Движущие силы, факторы и условия психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:01, реферат

Описание работы

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Содержание работы

Введение 3
Эволюционная теория 3
Развитие современного представления 4
«Возраст» 5
Развитие психики 5
Факторы развития 8
Заключение 13
Список источников 16

Файлы: 1 файл

психического развития.docx

— 45.92 Кб (Скачать файл)

Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря  этому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется  и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Например, в развитии речи значение наследственных предпосылок рано и резко уменьшается, и речь ребенка развивается под непосредственным влиянием социального окружения, а в развитии психосексуальности роль наследственных моментов возрастает в подростковом возрасте.

Заключение

Таким образом, единство наследственных и социальных влияний – это  не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое  развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития по отношению к  каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание  биологических и социальных моментов, изучать его динамику.

В современной зарубежной психологии подчеркивается взаимодействие наследственных признаков и характеристик  социальной среды. Считается, что наследственно  определен диапазон развития какого-либо свойства (например, музыкальных или  спортивных способностей), а внутри этого диапазона степень развития свойства зависит от условий среды (Л. Первин, О. Джон).

Как же протекает процесс  развития, каковы его особенности? Л.С. Выготский установил четыре основные закономерности или особенности  детского развития.

1. Цикличность. Развитие  имеет сложную организацию во  времени Ценность каждого года  или месяца жизни ребенка определяется  тем, какое место он занимает  в циклах развития - отставание  в интеллектуальном развитии  на 1 год будет очень большим,  если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано  с тем, что темп и содержание  развития изменяются на протяжении  детства. Периоды подъема, интенсивного  развития сменяются периодами  замедления, затухания. Такие циклы  развития характерны для отдельных  психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития  психики ребенка в целом. Собственно  возраст как стадия развития  и представляет собой такой  цикл. со своим особым темпом  и содержанием.

2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том  числе психические функции, развиваются  неравномерно, непропорционально. На  каждом возрастном этапе поэтому  происходит перестройка их связей, изменение соотношения между  ними. Развитие отдельной функции  зависит от того, в какую систему  межфункциональных связей она  включена.

Первоначально, в младенческом возрасте (до года), сознание ребенка  недифференцированно. Дифференциация функций начинается с раннего  детства. Сначала выделяются и развиваются  основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. Причем само восприятие еще недостаточно дифференцировано, оно слито с эмоциями (Л.С. Выготский говорит об «аффективном восприятии»), не полностью разграничены восприятие формы, восприятие цвета и т.д.

Остальные функции оказываются  на периферии сознания, они зависят  от доминирующей. Например, память вплетена в процесс восприятия – ребенок  до 3 лет не пытается вспомнить что-нибудь само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает связанные с ней события. Другие функции как бы обслуживают восприятие, и оно развивается в максимально  благоприятных условиях. Период, когда  функция доминирует, – это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном – память, в младшем школьном – мышление.

Ранний возраст – период появления первоначальной структуры  сознания. Каждый новый возрастной период связан с перестройкой межфункциональных  связей – сменой доминирующей функции, зависимостью от нее остальных функций, установлением новых отношений  между ними. В этой перестройке  функции дифференцируются, не проходя  через доминирующее положение. По мере продвижения от одного возраста к  другому возрастает сложность межфункциональных  связей. Переход от одной системы  к другой совершается иначе и  сложнее, чем переход от недифференцированного, лишенного всякой системы сознания к первичной системе. Перестройка  старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем  развития психических функций.

3. «Метаморфозы» в детском  развитии. Развитие не сводится  к количественным изменениям, это  цепь качественных изменений,  превращений одной формы в  другую. Ребенок не похож на  маленького взрослого, который  мало знает и умеет и постепенно  приобретает нужный опыт. Психика  ребенка своеобразна на каждой  возрастной ступени, она качественно  отлична от того что было  раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов  эволюции и инволюции в развитии  ребенка. Процессы «обратного  развития» как бы вплетены  в ход эволюции. То, что развивалось  на предыдущем этапе, отмирает  или преобразуется. Например, ребенок,  научившийся говорить, перестает  лепетать. У младшего школьника  исчезают дошкольные интересы, некоторые  особенности мышления, присущие  ему раньше. Если же инволюционные  процессы запаздывают, наблюдается  инфантилизм: ребенок, переходя  в новый возраст, сохраняет  старые детские черты.

Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием  активность, порождаемая потребностями  и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. На определенном возрастном этапе возникает потребность в выполнении определенного вида деятельности, которая в свою очередь приводит к появлению психических новообразований. Это явление носит название ведущего вида деятельности.

Понятие «зона ближайшего развития» внес отечественный ученый Л.С. Выготский. Смысл его заключается  в том, что дальнейшее развитие индивидуума  определяется соотношением самостоятельных  достижений в накоплении социального  опыта или целенаправленных воздействий  взрослого в процессе обучения.

В развитии психики человека периодически наступают периоды  наиболее благоприятные для усвоения новой информации, характеризующиеся  повышенной чувствительностью, тревожностью к воздействиям внешней среды, боязнью  новых ситуаций и пр. Данные периоды  получили название сензитивных.

Человек живет в обществе, поэтому возникает необходимость  в совместной деятельности, которая  в свою очередь порождает потребность  в общении, в удовлетворении потребности  в эмоциональной, информационной и  пр. неудовлетворенности.

 

Список  источников

  • http://psylist.net/age/00003.htm
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F

 


Информация о работе Движущие силы, факторы и условия психического развития