Гендерное воспитание девочек и мальчиков в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:27, реферат

Описание работы

«Дочки и сыночки». Конспект родительского собрания по теме «Гендерное воспитание»
Дорогие коллеги, при составлении конспекта родительского собрания по теме «Гендерное воспитание», я воспользовалась статьями из Интернета и материалами различных авторов. Я не специалист по данному вопросу, и поэтому, выношу данный конспект на ваш дружеский суд.
Цель собрания:
повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Ход собрания:
Родился ребенок. Маленький человечек, новый житель Земли. Когда родителям задают вопросы: «Кто у вас родился? Мальчик или девочка? А кого хотели? ». Они часто отвечают: «Да какая разница, кто родился, главное - он есть, наш ребенок». Действительно, рождение человека- это радость! Но родители еще не знают и не подозревают, какая огромная разница существует между мальчиком и девочкой. Как надо воспитывать мальчика, на что больше обращать внимание в воспитании девочки? Почему девочки «капризульки» и «плаксы», а мальчики драчуны? А почему иногда бывает наоборот: девочка - забияка и грубиянка, а мальчик тихий, послушный, больше похожий на девочку. Что нужно делать, чтобы мальчик вырос настоящим мужчиной, а из девочки получилась хорошая хозяйка и любящая мама? Эти вопросы в определенный момент возникают перед родителями.
Поэтому сегодня я хочу поговорить с вами, уважаемые папы и мамы, о гендерном воспитании. «Что же это такое и с чем его едят? » - спросите вы и будете правы. Обо всем по порядку. Начнем с самого определения.
Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна. Современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным. А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потеряли свою женственность.
Что же нам с вами необходимо для этого делать?
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Педагоги и специалисты создают условия для формирования психических функций (памяти, внимания, мышления) и реализации творческих способностей, а также для формирования полоролевых представлений. Предметно-развивающая среда в группе учитывает возраст, уровень развития детей, половой состав групп, способности, интересы, склонности воспитанников, гендерную социализацию. В детских садах с детьми регулярно проводятся праздники и развлечения, на которых дети расширяют и закрепляют знания и представления о полоролевом поведении. В групповых комнатах созданы уголки для сюжетно-ролевых игр как для мальчиков (игры с машинами, конструкторами, так и для девочек (семья, салон красоты).
Показ слайдов из жизни в группе.
Возникает резонный вопрос: когда начинать гендерное воспитание? Специалисты пришли к мнению, что гендерное воспитание должно осуществляться с самого раннего возраста, когда дети еще не посещают детский сад, а значит – в семье. Дети, как правило, стараются быть похожими на своих родителей и копируют их модель поведения. Значит, для успешного воспитания ребенка в этой области, необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль.
Не следует думать, что мальчики и девочки различаются только по половому поведению. Психологи установили, что у детей разного пола и психические познавательные процессы развиваются по – разному.
Возможно, педагоги зря поднимают такую проблему? Давайте обсудим – как, по Вашему мнению, нужно ли гендерное воспитание?
Я хочу предложить Вам небольшую деловую игру «Ораторы – оппоненты – эксперты». Разделимся на группы (родители вытягивают картинки с рисунками девочек и мальчиков) .
Ораторы – люди, отстаивающие свою точку зрения. Приводят веские доводы, которые подтверждают их мнение. Это у нас будут родители, вытянувшие картинки с изображением девочек.
Оппоненты – группа, которая отстаивает противоположную точку зрения, даже если не согласны с ней. Им необходимо привести такие аргументы, которые не оставят сомнений в правоте именно их точки зрения. Ими у нас будут родители, вытянувшие картинки с изображением мальчиков.
Эксперты – выслушают и тех и других, могут согласиться и с той и с иной группой, а могут высказать и свое мнение. В роли экспертов у нас выступят психолог и воспитатели.
Для ораторов и оппонентов я хочу предложить для обсуждения такой вопрос: «Где нужно вести гендерное воспитание, в семье или детском саду? Постарайтесь обосновать свой ответ. Ораторы – приведите 5 причин, по которым такие вопросы стоит решать только в семье. Оппоненты – 5 причин, что ими стоит заниматься только в детском саду. Экспертам предлагается выслушать мнения обеих групп и вывести наиболее приемлемый, по их мнению, вариант.
Теперь давайте поменяемся ролями. Обсудим вопрос – важно ли для воспитания наличие двух родителей или достаточно одного?
А сейчас, уважа

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 по теме

«Гендерное воспитание дошкольников»

 

 

 

 

 

Воспитатель МБДОУ №37

Н.Ю. Телеш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ст. Новопокровс

 

1 слайд.    Я Телеш Н.Ю.

                 Опыт моей работы «Гендерное воспитание дошкольников»

 

2 слайд 

Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, я заметила, что многие девочки лишены нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, нерешительны, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

    Социальные изменения привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. 
Демократизация отношений полов повлекла  
смещение половых ролей.

 

       3 слайд

Цель:ЦЕЛЬ МОЕГО ОПЫТА РАБОТЫ-

      Формирование у ребёнка устойчивого понятия своего пола и стереотипа поведения – «Я – девочка», «Я – мальчик».

 

4 слайд

Задачи:

       Углублять знания о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.

       Учить понимать качества, присущие разным полам: мужские – смелость, мужество, доброта; женские – заботливость, ласка, капризность.

       Воспитывать положительное отношение к своему социальному полу.

       Воспитывать интерес к окружающим людям.

       Закладывать основы будущих социальных ролей.

 

5 слайд

Свою  работу разбила на 4 этапа:

1.Подбор теоретического  и практического материала.

 

2.Работа с родителями.

 

3.Построение развивающей  среды в группе.

4.Работа с детьми.

 

На первом этапе мною был подобран теоретический и практический материал по данной теме и донесён  до педагогов ДОУ. На педагогическом совете я провела консультацию по теме :

«Гендерное воспитание дошкольников».

 

         6слайд

На втором этапе привлекла родителей к участию в педагогическом процессеДля полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью мною проводились  различные формы работы с родителями:

1.-Анкетирование родителей

2- Родительское собрание «Гендерное воспитание дошкольников»

3-консультации с презентациями,

4-наглядная информация по таким темам: «Мир мальчиков и девочек» « как и во что играют мальчики и девочки»

 На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В группе оформлена фотогазета «Моя дружная семейка». Проведена выставка творческих семейных работ среди родителей «Наши руки не знают скуки».


 

7 слайд

Третий этап – построение соответствующей развивающей среды. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

 

8слайд   Внедрение гендерных технологий в нашем ДОУ происходит: 
- посредством народных сказок, пословиц, поговорок, 
Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям  русские народные сказки.

 

9слайд  В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки.

 

10 слайд -Мальчики любят  шумные игры наполненые движениями

В игровых зонах своей группы я создала условия для сюжетно-ролевых игр, в которые играют мальчики «Строители», «Моряки», «Шофёры» и др.

 

11  слайд -  Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы,Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами.

 

 

12 слайд-   На  четвёртом этапе, работа с детьми. 

Гендерное воспитание проявляется  в разных  формах работы с детьми:    

 

        13 слайд- Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей помогает -игровая деятельность

         14 слайд-Увлекательные игры

 

          15 слайд -игры драматизации

Организация совместных игр, в процессе которых дети   действуют сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.

 

 

                  16 слайд Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на  мягкости движений. В музыкально-ритмических движениях мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).

 

              17 слайд Одним из приоритетных направлений  является физическое развитие воспитанников на  физкультурных занятиях  Акцентрируется внимания детей на мужские и женские виды спорта.

В нашей группе создан спортивный  уголок в соответствии с потребностями мальчиков и девочек.

 

              18 слайд-Праздники ,развлечения

 

               19 слайд- режимные моменты

 

              20 слайд-Участие в мероприятиях,организованых в группе

 

21 слайд СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:              

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, Надо помочь ребенку реализовать эти представления.Большую роль играет  личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.-это участие родителей в спортивных развлечениях.


 

22 слайд-выставки поделок,

 

23 слайд- выставки

            

               


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

 Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, я заметила, что многие девочки лишены нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, нерешительны, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

 Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли.

 Кроме того, в процессе трудовой деятельности дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали нас».

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, это позволило мне сделать вывод о создании в ДОУ долгосрочного проекта по  данной теме. Свою работу я разбила на четыре этапа.

На первом этапе мною был подобран теоретический и практический материал по данной теме и донесён  до педагогов ДОУ. На педагогическом совете я провела консультацию по теме «Гендерное воспитание дошкольников».

На втором этапе  привлекла родителей к участию в педагогическом процессе. С этой целью  провела родительское собрание «Влияние средств массовой информации на формирование полоролевого поведения в детском саду»; консультации с презентациями, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мир мальчиков и девочек» «Как и во что играют мальчики и девочки» и др. На родительском собрании производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В группе оформлена фотогазета «Моя дружная семейка». Проведена выставка творческих семейных работ среди родителей «Наши руки не знают скуки».

Третий этап – построение соответствующей развивающей среды.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В своей группе я создала условия для сюжетно-ролевых игр, в которые играют мальчики «Строители», «Моряки», «Шофёры» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Дочки - матери», «Парикмахерская» и другие со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаю преодоление разобщённости между ними и организацию совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки.

На заключительном, четвёртом этапе, работа с детьми. 

Педагогический процесс выстроен таким образом, что при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности я использую дифференцированный подход. При организации и проведении НОД учитываю психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение.

Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

1.Средства 
2. Методы 
3.Формы 
Средства: 
• игры 
• народные сказки 
• пословицы 
• колыбельные песни 
Методы: 
• игры  
• познавательно-развивающие этические беседы 
• проблемные ситуации 
• схемы-действия 
Формы:  
• игровая деятельность 
• экспериментальная 
• проблемно – поисковая

 

Внедрение гендерных технологий в нашем ДОУ происходит 
посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок, материнского фольклора.

Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня (картотека). Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости не возьмёшь крепости».

 Охотно использую в образовательном процессе игровое моделирование и прогнозирование ситуаций. Прогнозирование – детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что-то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»  
Например: Даша и Соня не поделили игрушку.  Что может произойти, если никто не уступит? Как исправить такое положение?

Моделирование – каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора. Например: 
У Зарины именины, ты:

- даришь поделку, сделанную своими руками;

- даришь открытку;

- даришь свою любимую игрушку;

- никак не реагируешь.

 

 

Сюжетно – ролевые игры: «Дочки – матери», «Дети заболели», «День рождения», «Автобус», «Больница», «Магазин».

Игры – драматизации – «Теремок», «Репка», «Сказка на новый лад».

Информация о работе Гендерное воспитание девочек и мальчиков в ДОУ