Гендерная идентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей гендерной идентичности у подростков.
Объект исследования: гендерная идентичность.
Предмет исследования: особенности гендерной идентичности у подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что гендерная идентичность у подростков находится на стадии формирования: представление о своей гендерной роли является размытым и недифференцированным, в основе конструирования гендерной модели поведения находятся внешние признаки пола, а не социальные характеристики ролевого поведения. У подростков преобладает андрогинный тип гендерной идентичности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
понятия «гендера» в психологии.
структура и генезис гендерной идентичности.
развитие гендерной идентичности в подростковом возрасте;
эмпирическое исследование гендерной идентичности у подростков.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая гендр и агресивность.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

О неуверенности говорило расположение фигуры на краю листа. Данная характеристика прослеживалась в рисунках 14 % девочек и 8 % мальчиков.  Сфера общения характеризовалась на основе изображения рук: кисти рук в виде ладошек или руки, спрятанные за спиной свидетельствовали о сниженной практике общения; хорошо прорисованные руки с пальцами – о том, что общение развито на высоком уровне и имеется большой круг общения; отсутствие кистей рук – о замкнутости в общении. С признаками сниженной практики общения было выявлено 26 % девочек и 8 % мальчиков, с признаками хорошо развитого общения - 30 % девочек и 22 % мальчиков, с признаками замкнутости в общении - 44 % девочек и 12 % мальчиков.

Наличие агрессивных тенденций определялось по изображению кистей рук в виде кулаков, прорисовке пальцев в виде длинных палочек, изображению зубов, а так же прорисовке прямых, жестких штрихов. Данная характеристика прослеживалась в рисунках 22 % девочек и 10 % мальчиков.

О демонстративных тенденциях личности свидетельствовала прорисовка дополнительных аксессуаров – цветов, бантов, серег, браслетов, цепей, колец, шляп, галстуков и т.д. Такие детали присутствовали рисунках на 62 % девочек и 32 % мальчиков.

О тревожности можно было судить о стираниях на рисунке и, так называемой, тревожной линии – обрывистой, со слабым нажимом, что было обнаружено на рисунках 45 % девочек и 38 % мальчиков.

О такой характеристике, как нестабильность свидетельствовала изменяющаяся толщина линии и разный нажим, что прослеживалось на листах 12 % девочек и 16 % мальчиков.

 

При обработке результатов методики  свободного   самоописания  мы выявляли содержательные показатели текста, но в Приложении мы приводим сводную таблицу процентного соотношения испытуемых и по формально-стилевым особенностям текста испытуемых.

Так, при анализе черт и качеств личности мы выявили 50 % мальчиков и 80 % девочек, которые отметили свои позитивные  черты (достоинства), а так же 50 % мальчиков и 20 % девочек, которые отметили свои негативные  черты (недостатки).

При анализе интенциональной стороны личности мы выявили 60 % мальчиков и 62 % девочек, которые в методике свободного самоописания указали свои интересы, пристрастия, увлечения и желания. А вот свои планы, цели, мечты, надежды, иными словами – интенции, отметили лишь 20 % мальчиков и 15 % девочек.

Анализируя данные методики свободного самоописания, относительно различия содержательных показателей текста у мальчиков и девочек, мы выявили, что среди испытуемых с маскулинными качествами – 32 % мальчиков и 12 % девочек, с фемининными – 20 % мальчиков и 42 % девочек, с фемининными и маскулинными одновременно – 24 % мальчиков и 20 % девочек.

Для изучения подверженности личности стереотипам маскулинности – фемининности нами использовалась анкета половых ролей – опросник С. Бэм. Мы попытались выяснить, обладают ли образы мальчиков и девочек чертами фемининности и маскулинности с помощью опросника С. Бем. Этот опросник был разработан для изучения подверженности личности стереотипам маскулинности-фемининности. Цель данного опросника – выявление степени выраженности феменинных и маскулинных характеристик; - определение типа личности: феменинный, маскулинный, андрогинный. Подставив полученные сырые баллы в формулу (1), мы определили основной индекс по каждому испытуемому.

Среди мальчиков 33 % обладает маскулинными характеристиками, 77 % – андрогинными, обладающих фемининными характеристиками среди мальчиков, выявлено не было. Среди девочек – все были выявлены с андрогенными характеристиками (см. таблицу 2). Отметим, что среди наших испытуемых не было испытуемых с ярко  выраженной  фемининностью  и ярко выраженной маскулинностью. Результаты методики по всем респондентам представлены в Приложении Д.

Таблица 2 – Результаты методики «Анкета половых ролей» С. Бем

В процентах

Пол

Характеристики

Маскулинные

Андрогинные

Фемининные

Женский

100

Мужской

33

77


 

 

Визуальный анализ данных Таблицы 5 показывает, что у мальчиков и девочек преобладают андрогинные характеристики личности, то есть присутствует как феминниность, так и маскулинность.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В ходе нашего исследования мы рассмотрели теоретические предпосылки развития гендерных исследований в психологии, показали роль социологии, психологии, феминистской теории, женских исследований и гендерных исследований в возникновении гендерной психологии как науки. Также были рассмотрены такие понятия как гендер, гендерная идентичность, гендерная социализация, гендерные установки и стереотипы.

В нашей работе мы опирались на то, что основной теоретической базой современных гендерных исследований является социально-конструктивистская парадигма, согласно которой гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая основными институтами общества.

В ходе нашей работы была выполнена следующая цель: изучение особенностей гендерной идентичности. В результате проведенного исследования были выявлены ее особенности.

У большинства девочек по рисуночной методике прослеживалась дифференциация признаков пола, мужские образы имели негативную окраску, эмоциональное отношение более позитивно к своему полу, чем к противоположному, идентификация со своим полом; а большинство мальчиков фиксировали схематичное изображение фигур своего и противоположного пола, что может быть свидетельством неопределенной гендерной идентичности.

 У большинства испытуемых, как мальчиков, так и девочек  было выявлено в ходе анализа методики свободного самоописания одновременное сочетание показателей фемининности и маскулинности, что может свидетельствовать об их андрогинности.

По результатам «Анкеты половых ролей» С. Бем у подростков преобладают андрогинные характеристики личности, то есть присутствуют феминнинные и маскулинные черты.

Таким образом, гипотеза о том, что гендерная идентичность у подростков находится на стадии формирования: представление о своей гендерной роли является размытым и недифференцированным, в основе конструирования гендерной модели поведения находятся внешние признаки пола, а не социальные характеристики ролевого поведения; преобладает андрогинный тип гендерной идентичности, нашла свое подтверждение в данном исследовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С.74 – 82.
  2. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия / Г.М. Андреева, Н.Н. Петровская, Л.А. Богомолова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 286 с.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Издательство Московского университета, 2000. – 416 с.
  4. Арутюнян, М.Ю. Гендерный анализ концепций психологии творчества / Арутюнян   М.Ю // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай – 96». – М.: МЦГИ, 1997. – С. 138 – 140.
  5. Беем, С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем . – М., РОССПЭН, 2004. – 246 с.
  6. Бем, С. Опросник половых ролей (BSRI) / С. Бем // А.А. Реан. Психология изучения личности: учебное пособие. – СПб.: Питер, 1999. – С. 253 – 256.
  7. Бем, С. Трансформация дебатов о половом неравенстве / С. Бем // Феминизм и гендерные исследования. – Тверь, 1999. – С. 68 – 83.
  8. Бендас, Т.В. Гендерная психология. / Т.В. Бендас. – СПб.: ВЛАДОС, 2005. – 423 с.
  9. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.
  10. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1995. – 352 с.
  11. Введение в гендерные исследования: учебное пособие для студентов пед. Институтов. / Г.В. Жеребкин. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.- 991 с.
  12. Воронина, О.А. Основы гендерной теории и методологии / О.А. Воронина // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций. - М.; МЦГИ – МВШСЭН, 2000. – С. 80 – 103.
  13. Здравомыслова, Е.А. Гендерные контракты./ Е.А. Здравомыслова // 
    «Гендер. Культура. Общество»: под ред. И. Новиковой. – Рига: Проект «Женщины Балтии». – 2003. – С. 58 – 97.
  14. Здравомыслова, О.М. Общество сквозь призму гендерных представлений / О.М. Здравомыслова // Женщина. Гендер. Культура. – М.: Д. 
    Буланин, 1999. – С. 187 – 190.
  15. Исаев, Д.Н. Половое воспитание детей / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. – Л.: Медицина, 1998. – 160 с.
  16. Каган, В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков / В.Е. 
    Каган // Вопросы психологии. – 1987. – № 2. – С. 54 – 61.
  17. Клецина, И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. – СПб.:  Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 92 с.
  18. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика / И.С. Клецина. – СПб.: Алетейя, 2004. – 408 с.
  19. Клецина, И.С. Практикум по гендерной психологии / И.С. Клецина. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.
  20. Коломинский, Я.Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте / Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас // Генетические проблемы социальной психологии. – Минск: Издательство «Университетское», 1995. – 207 с.
  21. Кон, И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в  изменяющемся мире / И.С. Кон // Введение в гендерные исследования. Ч. 1: учебное пособие:   под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2001. — СПб.: Алетейя, 2001.- С. 562 – 605.
  22. Лорбер, Дж. Пол как социальная категория / Дж. Лобер // THESIS. - 1993. – №6. – C.127 – 136.
  23. Малкина – Пых, И.Г. Гендерная терапия / И.Г. Малкина – Пых.  М.: Издательство «Эксмо», 2006. – 928 с.
  24. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: «Питер», 2008. – 476 с.
  25. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшмидт. – М.: Наука, 1994. – 160 с.
  26. Репина, Т.Д. Гендерная история: проблемы и методы исследования /Т.Д. Репина // Новая и новейшая история. – 1997. – № 6. – С.41 – 58.
  27. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.
  28. Социология гендерных отношений. Учебное пособие / Под редакцией З.М. Саралиевой. – М., 2004. – 270 с.
  29. Тартаковская, И.Н. Гендерная социология / И.Н. Тартаковская. – М.: ООО «Вариант» при участии ООО «Невский Простор», 2005. – 368 с.
  30. Уэст, К. Создание гендера / К. Уэст, Д. Зиммерман // Гендерные тетради. Вып. 1; под ред. А. Клецина. – СПб:  СПб филиал ИП РАН, 1997. – С. 94 – 124.
  31. Чодороу, Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социолгия пола / П.Чодороу // Антология гендерных исследований.- Минск: Пропилен, 2000. – С.21 – 26.
  32. Шлычкова, О.Н. Социокультурный анализ Гендерной картины мира. / О.Н. Шлычкова. – Ростов-на-Дону, 2000. – 170 с.
  33. Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Протресс, 1996. – 344 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

Таблица Б.1 – Результаты формально-стилевых особенностей текста

В процентах

Обобщенные характеристики текста

мальчики

девочки

Длинный текст

 – 

 – 

Средний текст

 – 

10

Короткий текст

100

90

Развернутость высказываний

4

6

Лаконичность высказываний

44

40

Экспрессивность текста

22

30

Сухость текста

86

70

Связность текста

36

57

Раздробленность текста

72

52

Открытость текста

16

48

Закрытость текста

84

52

 

Интонационно-стилевые характеристики текста

мальчики

девочки

Четкость, определенность, категоричность высказываний

65

73

Неуверенность, неопределенность высказываний

8

10

 

Особенности языка текста

мальчики

девочки

Наличие жаргонизмов

5

Неоднократное употребление слов, выражающих эмоциональное предпочтение или отвержение

30

46

Неоднократное употребление слов, обозначающих преодоление, попытки, стремление

20

12

Наличие личного местоимения «Я» в тексте

90

96

Отсутствие личного местоимения «Я» в тексте

10

4

Наличие отрицаний в тексте


 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

 

Таблица Г. 1 – Результаты методики «Анкета половых ролей» С.Бем

 

Испытуемые

(мальчики)

Показатели

Основной индекс

(IS)

Фемининность

(F)

Маскулинность

(M)

1

Владимир

0,45

0,3

0,34

2

Михаил

0,7

0,9

- 0,46

3

Дмитрий

0,25

0,75

- 1,16

4

Артем

0,6

0,85

- 0,58

5

Николай

0,6

0,55

0,11

6

Александр

0,65

0,95

- 0,69

7

Максим

0,75

0,85

- 0,03

8

Иван

0,1

0,9

- 1,85

9

Артем

0,65

0,55

- 0,69

10

Андрей

0,65

0,9

- 0,58

11

Максим

0,25

1

- 1,74

12

Денис

0,7

0,85

- 0,34

13

Сеня

0,25

0,8

- 1,27

14

Степан

0,25

1

- 1,74

15

Сергей

0,45

0,6

- 0,34

Информация о работе Гендерная идентичность