Гендерная культура подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:38, реферат

Описание работы

Елена Прокопчик, магистр педагогических наук, аспирантка Мозырского государственного педагогического университета (Беларусь) Важным направлением работы школы, задающим ориентиры на дальнейшее вхождение ребенка в мир человеческих отношений, является формирование гендерной культуры. «Бесполая» педагогика уходит в прошлое. Вопросы гендерной идентификации и дифференциации, привлекающие в последнее время все больший круг исследователей, находят отражение в педагогических исследованиях, обогащая арсенал направлений и содержание современной педагогики.

Файлы: 1 файл

Гендерная культура подростков.docx

— 18.22 Кб (Скачать файл)

Гендерная культура подростков

Елена Прокопчик, магистр  педагогических наук, аспирантка Мозырского государственного педагогического  университета (Беларусь) Важным направлением работы школы, задающим ориентиры на дальнейшее вхождение ребенка в  мир человеческих отношений, является формирование гендерной культуры. «Бесполая» педагогика уходит в прошлое. Вопросы  гендерной идентификации и дифференциации, привлекающие в последнее время  все больший круг исследователей, находят отражение в педагогических исследованиях, обогащая арсенал направлений  и содержание современной педагогики. В педагогике идет поиск альтернативных методик, обеспечивающих адекватное присвоение гендерной культуры школьникам. Значительное внимание уделяется изменениям, происходящим в обществе и, как следствие, изменяющимся моделям маскулинности и феминности. Терминам «феминность» и «маскулинность»  в русском языке существуют синонимы «женственность» и «мужественность», обозначающие, по сути, то же самое. Разница  заключается в том, что понятия  «женственности» и «мужественности» в славянской культурной традиции носят  поэтическую, художественную окраску. «Маскулинность (мужественность) представляет собой комплекс аттитюдов, характеристик  поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола. Другими словами, маскулинность — это то, что  добавлено к анатомии для получения  мужской гендерной роли». Здесь  же отмечается, что при рассмотрении маскулинности необходимо учитывать  ее множественность, историчность и  ситуационностъ, что указывает на вариативность моделей маскулинности  и их зависимости от изменений  происходящих в обществе. Э. Фромм  отмечает противоречивость ролей соответствующих  представителю мужского пола в различных  ситуациях: «Мужчина на работе, в деловой  обстановке должен быть агрессивным, а  дома — нежным. Он должен жить своей  профессией, но вечером, придя домой, он не должен быть уставшим. В отношениях с клиентами и в конкуренции  он должен быть бесцеремонным, но в  отношениях с женой и детьми он должен быть абсолютно искренним. Он должен быть всеми любим и, конечно  же, большую часть себя посвящать  семье». Это утверждение подчёркивает противоречивость модели маскулинности  и необходимости помощи подрастающему  поколению в самоопределении. «Феминность  — характеристики, связанные с  женским полом, или характерные  формы поведения, ожидаемые от женщины  в данном обществе, или же социально  определенное выражение того, что  рассматривается как позиции, внутренне  присущие женщине». Психолог Ж. Миллер предположила, что такие черны  фемининности, как эмоциональность, уязвимость и интуиция — это не слабость, а особая сила, которая  может стать существенной для  построения лучшего общества, и что  эти черты мужчины могли бы развивать в себе. При организации  воспитательного пространства современной  школы остаётся открытым вопрос: «Для какого пола в подростковом возрасте самоопределение себя как будущих  мужчины или женщины наиболее проблематично?». Д. Н. Исаев и В.Е.Каган  в частности отмечают: «Требования  к маскулинности мальчиков в  целом жестче, чем к феминности девочек, и мальчики в ходе половой  социализации испытывают большее средовое давление». В. Е. Каган связывает  это с полоролевыми особенностями  развития и воспитания, так как  «воспитательное давление на девочек  меньше, а диапазон приемлемости взрослыми  особенностей их поведения и успеваемости шире; субъективный компонент дезадаптации и его поведенческие проявления носят в целом более камерный, чем у мальчиков характер, а  компенсация за счет включения других видов деятельности и ценностных ориентации достигается легче; женский  — в основном или чаще — педагогический состав создает для девочек лучшие, чем для мальчиков условия». Хотя стоит отметить, что позднее он несколько изменил свою точку  зрения. «Женскому полу присуща гораздо большая, чем мужскому, онтогенетическая пластичность, в силу чего влияние среды оказывается более сильным для девочек. Если до недавнего времени акцент делали на предотвращении феминизации мальчиков, то сегодня, как это следует из представленных данных, не меньшее внимание должно быть уделено предотвращению психологической маскулинизации девочек, а решение проблемы оптимизации полоролевого воспитания немыслимо вне контекста воспитания отношений между полами». Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте представители обоих полов сталкиваются с трудностями. Некоторые из этих трудностей характерны только для мальчиков или только для девочек, некоторые специфически проявляются в зависимости от пола. Вряд ли целесообразно пытаться взвешивать и определять, чей груз проблем тяжелее. Следующим возникает вопрос о влиянии школы на становление мальчика — будущего мужчины и девочки — будущей женщины. Ряд исследователей указывает на фемининное влияние школы на мальчиков, которое во многом обусловлено, по их мнению, половым составом педагогических коллективов. Фемининнный характер влияния общества на мальчиков отмечает и В.Е.Каган: «Мальчик в ходе феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать — воспитательница — учительница — женщина-начальник), и, какими бы ни были призывы воспитания, сколько бы мальчик ни слышал от женщин, каким должен расти мужчина, он воспитывается прежде всего как „удобный в обращении“ для женщин. Жесткость требований к маскулинности растет параллельно с социальными барьерами на путях маскулинизации, создавая мощный эмоционально-когнитивный диссонанс, способствующий либо полоролевой растерянности, либо утрированно-маскулинным полоролевым ориентациям. В связи с этим требования к феминности девочек прогрессирующе уменьшаются, а диапазон их полоролевых ориентаций все больше и больше включаются маскулинизированные стереотипы взрослых женщин. Наконец, сопряженные со многими трудностями отношения мужчин и женщин проецируются не просто на отношения мальчиков и девочек, а на усвоение детьми дисгармоничных, потенциально конфликтных установок маскулинности-феминности». Односторонность влияния школы, которая поощряет, прежде всего, фемининные качества, отмечают и Ю.Е.Алешина, А. С. Волович. Это осложняется ещё тем, что, как отмечает Д. Хартли, роль школьника и школьниц по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. По его мнению, быть «хорошей» школьницей и «настоящей» женщиной — в общем, не противоречит одно другому; но быть хорошим (прилежным) школьником и в тоже время чувствовать себя «настоящим» мужчиной — это вещи в определенном смысле противоположные. Как компенсация, происходит резкое обособление мальчиков-подростков от женщин, формирование однополых мальчишеских компаний, которые служат противовесом этой феминизации, помогают мальчику утвердиться в мужской роли. Однако одностороннее влияние сверстников плюс внутренняя неуверенность мальчика-подростка в том, насколько он соответствует завышенным критериям «маскулинности», часто порождают компенсаторное «гипермаскулинное» поведение (подчеркнутая агрессивность, грубость, пренебрежение к «женским» чертам характера). Сложившееся положение весьма образно выразила Л. П. Тархова: «Заколдованный круг: если в характере мальчишки явно выражены маскулинные черты — он рискует угодить явно в дурную компанию; если по девичьи покладист и покорен — ему обеспечено как минимум ироническое неодобрение, чтобы не сказать презрение окружающих; все-таки парень должен быть парнем». В результате собственного наблюдения и анализа психолого-педагогической литературы мы выделили ряд проблем, указывающих на необходимость пристального внимания к проблеме формирования гендерной культуры подростков: отсутствие идеальных образцов поведения; отсутствие возможностей для проявления маскулинных/фемининных качеств в повседневной жизни; конфликт между проявлениями половой роли в различных условиях; построение ролевой модели на основе отрицания и отвержения модели противоположного пола, что приводит к развитию негативизма к противоположному полу; резкий разрыв в нормативных предписаниях подросткового и последующего этапов полоролевой социализации, т.е. характер требований и ожидаемого поведения от мальчика или девочки не соответствует требованиям и ожиданиям, предъявляемым к мужчине и женщине; рассогласование идеальных представлений о мужском и женском поведении и реального поведения подростков.

 

 

 

 

 


Информация о работе Гендерная культура подростков