Гендерные особенности сформированности стиля "Импульсивность-рефлексивность у учащихся среднего специального учреждения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление связей между гендерными особенностями и когнитивным стилем.
Предмет исследования: гендерные особенности индивидуального стиля «импульсивность-рефлексивность» учащихся средне специального учреждения.
Объектом исследования являются индивидуальный стиль «импульсивность-рефлексивность» у учащихся средне специального учреждения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования……………………. 5
1.1. Определение понятия «гендер» в психологии……………….. -
1.2. Психологическая характеристика когнитивного стиля «импульсивность-рефлексивность»…………………………... 9
1.3. Психологические особенности юношеского возраста………. 15
Глава 2. Экспериментальное исследование когнитивного стиля
«импульсивность-рефлексивность»………………………………………. 23
2.1 Методы и организация эксперимента…………………………. -
2.2 Результаты обследования и их обсуждение……………………24
Заключение …………………………………………………………………. 28
Список литературы ………………………………………………………… 30

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО “Бийский педагогический государственный университет

имени В.М.Шукшина”

 

Факультет психологии

 

Кафедра теоретической и прикладной психологии

 

 

 

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СТИЛЯ

«ИМПУЛЬСИВНОСТЬ-РЕФЛЕКСИВНОСТЬ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

 

Курсовая работа

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка 2 курса гр. 543

Косова Н.А.

 

Научный руководитель:

зав.кафедрой ТиПП

канд.психолог. наук, доцент

Гусева Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Бийск – 2006г.

Оглавление:

Введение …………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования……………………. 5

    1. Определение понятия «гендер» в психологии……………….. -
    2. Психологическая характеристика когнитивного стиля «импульсивность-рефлексивность»…………………………... 9
    3. Психологические особенности юношеского возраста………. 15

Глава 2. Экспериментальное исследование когнитивного стиля

«импульсивность-рефлексивность»………………………………………. 23

    1. Методы и организация эксперимента…………………………. -
    2. Результаты обследования и их обсуждение……………………24

Заключение …………………………………………………………………. 28

Список литературы ………………………………………………………… 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение в психологии мужчины  женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом. Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психическими различиями, в последнее время часто входит в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде претерпевает значительные изменения.

Выделение индивидуальных различий в способах организации и структурирования окружающей действительности первоначально было определено как понятие «стиля изучения реальности». Позже понятие «стиль» в психологии стало использоваться как объяснения единства различных проявлений индивидуальности человека.

Выделяют множество познавательных или когнитивных стилей: дифференциальность-интегральность; аналитичность-синтетичность; полизависимость-полинезависимость и другие.

В рамках данной работы будет рассматриваться такой стилевой параметр как импульсивность-рефлексивность, введенный Дж. Коганом при изучении индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности в ситуации принятия решения в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив. Таким образом, речь идет об индивидуальных различиях в процессах выдвижения и формирования гипотез.

Импульсивные люди склонны быстро реагировать на проблемную ситуацию, при этом гипотезы выдвигаются без достаточного принятия во внимание степени их правдоподобия, решение принимается без тщательного обдумывания. Напротив, для рефлексивных испытуемых характерен замедленный темп реагирования в подобной ситуации, решение принимается на основе тщательного предварительного анализа характеристик альтернативных стимулов, гипотезы уточняются с учетом степени их правдоподобия.

Цель исследования: выявление связей между гендерными особенностями и когнитивным стилем.

Предмет исследования: гендерные особенности индивидуального стиля «импульсивность-рефлексивность» учащихся средне специального учреждения.

Объектом исследования являются индивидуальный стиль «импульсивность-рефлексивность» у учащихся средне специального учреждения.

Гипотеза: предполагаем, что существует взаимосвязь между сформированностью полюсов когнитивного стиля «импульсивность-рефлексивность» и гендерными особенностями учащихся.

Задачи исследования:

  1. анализ теоретического материала по теме исследования;
  2. диагностика сформированности когнитивного стиля «импульсивность-рефлексивность»;
  3. выявление взаимосвязи между когнитивным стилем и гендерными особенностями у учащихся средне специального учреждения;
  4. сравнение полученных данных у учащихся старших классов средней образовательной школы и учащимися средне специального учреждения.

Методы исследования:

1. Тестирование (тест Дж. Когана  – «сравнение сходных изображений»).

Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть использованы для составления учебных программ с учетом гендерных особенностей учащихся и возможно раздельного обучения

Экспериментальная база: в качестве испытуемых выступали учащиеся 1 курса ПУ №4 и 10-11 классы школы №39 (60 человек).

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 2-х глав,

 заключения, списка литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования

 

1.1. Определение понятия «гендер»

 

Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Пол - это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности  людей  (в  основном  -  в  репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или  женщины.  Его следует употреблять только в отношении характеристик  и  поведения,  которое вытекает  непосредственно  из  биологических  различий  между  мужчинами и женщинами. Гендер -  это  сложный  социокультурный  конструкт:  различия  в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках  между  мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом [4].

В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и  мужчинами,  не только характеризующая их межличностное общение и  взаимодействие  в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества  (а также и определяемая -  или  конструируемая ими). Гендер, таким образом, трактуется как одно из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. Гендер (gender)  1. (Общее значение) - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое  значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного [22].

Антропологи, например Маргарет Мид [15], психологи и социологи подчеркивали, что гендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным. Его значение, интерпретация и выражение изменяются и внутри, и между культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы - класс, возраст, раса и этнос - тоже образуют особое значение, выражение и опыт гендера, выделяя тот факт, что его нельзя уравнивать каким-либо упрощенным способом с полом или сексуальностью.

Гендер (gender) — социальный пол. В английский язык разграничиваются понятия социального пола («gender») и биологического («sex»). Терминологически понятие гендера оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно гендерных исследований [24].

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки "мужеподобная женщина" или "мужик, а ведет себя как баба" весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы - в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом [25]. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина". Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ [3]. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования.

Гендер — культурная маска пола, то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений. Более того, пол и есть только гендер, т.е. то, что стало полом в процессе его социализации. Не пол принадлежит человеку, а человек полу, а он определен властью и языком. В современном обществе все труднее провести границу между биологической предопределенностью пола и его социальным моделированием. «Сегодня нет ничего менее надежного, чем пол. Принцип неопределенности распространяется на половые отношения, как и на отношения, политические и экономические» [9].

При всем многообразии подходов и позиций в отношении определения гендер имеет смысл выделить две концепции: теорию социальной конструкции гендера и теорию гендерной системы.

           В  логике первого подхода называют  три группы характеристик: биологический  пол, полоролевые стереотипы, распространенные  в том или ином обществе, и  т. н. «гендерный дисплей» — многообразие проявлений,  связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия. Понятие «гендерный дисплей» введено И.Гоффманом [23] и выражает множество проявлений культурных составляющих пола. В соответствии с данным подходом гендер предстает как измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре. Понятие «гендерная система» включает разнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами. Гендерная система есть совокупность отношений между полами (и внутри полов) [21]. Поскольку гендерная система предполагает гендерное измерение публичной и приватной сферы, соотносит систему гендерной иерархии с другими социальными иерархиями и системами доминирования, то в анализе такого  рода большая роль отводится изучению роли социальных институтов, реализующих гендерные технологии.

Из этого следует, что гендер – одна из базовых характеристик личности обуславливающих психологическое и социальное развитие личности [19]. Являющиеся своеобразной системой, продуцирующей различия и вписывающей эти различия в отношения власти и подчинения. Власть базируется на разветвленной системе различий, половые различия оказываются в этой системе генетически первичными. Именно на этой линии различения хорошо видно, как власть и общество в целом моделируют гендерное противостояние, превращая т. н. «несоциальные» различия в «социальные», пол/секс в пол/гендер. Таким образом, конструкция гендера есть одновременно продукт и процесс представления, как о других, так и о самом себе.

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Психологическая характеристика когнитивного стиля «импульсивность-рефлексивность»

Проблематика развивалась первоначально в рамках зарубежной когнитивной психологии. Понятие «когнитивный стиль», используемый этим направлением психологический исследований, обозначало с одной стороны межиндивидуальные различия в процессах на учения и переработки информации, а с другой – типы людей в зависимости от особенностей их когнитивной организации. К когнитивным стилям относили разнообразные индивидуальные характеристики мышления: особенности отельных познавательных процессов, сформированность отдельных мыслительных операций (анализа и синтеза), динамические характеристики умственных способностей (импульсивность - рефлексивность), доминирование определенных сенсорных систем, профиль умственных способностей и др. [5].

Информация о работе Гендерные особенности сформированности стиля "Импульсивность-рефлексивность у учащихся среднего специального учреждения"