Гендерные аспекты макиавеллизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основании экспериментального исследования изучить гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе. Объект исследования: макиавеллизм в подростковой группе. Предмет исследования – гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе. Теоретический анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать гипотезы: 1. Мальчики и девочки подросткового возраста в равной степени склонны к манипулированию. 2.Склонность к манипулированию оказывает влияние на удовлетворенность отношениями, повышая удовлетворенность у манипуляторов. 3. Склонные к манипулированию мальчики и девочки подросткового возраста обладают рядом специфических личностных черт.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ……………………………………………………..8
I.1. Подростковый возраст и его психологические особенности………………...8
I.1.1. Подростковый возраст в свете разных концепций………………………….8
I.1.2. Индивидуально-психологические особенности подростков……………...17
I.1.3. Развитие психических функций в подростковом возрасте………………..20
I.2. Сущность, понятие «макиавеллизм»………………………………………….22
I.2.1. Манипуляция как вид психологического воздействия у подростков…….22
I.2.2. Исторические аспекты изучения макиавеллизма………………………….26
I.2.3. Манипулятивные качества как фактор ценностно-смыслового самоопределения личности………………………………………….……………..28
I.3. Гендерные исследования в психологии………………………………………32
I.3.1. Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии……………………………………………………………………….…32
I.3.2. Проблема гендерной психологии…………………………………………...34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………….…….37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ ……....39
II.1. Программа констатирующего эксперимента…………………………....39
II.1.1. Цель, предмет и гипотезы исследования…………………………….........39
II.1.2. Организация констатирующего эксперимента…………………………....41
II.1.3. Методы исследования……………………………………………………....43
II.1.3.1. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера..45
II.1.3.2. Методика ценностные ориентации М.Рокича…………………………..48
II.1.3.3. Шкала макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси……………………………..51
II.2. Общая психолого-педагогическая характеристика детей…………..…53
II.2.1. Половозрастные соотношения в группах испытуемых………………......53
II.2.2. Особенности психического развития в группах испытуемых…………...55
II.3. Анализ экспериментальных данных………………………………...........60
II.3.1. Результаты исследования уровня субъективного контроля по методике Дж. Роттера…………………………………………………………………………60
II.3.2. Результаты исследования ценностно-мотивационной сферы подростков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»…………………………..…62
II.3.3. Результаты исследования склонности к манипуляции другими людьми в межличностных отношениях по шкале макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси.…64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………..……………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....………..67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...………..………....69

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Gendernye_aspekty_makiavellizm.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4

ГЛАВА I. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ……………………………………………………..8

I.1. Подростковый возраст и его психологические особенности………………...8

I.1.1. Подростковый возраст в свете разных концепций………………………….8

I.1.2. Индивидуально-психологические особенности подростков……………...17

I.1.3. Развитие психических функций в подростковом возрасте………………..20

I.2. Сущность, понятие «макиавеллизм»………………………………………….22

I.2.1. Манипуляция как вид психологического воздействия у подростков…….22

I.2.2. Исторические аспекты изучения макиавеллизма………………………….26

I.2.3. Манипулятивные качества как фактор ценностно-смыслового самоопределения личности………………………………………….……………..28

I.3. Гендерные исследования в психологии………………………………………32

I.3.1. Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии……………………………………………………………………….…32

I.3.2. Проблема гендерной психологии…………………………………………...34

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………….…….37

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ ……....39

II.1. Программа  констатирующего эксперимента…………………………....39

II.1.1. Цель, предмет и гипотезы исследования…………………………….........39

II.1.2. Организация констатирующего эксперимента…………………………....41

II.1.3. Методы исследования……………………………………………………....43

II.1.3.1. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера..45

II.1.3.2. Методика ценностные ориентации М.Рокича…………………………..48

II.1.3.3. Шкала макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси……………………………..51

II.2. Общая психолого-педагогическая  характеристика детей…………..…53

II.2.1. Половозрастные соотношения в группах испытуемых………………......53

II.2.2. Особенности психического развития в группах испытуемых…………...55

II.3. Анализ экспериментальных данных………………………………...........60

II.3.1. Результаты исследования уровня субъективного контроля по методике Дж. Роттера…………………………………………………………………………60

II.3.2. Результаты исследования ценностно-мотивационной сферы подростков  по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»…………………………..…62

II.3.3. Результаты исследования склонности к манипуляции другими людьми в межличностных отношениях по шкале макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси.…64

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………..……………………………..66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....………..67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...………..………....69

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...72

 

ВВЕДЕНИЕ

Гендерная психология – новое научное направление, которое хотя и имеет довольно веские основания для существования, но долгое время не развивалось как самостоятельная область психологического знания.

Очень важно заметить, что изучением  индивидуальных особенностей людей  психология занималась давно. В основе такой направленности, лежит понятие  о неповторимости каждого человека как личности.

В процессе психологических исследований был накоплен немалый опыт, говоривший о том, что индивидуальные различия людей основаны не только на их личностных особенностях, но и на их гендерных особенностях. [Клёцина, 2003]

Важно заметить, что силой и степенью развития многих психических и физиологических процессов мужчины отличаются от женщин. Основы этих различий лежат в специфике гендера.

Речь идет о психофизиологических различиях людей разного пола, которые сказываются на развитии их личности, эмоционально-волевой сфере, познавательных и коммуникативных способностях.

Исходя из этого, можно говорить, об актуальности развития гендерного вопроса в контексте общей  психологии.

Современный этап развития психологической науки характеризуется  усилением внимания к изучению различных особенностей детского развития, в частности, особенностям развития личности в подростковый период.

Отечественные психологи (Е.И. Головаха, И.С. Кон, В.И. Слободчиков) в своих исследованиях отмечают характерный для подростков завышенный уровень притязаний, сочетающийся с недостаточной самостоятельностью и готовностью к самоотдаче для достижения поставленных целей. Социологические исследования последних лет показывают, что по сравнению с предыдущими поколениями нынешнее молодое поколение стремится к достижению личного успеха, выбору собственных целей и независимости [12].

Проблема предпочтения манипулирования и факторов его  определяющих становится наиболее актуальной для подросткового возраста.

Манипуляция относится  к классу явлений, содержащих в себе противоречие: с одной стороны, знание о манипуляции присутствует у каждого человека, с другой стороны, манипуляция ещё слабо изучена специалистами-психологами.

Манипуляция — это  вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет  к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями [4].

Манипулятивное поведение  рассматривалось такими психологами, как Э. Фромм, Э. Берн, М. Джеймс и Д. Джонгвард, У. Новак и В. Каппони, Э. Шостром, В. Сатир, А.Б. Добрович, Е.Л. Доценко и др.

Одним из свойств личности, которое в наибольшей степени  связано с манипуляцией является макиавеллизм. Макиавеллизм в современной  психологии описывается двумя главными характеристиками: во-первых, убеждением субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать и, во-вторых, навыками, умениями манипулирования [24].

Макиавеллизм является одним из понятий, характеризующих  отношение к другому человеку как к средству, которым можно  пренебречь в погоне за личным благом.

В настоящее время  обнаружено мало данных о гендерных  аспектах склонности к манипулированию. Вопрос о гендерных различиях  часто ставится как вопрос о соотношении  прямого и косвенного влияния  в поведении мальчиков и девочек  в подростковом возрасте. Различные авторы по-разному определяют это соотношение. Можно отметить, что большинство работ, посвященных межличностной манипуляции, являются, в основном, умозрительными. Слабая разработанность методов диагностики манипуляции ограничивает возможности ее эмпирического изучения .

С учетом отмеченных обстоятельств темой данной курсовой работы стало изучение гендерных аспектов макиавеллизма в подростковой группе.

Цель работы: на основании экспериментального исследования изучить гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе.

Объект исследования: макиавеллизм в подростковой группе.

Предмет исследования – гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе.

Теоретический анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать гипотезы:

1. Мальчики и девочки  подросткового возраста в равной  степени склонны к манипулированию.

2.Склонность к манипулированию  оказывает влияние на удовлетворенность  отношениями, повышая удовлетворенность  у манипуляторов.

3. Склонные к манипулированию  мальчики и девочки подросткового возраста обладают рядом специфических личностных черт.

Поставленная цель и  выдвинутые гипотезы определили следующие задачи исследования:

  1. Теоретически изучить основные подходы к проблеме макиавеллизма в подростковом возрасте.
  2. Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
  3. Проанализировать общие и специфические особенности личности подростков, склонных к макиавеллизму
  4. Экспериментально исследовать гендерный аспект макиавеллизма в подростковой группе.

Для реализации поставленных цели и задач использовался комплекс методов:

  1. Беседа, направленная на установление доверительных отношений и получение первичной информации.
  2. Метод наблюдения для первичного изучения гедерных аспектов макиавеллизма в подростковой группе.
  3. Психодиагностические методики для исследования гендерных аспектов макиавеллизма в подростковой группе:
    • методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера;
    • методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
    • шкала макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси.

 

 

 

ГЛАВА I: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ

I.1. Подростковый  возраст и его психологические особенности

I.1.1. Подростковый возраст в свете  разных концепций

Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской  и американской психологии развития, несмотря на неадекватную, в основном биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон для раскрытия и понимания новых тенденций в изучении отрочества, которые намечаются в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и его школы.

Л.С.Выготский(1994) подробно рассматривал проблему интересов в  переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Он писал, что все психологические  функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С.Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: "Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком" [8]

Л.С.Выготский (1994) перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это:

1. "эгоцентрическая  доминанта" (интерес подростка  к собственной личности);

2. "доминанта дали" (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для  него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);

3. "доминанта усилия" (тяга подростка к сопротивлению,  преодолению, к волевым напряжениям,  которые иногда проявляются в  упрямстве, хулиганстве, борьбе  против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);

4. "доминанта романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к  героизму).

Л.С.Выготский, как и  Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С.Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. "Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятиях",- писал он.

Согласно Л.С.Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение "уходит в сферу фантазии". Говоря о фантазии подростка, Л.С.Выготский отмечал, что "она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя". Подросток прячет свои фантазии "как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии". [8]

Л.С.Выготский отмечал  также еще два новообразования  возраста. Это развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С.Выготский, зависит от культурного содержания среды.

В концепции Д.Б.Эльконина  подростковый возраст, как всякий новый  период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

- Вновь возникают трудности  в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

Информация о работе Гендерные аспекты макиавеллизма