Духовный мир человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

Духовный мир человека - это состояние его внутреннего Эго или Суперэго. Это понимание самим человеком слов и мыслей, взаимосвязи своих желаний, ощущений и поступков, в начале для себя и внутри себя, т.е. осознание и ощущение состояния своего собственного Духа, состояния Души и физического тела.
Духовный мир человека, это не просто частичка общественного сознания, он характеризуется относительной самостоятельностью и с точки зрения структуры, и с точки зрения особенностей функционирования.

Файлы: 1 файл

Духовный мир человека (реферат).doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

 

 

 

                                                     

 

 

                                                       Доклад

                                 Духовный мир человека

 

 

 

 

                                                                   Проверила

                                                                               Выполнила студентка 4 курса:

 

 

 

 

 

 

Находка

2010

 

Определение

 

Духовный мир человека - это состояние его внутреннего Эго или Суперэго. Это понимание самим человеком слов и мыслей, взаимосвязи своих желаний,  ощущений и поступков,  в начале для себя и внутри себя, т.е. осознание и ощущение  состояния своего собственного Духа, состояния Души и физического тела.

Духовный мир человека, это не просто частичка общественного сознания, он характеризуется относительной самостоятельностью и с точки зрения структуры, и с точки зрения особенностей функционирования.

Духовный мир человека – это индивидуально неповторимая форма проявления существования, функционирования духовной жизни общества. Формирование духовной жизни это сложный процесс становления человека, он формируется под воздействием целого ряда факторов:

1. под влиянием объективных природных и социальных условий, в которых живет человек.

2. это целенаправленное воспитательное воздействие на человека, личность.

3. приобщение формирующейся личности к участию в практической деятельности.

4. САМОвоспитание, САМОсовершенствование, САМОконтроль и многие другие САМО.

Под воздействием этих объективных и субъективных факторов происходит процесс формирования духовного мира человека.

 

Элементы духовного мира человека

 

Началом формирования духовного мира, исходной посылкой и его фундаментом являются знания. Знания – это способ существования сознания. Это система отраженных в голове человека и закрепленных в памяти сведений об окружающем мире и о самом человеке. Знаниями являются только те сведения, которые закрепляются в памяти. Знания приобретаются двумя основными путями:

1. непосредственный контакт формирующейся личности с условиями существования при помощи органов чувств;

2. усвоение опыта человечества, закрепленного в языке.

На основе знаний, их усвоения и обобщения формируется второй очень важный структурный элемент духовного мира личности – ум.

Ум – это способность  к самостоятельному логическому анализу, к проникновению в сущность вещей, способность исследовать сложные явления и процессы, делать выводы, имеющее теоретическое и практическое значение. Ум не сводится к количеству знаний. Еще древне–греческий мыслитель Гераклит высказал мысль, которая может считаться крылатой фразой: «многознание уму еще не научает».

На основе знаний и ума  формируется рассудок. Рассудок - это присущая человеку способность анализировать, оценивать явления действительности, определять свое отношение к ним, характер поступков и действий в соответствии с потребностями и интересами личности, потребностей и интересов личности, группы, класса, общества. На уровне рассудка человек руководствуется, прежде всего, потребностями и интересами, которые выражают субъективное отношение человека к миру и к себе.

Очень важным структурным  элементом духовного мира личности является разум. Разум - это способность согласовывать, соотносить свои желания, цели, и результаты деятельности не только с потребностями и интересами, но, прежде всего, с требованиями объективных законов действительности. Разумно поступает тот, кто в определении целей своей деятельности исходит из целесообразности этой деятельности, как с точки зрения личных интересов, так и с точки зрения интересов общества и согласует свою деятельность с требованиями самой жизни, с задачами, которые жизнь ставит перед человеком, с объективными законами действительности.

Знания, ум, рассудок и разум  составляют содержательный фундамент духовного мира человека.

Завершающим этапом формирования духовного мира личности и проявления человека как субъекта социальной деятельности является социальная активность. Социальная активность - это:

1. способ реализации человеком своей сущности;

2. она есть показатель  степени социальной зрелости личности;

3. это сфера, в которой происходит процесс САМОсовершенствования, САМОвоспитания, САМОконтроля…

О человеке судят не по его  словам, а по делам. В народе говорят, что человек учится на своих собственных и на чужих ошибках.

 

Высказывания  о духовном мире человека

 

И. Кант: «Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования».

 

А. А. Фет: «Два мира властвуют от века, два равноправных бытия:// один объемлет человека, другой - душа и жизнь моя».

 

И. А. Ильин: «Человеку от природы  присуща способность распознавать и отличать духовное, а также склонность принимать дух и включать его в свою жизнь. Из этой способности и из этого тяготения исходили все великие воспитатели человечества; на них они строили, к ним они взывали, их старались оживить и укрепить».

 

С. Кьеркегор: «Человек есть дух. Но что же такое дух? Это Я. Но тогда - что же такое Я? Я - это отношение, относящее себя к себе самому, - иначе говоря, оно находится в отношении внутренней ориентации такого отношения, то есть Я - это не отношение, но возвращение отношения к самому себе».

 

В. Франкл: «Духовность, свобода  и ответственность — это три  экзистенциала человеческого существования».

 

Э. и Ж. Гонкуры: «Говорят, физически человек обновляется  каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?».

 

Л. Н. Толстой: «Если человек - только телесное существо, то смерть есть конец чего-то ничтожного. Если же человек - существо духовное, и душа только временно жила в теле, то смерть - только перемена».

 

Духовный мир  и здоровье человека

 

Несмотря на наличие многочисленных скептиков, среди которых квалифицированные  врачи, теория единства тела–духа–разума продолжает развиваться. Огромное число  примеров о связи психологического состояния человека и его болезни побуждает двигаться дальше. Результаты исследований последних лет показали, что существует значительная связь между духовным миром человека и его здоровьем. Хирурги заметили, что их пациенты по-разному преодолевают состояние страха, которое, естественно, возникает накануне операции. Одни, опираясь на свою веру в Бога, молятся и находят в этом успокоение, другие, будучи фаталистами, спокойно смотрят в будущее, считая, что от судьбы не уйдешь, третьи привыкли управлять своими чувствами и мыслями и способны отвлечь себя каким-либо любимым занятием до последней минуты. Труднее всего приходится тем, кто никогда не занимался совершенствованием своего духовного мира, у кого нет ни веры, ни определенной философии в жизни.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Духовный мир человека