Гендерная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе очень популярна идея равенства полов. Но так ли они равны на самом деле? Или люди до сих пор пользуются веками накопленными стереотипами, которые пусть и не в явной, а скрытой форме, но влияют на поведение и отношение полов друг к другу? На наш взгляд это очень важные вопросы, которые крайне актуальны, так как в настоящее время в современной науке большое внимание стало уделяться проблеме гендера (gender - социальный пол) и развития гендерного направления гуманитарных наук.
Темой данной работы является реальные гендерные модели и стереотипы поведения людей в конфликтных ситуациях.

Содержание работы

Введение
1 Стереотипы и поведение людей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях
1.1 Образы мужчин и женщин в массовом сознании
1.2 Поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях
1.3 Стереотипы и реальное поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях

Файлы: 1 файл

Гендерная психология.docx

— 43.42 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение

1 Стереотипы  и поведение людей в конфликтных  и фрустрирующих ситуациях

1.1 Образы  мужчин и женщин в массовом  сознании

1.2 Поведение  мужчин и женщин в конфликтных  ситуациях

1.3 Стереотипы  и реальное поведение мужчин  и женщин в конфликтных ситуациях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном  обществе очень популярна идея равенства  полов. Но так ли они равны на самом  деле? Или люди до сих пор пользуются веками накопленными стереотипами, которые  пусть и не в явной, а скрытой  форме, но влияют на поведение и отношение  полов друг к другу? На наш взгляд это очень важные вопросы, которые  крайне актуальны, так как в настоящее  время в современной науке  большое внимание стало уделяться  проблеме гендера (gender - социальный пол) и развития гендерного направления гуманитарных наук.

Темой данной работы является реальные гендерные модели и стереотипы поведения людей в конфликтных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Стереотипы и поведение людей  в конфликтных и фрустрирующих ситуациях 

 

1.1 Образы мужчин и женщин в  массовом сознании

Стереотипы  – это веками складывающиеся представления  об образах окружающего мира, которые  передаются из поколения в поколение  и присваиваются ребенком как  безусловные правила, законы либо нормы  поведения.

Гендерные стереотипы – это один из видов стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о мускулинном и феминном.

Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ. В основе производства социального стереотипа лежит психологический феномен  генерализации, обобщения, схематизации данных опыта.

Особенностями социального стереотипа как регулятора социальных отношений является феномен  поляризации качеств человека и  жесткая фиксированность такой полярной дихотомии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише. Американский социальный психолог Г. Тэшфелл пришел к следующим выводам относительно социальных стереотипов:

1) Люди с  легкостью проявляют готовность  характеризовать обширные человеческие  группы или социальные категории  недифференцированными, грубыми,  пристрастными признаками.

2) Такая категоризация  отличается прочной стабильностью  в течение очень длительного  времени.

3) Социальные  стереотипы в некоторой степени  могут изменяться в зависимости  от социальных, политических или  экономических изменений, но этот  процесс происходит крайне медленно.

4) Социальные  стереотипы становятся более  отчетливыми, «произносимыми» и  враждебными, когда возникает  социальная напряженность между  группами

5) Стереотипы  усваиваются очень рано и используются  детьми задолго до возникновения  ясных представлений о тех  группах, к которым они относятся.

6) Социальный  стереотип не представляет большой  проблемы, когда не существует  явной враждебности в отношении  групп, но их очень трудно  модифицировать и управлять ими  в условиях напряженности или  конфликта.

Гендерные стереотипы – это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

Ю.Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, «литейными формами, в которые отливаются потоки общественного мнения. Социальные стереотипы отражают две особенности общественного  мнения:

1. существование  предельно стандартизированных  и упрощенных форм выражения  и предзаданность,

2. первичность  этих форм по отношению к  конкретным процессам или актам  общения.

Стереотип не только выделяет статистически среднее  мнение, но и задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец  социально одобряемого или социально  допустимого поведения». Шаблоны, в  том числе и вербальные, предшествуют самому действию: каждый индивид, вступая  в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов. Стереотипы общественного мнения задаются и  обновляются средствами и средой самого общения, в том числе средствами массовой информации». Социальные стереотипы, пишет Ю.Левада, действуют в тех  ситуациях, когда сложное явление  упрощается до знакомого и привычного образца, взятого из арсенала исторической памяти, известного чужого примера  и пр., вплоть до мифологических схем. Опознание (отнесение к известной  схеме) в таких процессах, очевидно, заменяет понимание. В то же время  стереотип может выступать и  в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образцы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой.

Стереотипы  имеют следующие функции:

1)обобщающая  функция, (упорядочивание информации);

2) аффективная  функция (противопоставление «своего»  и «чужого»);

3)социальная  функция (разграничение «внутригруппового»  и «внегруппового»), выполнение которых приводит к социальной категоризации и образованию структур, на которые люди ориентируются в обыденной жизни.

Можно выделить множество бинарных оппозиций, стереотипно  приписываемых мужчине и женщине:

·          Логичность – интуитивность, абстрактность – конкретность. Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью и абстрактностью, а женственность – с интуитивностью и конкретностью.

·          Инструментальность – экспрессивность, сознательность – бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны.

·          Власть – подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть-подчинение.

·          Порядок – хаос. Философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н.А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка». Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала.

·          Независимость, индивидуальность – близость, коллективность. Важныйгендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения.

·          Сила Я – слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. Женщина считается боле слабой, зависящей от силы личности мужчины.

·          Импульсивность, активность – статичность, пассивность. Во многих мифах женщина представляется пассивным началом, а мужчина активным.

·          Непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм. Также бытует мнение, что женщин отличает консерватизм, верность всему состоявшемуся, мужчин же – радикализм, непостоянство.

Можно еще  отметить несколько основных стереотипов  массового сознания:

• «Дело женщины  – домашнее хозяйство и воспитание детей»;

• «Принятие  решений – мужское дело»;

• «Женщина без  мужчины – неполноценный член общества»;

• « Мужчина  во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины»

• «Бабы –  дуры» и т.п.

Американские  психологи Кэй До и Тима Эмсвейлер провели эксперимент. Студентов и студенток познакомили с весьма успешными результатами, которых добился их коллега (мужчина или женщина) при выполнении сложного задания. После этого испытуемых просили высказать собственное мнение о том, что, с их точки зрения, послужило причиной успеха. Оказалось, что и студенты, и студентки приписывали достижения мужчины почти исключительно его способностям, в то время как на успехи женщины, по оценкам обеих групп, больше повлияла удача.

Можно назвать  и множество других стереотипов  такого рода. Так, например, стереотипное представление о мужчине как  лидере в равной степени характерно и для мужчин, и для женщин.

Ниже представлено стереотипное описание характерных  мужских и женских черт, полученное в исследовании американских студентов, проведенном в конце 70-х годов.

Характерные черты мужчины: сильный, склонен  к занятиям спортом; меньше беспокоится  о своей внешности и почти  не боится старости; выполняет роль кормильца семьи; имеет опыт сексуальной  жизни; неэмоционален, стоек; логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом; стремится к власти и лидерству; независим, свободен; активен; стремится к успеху, честолюбив.

Характерные черты женщины: слабая, не склонна  к занятиям спортом; беспокоится  о своей внешности и боится старости; проявляет привязанность  к семье; добродетельна; эмоциональна, нежна; легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией; уступчива, услужлива; зависима, в большой мере нуждается в защите; пассивна; робкая, застенчивая.

Ильин в своей  книге « Дифференциальная психофизиология  мужчины и женщины» приводит ряд  подобных исследований различных авторов: «И. Броверман с соавторами попросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств:

мужчины - агрессивные, предприимчивые, доминирующие, независимые, неэмоциональные, легко принимают  решения, самодостаточны;

женщины –  тактичные, нежные, разговорчивые, интересуются собственной внешностью, нуждается  в защите, аккуратные, спокойные.

Это исследование Броверман проводил в 1972 году. В наше время эти качества уже не так категорично делятся на мужские и женские, хотя общая тенденция сохраняется.

Дж. Мак-Ки и  А. Шериффс пришли к выводу, что типично мужской образ- это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типичный женский образ напротив включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку.

В целом мужчине  приписывается больше положительных  качеств, чем женщинам. При этом ученые считают, что чрезмерная акцентуация  как типично маскулинных, так и типично фимининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость авторитаризм, излишний рационализм и т.п., женщин - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т.п.

Приведем  пример, иллюстрирующий предрассудок в гендерной сфере. Девушек-студенток просили познакомиться с научными статьями и оценить их с точки зрения профессионализма, компетентности, стиля и т.п. Некоторые студентки получили статьи, подписанные авторами-женщинами, другие - те же статьи, но подписанные авторами-мужчинами. Оказалось, что студентки значительно выше оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами. Т.е. предрассудки в отношении представителей собственной гендерной группы привели к низкой интеллектуальной оценке труда других женщин.

На формирование стереотипов сильное влияние  оказывает менталитет. Изучением  этого феномена занимались Дж. Уильям и Д. Бест. Они предложили испытуемым из 25 стран использовать 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающие личностные черты, для характеристики мужчин и женщин. В Нигерии слова заносчивый, грубый, ленивый, шумный были отнесены к женщинам. В Японии хвастливыми, несносными и неорганизованными тоже были женщины.

В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцировка  полов была резко выраженной, в  других (Индия, Шотландия)- слабо выраженной. В ряде стран описание мужчин было более отрицательным».

Можно сказать, что причисляя определенное качество одному из полов, каждая страна создает  свои гендерные стереотипы.

В России этой проблемой занималась Т.И. Юферева, Е.В. Каган, И.С. Клецина, В.Г. Горчакова.

Клецина в результате опроса 70 студенток выявила характеристики, которые приписывались мужчинам (математические способности, логическое мышление, агрессивность, стремление руководить, авторитарный стиль общения) и женщинам (забота о детях, боязливость, уступчивость, эмоциональность, тревожность). В целом эти данные подтверждают уступчивость гендерных стереотипов в сознании женщин.

В.Г. Горчакова  выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина воспринимается как  носитель эстетической функции: красивая, обаятельная, женственная. Об этом заявили 60% женщин и 68% мужчин. Мужчина в общественном сознании должен быть мужественным, сильным, надежным. Так считают 69% женщин и 61% мужчин.

Одно из последних  исследований стереотипов проведенное  Котовым М.А. с помощью метода семантического дифференциала метод  семантического дифференциала позволяет  находить усредненные показатели, выделять типы людей, обладающих сходным восприятием  рассматриваемого объекта. С помощью  этого метода возможна жесткая формализация опроса, что позволяет получить более  или менее адекватную информацию о довольно тонких психологических  структурах – гендере и стереотипах.

Используя семантический  дифференциал, можно операционально «улавливать» эмоциональную сторону смысла, вкладываемого респондентом в рассматриваемые объекты. Как любой способ такого рода, он опирается на определенную модель, определенную теорию исследователя о том, каким образом изучаемые не поддающиеся непосредственному измерению «смыслы» и «значения» могут проявиться во внешнем поведении человека. Это внешнее поведение проявляется в ответах индивида на предложенные ему вопросы. Другими словами, так мы получаем невербальную информацию вербальными методами.

Этот метод  был разработан в 1952 году группой  американских психологов во главе с  Ч. Осгудом. Анализ полученных данных показывает, что гендерные стереотипы сегодняшних студентов отражают традиционные ценности и идеалы, хотя к ним примешиваются и новые взгляды на предназначение полов.

Информация о работе Гендерная психология