследователей, главной чертой данных периодов является то, что они принадлежит и детскому, и взрослому миру одновременно. Другими словами, этот возраст является своеобразной «точкой бифуркации», дающей «основу для формирования личностного выбора как критерия зрелости» (А. Г. Асмолов) [21].

В обществе существует социальный заказ на изучение доверия и потребностей отечественной психологии в анализе  данного феномена, до последнего времени  доверию не только было отведено второстепенное место, но и его психологический смысл был упрощен и сведен к некоторому одномерному представлению о нем. Анализ работ как отечественных, так и зарубежных авторов показал, что в различных направлениях психологической науки речь шла о трех самостоятельных областях, где доверие чаще всего называлось в качестве условия существования какого-либо другого явления: это доверие к миру (Т. Говир, Э. Эриксон и др.), доверие к другому (К.А. Абульханова-Славская, А.И. Доицов, И.С. Кон, М.Ю.  Кондратьев, А.А. Кроник, Е.А. Кроник, В.Н. Куликов,  В.А. Лосенков,  А.В. Мудрик, Л.А. Петровская, Б.Ф. Поршнев, А.У. Хараш, С. Джурард,  С. Джурард, М. Доич, Дж. Хоманс, Б. Кемплер, К. Роджерс, Дж. Роттер, В. Свап, П. Экей, Т. Ямагиши и др.) и доверие к себе (Д. Бразерс, А. Бандура, А. Менеггети, Ф. Перлз, К. Роджерс, Э. Шостром и др.). Кроме такого подхода к изучению доверия оно традиционно рассматривается как составляющая других видов отношений (Л.Я. Гозман, И.С. Кон, В.А. Лосенков, М.Ю. Кондратьев, Е.А. Хорошилова и др.) и как самостоятельный вид общения (В.С. Сафонов). Реже ему придается статус "самостоятельного" отношения, но и в этом случае оно не наделяется собственными психологическими характеристиками (В.Н. Куликов, Б.Ф.Поршнев).

Анализ психологических  исследований также показал, что  доверие трактуется некоторыми исследователями (Д. Бразерс, Т. Говир, Дж. Роттер, Б. Мьюир, Л. Райсман, ЭЭрискон. Т. Ямагиши и др.) как установка или система установок по отношению к социальному миру и к самому себе. Такой подход является необходимым, но не является достаточным, так как он не позволяет "схватить" смысловые оттенки данного феномена [17].

Цель работы: показать, что доверие к себе является феноменом, позволяющим гармонизировать  отношения человека с миром и с самим собой.

Объект исследования: личность в подростковом и юношеском возрасте.

Предмет исследования: доверие к себе в подростковом и юношеском возрасте.

Гипотеза исследования:

1) Оптимальная мера доверия  к себе в подростковом и  юношеском возрасте  способствует  созданию гармоничных отношений  с собой и с миром.

2) Уровень доверия к  себе в подростковом  и юношеском  возрасте имеет индивидуальные  различия, так как формируется   на разной основе.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Проанализировать феномен доверия к себе.
  3. Косвенно изучить доверие к себе на основе  измерения самоотношения.

Методологической  основой исследования являются работы психологов Р.С. Пантелеева, В.В. Столина, Т.П. Скрипкиной, Сакс и Леви, и др. Для проведения нашего исследования мы использовали следующие методы:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
  2. Сбор эмпирических данных / тестирование (методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева; методика «незаконченные предложения» Сакса и Леви).
 




Экспериментальная база исследования:  МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска. Выборка исследования представлена  учениками 8, 9, 10 и 11 классов, объем выборки – 50 человек.

Практическая  значимость состоит в подборке диагностического инструментария для косвенного исследования феномена доверия к себе на основе  измерения самоотношения. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован учителями, родителями, психологами в своей деятельности, а также студентами при подготовке к курсовым и дипломным работам. Данная работа может представлять интерес для руководящих сфер в школьных образовательных учреждениях, для людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы.

Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 25 наименований. Результаты работы представлены в 3 таблицах, 10 рисунках. В приложениях представлены результаты диагностики. Общий объем работы - 46 печатных листов.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ  ФЕНОМЕНА  ДОВЕРИЯ К СЕБЕ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

1.1 Теоретический аспект феномена доверия

 

Радикальные социальные преобразования, происходящие в России, породили социальную нестабильность, сопровождаемую резким разрушением устоявшихся норм и  стереотипов, острым кризисом системы  ценностей, обусловленным противоречивостью  перехода от социоцентрической системы ценностей к персоноцентрической,  увеличением числа «степеней свободы» для выбора себя и своей жизни каждым конкретным индивидом. Многие не в состоянии справиться с таким выбором и потому добровольно отказываются от полученной долгожданной свободы, стремясь обратно «в несвободу» (Э. Фромм). Для множества людей это оборачивается утратой чувства личностной целостности, идентичности, утратой ощущения себя субъектом своих действий и поступков, что порождает кризис доверия, обнаруживаемый на всех уровнях социально-психологических отношений. В таких условиях особенно важным оказывается поиск способов и средств, которые могли бы оказаться полезными не только в деле адаптации к новым условиям жизни, но и в деле сохранения личностной целостности и доверия к себе и миру [17].

Несмотря на наличие социального  заказа на изучение доверия и потребностей отечественной психологии в анализе данного феномена, до последнего времени доверию не только было отведено второстепенное место, но и его психологический смысл был упрощен и сведен к некоторому одномерному представлению о нем. Анализ работ как отечественных, так и зарубежных авторов показал, что в различных направлениях психологической науки речь шла о трех самостоятельных областях, где доверие чаще всего называлось в качестве условия существования какого-либо другого явления: это доверие к миру, доверие к другому и доверие к себе. Кроме такого подхода к изучению доверия оно традиционно рассматривается как составляющая других видов отношений и как самостоятельный вид общения. Реже ему придается статус «самостоятельного» отношения, но и в этом случае оно не наделяется собственными психологическими характеристиками [16].

Знакомство с проблематикой  доверия как внутреннего, субъективного  феномена позволяет отметить, что  для западной психологии данное психическое  явление является предметом давнего  и неослабевающего интереса. Вместе с тем говорить о существовании  единой универсальной концепции  доверия к себе пока не приходится, так как каждый автор подчеркивает тот или иной аспект «самодоверия» в русле изучения других феноменов [25].

Поэтому следует отметить, что на сегодняшний день не существует единого определения феномена доверия к себе и на  основании  различных теоретических наработок охарактеризуем данное явление, приблизимся к нему в контексте различных психологических направлений.

Существует достаточно большое  число зарубежных социально-психологических  исследований феномена доверия или  его отдельных аспектов. Авторитетные американские социальные психологи  Э. Аронсон и Э. Пратканис исследуют доверие в связи с механизмами социального влияния и убеждения в процессах рекламы, пропаганды, политических избирательных компаний и т.п. Поэтому если «аргументированное сообщение…сделал человек, пользующийся солидным общественным доверием», он способен оказывать значительное влияние на мнение людей. Люди полагают, что «есть смысл позволить себе подвергнуться влиянию коммуникаторов, заслуживающих доверия и знающих, о чем они говорят». В то же время, как указывают авторы, на эффективность сообщения влияют и «некоторые второстепенные качества коммуникатора» [20].

В настоящее время наиболее проработанной является проблема доверия  личности к себе, которая является предметом исследований Т.П. Скрипкиной и ее учеников. Она определяет доверие к себе как рефлексивный, субъектный феномен личности, позволяющий человеку занять определенную ценностную позицию по отношению к самому себе, к миру и, исходя из этой позиции, строить собственную жизненную стратегию. Т.П. Скрипкина указывает, что развитие оптимального уровня доверия к себе является показателем не только целостности, но и зрелости личности [8].

А.В. Петровский говорил о  переживании « Я могу», « Я  не могу», то есть каждый раз делая выбор, человек разрешает его себе, веря в его правильность, отсекая другие альтернативы, в том числе и по той причине, что «он этого не может или не сможет». Один человек доверяет себе в большей степени, а другой в меньшей, и это оказывает влияние на жизненные достижения каждого из них. Согласно данной точке зрения оптимальный уровень доверия к себе служит одним из показателей психологического здоровья личности и ее зрелости [11].

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев предлагают изучать внутренний мир человека в качестве основного предмета антропологической психологии. Субъективная реальность – исходная категория психологии человека, которая выражает сущность его внутреннего мира. Личность не есть «корзина», набор ценностей, способностей, характера, а она есть субъект в той мере, в какой использует свои способности, интеллект, подчиняет низшие потребности высшим. Именно в субъектности содержится источник активности человека (доверие к себе) [23].

Информация о работе Доверие к себе в юношеском и подростковом возрасте