Гендернные особенности проявления агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить гендерные особенности проявления агрессии в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности, и изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
2. Охарактеризовать особенности подросткового возраста, причины агрессивности подростков и их типологию.
3. провести эмпирическое исследование агрессивного поведения детей
подросткового возраста;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АГРЕССИИ 6
1.1 Природа агрессии и подходы к ее изучению. 6
1.2 Гендерные отличия агрессивного поведения. 15
1.3. Подростковая агрессивность. 18
1.3.1 Различия в проявлении агрессивности 21
мальчиков и девочек. 21
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО 24
СОСТОЯНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1. Апробация исследования агрессии у подростков 24
с помощью теста Басса-Дарки. 24
2.2 Анализ результатов 26
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по коррекции 31
агрессии у подростков. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 37
Литература: 37
Интернет ресурсы: 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 108.15 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АГРЕССИИ 6

1.1  Природа агрессии и подходы к ее изучению. 6

1.2 Гендерные отличия агрессивного поведения. 15

1.3. Подростковая  агрессивность. 18

1.3.1 Различия в проявлении агрессивности 21

мальчиков и девочек. 21

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО 24

СОСТОЯНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 24

2.1. Апробация  исследования агрессии у подростков 24

с помощью  теста Басса-Дарки. 24

2.2 Анализ результатов 26

2.3 Психолого-педагогические рекомендации по коррекции 31

агрессии у подростков. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 37

Литература: 37

Интернет  ресурсы: 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 39

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы исследования. Учащение агрессивных проявлений является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу.

Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в настоящее время агрессия является предметом активных научно–практичных исследований. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, информационная усталость, обилие насилия на телеэкранах – эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности. В данных условиях становится актуальным анализ проблемы проявлений и уровня агрессии. Если агрессия как общий психический и социальный феномен часто выступает предметом исследований, как в Российской Федерации, так и за рубежом (К. Лоренц, К. Хорни, О.Ф. Кернберг, Л. Семенюк, А.Басе, Л. Берковиц, Т.Г. Румянцева и др.), то гендерные различия в агрессии изучены недостаточно.

Подростковый возраст– это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей тендерной роли. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина – нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п. На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой.

Новые возможности для исследования и коррекции агрессивности открывает  гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на психические явления, и в то же время нет поляризации и иерархии «мужского» и «женского». Методологические основы гендерного анализа в психологии разрабатываются как зарубежными – Ш. Берн, К. Бьерквист, К. Дьюкс, А. Игли, К. Лагерспетц, Д. Фаррингтон, К. Уэст и Д. Зиммерман, так и отечественными исследователями Н.И. Абубакирова, О.А. Воронина, Т.А. Гурко, Е. Здравомыслова, А. Темкина, И.С. Клецина, Л. Попова, Л.П. Репина, Н.А. Челышева и др.

Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками.

Объект исследования: агрессия

Предмет исследования: проявление агрессии в подростковом возрасте у мальчиков и девочек.

        Цель: изучить гендерные  особенности проявления агрессии в подростковом возрасте.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ  проблемы агрессии и агрессивности, и изучить гендерные проявления агрессивного поведения.

2. Охарактеризовать особенности подросткового возраста, причины агрессивности подростков и их типологию.

  3. провести эмпирическое исследование агрессивного поведения детей  

 подросткового  возраста;

Гипотеза: вероятно существуют различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подростков.

Степень и уровень разработанности  проблемы исследования составляют работы, посвященные проблеме психического развития подростков (Морозова Е. С, Волков Б. В), классические и современные представления о природе и механизмах агрессии (З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, С. Розенцвейга, А. Бандуры, А. Басса, Л.М. Семенюк и др.).

          Метод исследования: анализ теоретических источников и тестирование.

Методики исследования: В работе применялись стандартизированная психодиагностическая методика для выявления особенностей агрессивности - опросник Басса-Дарки

  Практическая значимость: исследования определяется возможностью использовать основные результаты работы в учебном процессе, при подготовке специализированных лекционных курсов по психологии и педагогике, а также в профессиональной подготовке специалистов по психологии.

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АГРЕССИИ

      1.  Природа агрессии и подходы к ее изучению.

 

Агрессия - это сложный, многоуровневый феномен, в отношении которого не существует общепринятого мнения: посредством него обозначают разнообразные по целям, механизмам, методам и результатам индивидуальные и групповые воздействия людей. Поэтому все современные исследования ориентированы на комплексное изучение различных уровней и компонентов агрессии.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Выделим основные определения в  соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

Под агрессией понимается сильная  активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)

Агрессия - реакция, в результате которой  другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)

Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи (Л.М. Семенюк).

Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее  боль окружающим, поведение (Паренс Г).

Имеющиеся определения можно условно  разделить на 2 большие группы:

1. Представление об агрессии  как мотивированных действиях,  нарушающих нормы и правила,  причиняющих боль и страдания.  В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба. (Авторы А. Бандура и У Уолтерс.)

2. Агрессия как акты враждебности  и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. [1;с.7].

Из отечественных психологов эту  точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева  и И.Б. Бойко. Они рассматривают  агрессию как форму социального  поведения, которое реализуется  в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным  при двух условиях: когда имеют  место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.

Итак, рассмотрев основные подходы  к определению агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что  агрессия - это модель поведения, а  не эмоция или мотив.

Необходимо разграничивать понятия  «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или  коллективное), направленное на нанесение  физического, либо психологического вреда  или ущерба.

Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Степень агрессивности бывает различной - от едва заметной до максимальной. Чрезмерное развитие агрессии начинает определять весь облик личности, превращая ее в конфликтную. В своем крайнем выражении она становится патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и превращается в привычный способ поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Существуют отличные друг от друга  группы теорий агрессии, которые мы рассмотрим в той последовательности, в какой они создавались.

Начало изучения психологических  механизмов агрессивности связано  с именем Зигмунда Фрейда, выделившего  два фундаментальных инстинкта - жизни (созидательное начало в человеке, проявляющееся в сексуальном  влечении, Эрос) и смерти (разрушительное начало, с которым и связывается  агрессивность, Танатос). Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Поэтому и агрессивность - неотъемлемое свойство человеческой природы.

Согласно указанной теории (теория влечения) накапливающаяся энергия агрессивного драйва время от времени должна получать разрядку во вспышках агрессивности. Психологи, которые придерживаются данного направления считают: чтобы не произошло неконтролируемого насилия, реализации агрессивности, подобная энергия должна постоянно разряжаться (в наблюдениях за жестокими действиями, разрушении неодушевленных предметов, участии в спортивных состязаниях, достижении позиций доминирования, власти и пр.).

Есть теория, которая уподобляет агрессивность человека поведению  животных и объясняет ее чисто  биологически - как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения  себя, своей жизни через уничтожение  или победу над соперником. Подобное положение содержится в этологической теории агрессивности.

Сторонники этологической теории рассматривают агрессивное поведение  человека как спонтанную врожденную реакцию. Эта точка зрения нашла  свое в работах К. Лоренца. По его мнению, в организме животных и человека должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится (в частности, у некоторых видов животных подобная разрядка наблюдается при вторжении на территорию данной особи незнакомого представителя своего вида). [2;с.216].

Лоренц допускает возможность  регуляции агрессивности и возлагает  надежды на воспитание, усиление моральной  ответственности людей за свое будущее.

Более понятными и на сегодняшний  день гораздо лучше изученными являются половые различия агрессивного поведения, обусловленные особенностями социализации. Проведенные исследования показывают, что в целом мальчики агрессивнее  девочек, а мужчины агрессивнее  женщин. По-видимому, у женщин агрессивные  действия тормозятся сильнее. Проявив  агрессию, они скорее будут реагировать  на нее чувством вины и страха. Однако из анализа литературы по экспериментальным  исследованиям видно, что картина  не столь уж единообразна, как это  могло бы показаться при поверхностном  рассмотрении.

К представителям теорий влечения следует  отнести также Мак-Дугалла. В его перечне 12 основных инстинктов мы находим «агрессивность» с соответствующей ей эмоцией гнева.

Агрессивное поведение достаточно подробно изучалось бихевиористами, связывающими агрессию с фрустрацией. Под последней, понимается эмоциональное состояние, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Это - невозможность удовлетворить потребности.

Следовательно, любая агрессия вызвана конкретной фрустрацией. Виды агрессивности:

  • прямая (брань, драка и т.п.) или косвенная (насмешка, критика);
  • непосредственная (в текущее время) или отсроченная;
  • направленная на другого человека или себя самого (обвинение себя, плач, самоубийство).

Фрустрации и агрессия возникают  в результате социального сравнения: «Мне дали меньше, чем другим», «Меня  любят меньше, чем других». Фрустрация способна накапливаться, усиливая и  закрепляя агрессивность человека либо формируя у него комплекс неполноценности (агрессия против самого себя). В конечном счете это выплескивается вовсе  не на виновника фрустрации (он сильнее, благодаря ему она возникла), а на тех, кто слабее (хотя они фактически не виноваты), или тех, кого посчитали врагом.

Информация о работе Гендернные особенности проявления агрессии