Гендерные особенности воли младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности. Отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы. Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д.Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.).

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2011 год ..docx

— 103.82 Кб (Скачать файл)

Введение

Прогрессивная психология и  педагогика давно доказали, что волевые  свойства являются одними из главных в структуре личности. Отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы. Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д.Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.). Позднее исследованием волевых процессов в школьном возрасте, в связи с другими проблемами, занимались такие психологи, как А.Г. Ковалев, И.В. Страхов, В.А. Крутецкий, Ш.Н. Чхартишвили, В.Н. Колбановский, Н.Ф. Добрынин, В.С. Филатов, А.Я., Арет и др. Выяснены многие вопросы формирования воли учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли школьников.

И, естественно, исследования в области воли школьника в  нашей стране ведутся и в настоящее  время. Психология призвана отвечать на конкретные запросы школы, а перед  школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся. Однако большая часть исследований волевой регуляции и волевых особенностей детей различного возраста, в том числе младших школьников, была выполнена без учёта гендерного аспекта этой проблемы. При этом в современной психологии подчеркивается важность гендерного подхода в изучении любых психических явлений. Изучением гендерных различий занимались такие психологи, как Г.Цукерман, Э. Маккоби, К. Жаклин, С. Кросс, Л. Мэдсон и многие другие. В рамках гендерного подхода получены важные факты, касающиеся телесных, интеллектуальных, личностных различий между мужчинами и женщинами. Применительно к младшему школьному возрасту показаны различия между мальчиками и девочками физического развития, математических способностей, эмоциональной сферы, мотивации, самооценки.

Однако проблема гендерных  различий волевой регуляции, волевых  качеств остаётся в психологии малоисследованной. В частности, очень немногочисленны  данные о гендерных различиях  воли в младшем школьном возрасте. А между тем то, насколько сформирована была воля в младшем школьном возрасте, очень важно не только для самого ребенка, будущего взрослого, но и для  общества, в котором он живет. Ведь люди с достаточно развитыми волевыми качествами способны преодолевать значительные затруднения на пути к цели, могут  сдерживать свои чувства, когда это  необходимо, очень четко осознают цель и активно к ней стремятся, предлагают для решения проблемы много разных решений, т.е. эти люди сильны, выдержанны, целеустремленны, инициативны, решительны. Такие люди способны не только к более успешной, нежели у других, деятельности в  индивидуальном плане, деятельности на благо себя, но и деятельности на благо общества.

Нас данная проблема заинтересовала потому, что мы, видя всю важность формирования воли у детей, не могли не заметить, что не все стороны этого формирования освещены в научной литературе полно. Так, гендерный подход, который повсеместно признан важным и учитывается при изучении все более широкого спектра научных вопросов психологии, здесь изучен не полностью. А между тем гендерные различия в формировании воли  существуют,  и  мы считаем, что их учет при построении учебно – воспитательного процесса немаловажен.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью данных о гендерных особенностей воли детей младшего школьного возраста, имеющих значение для дифференцированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Это определило выбор темы нашего исследования, постановку целей и задач.

Цель: изучить гендерные особенности воли младших школьников.

Объект: воля у младших школьников.

Предмет: гендерные особенности воли у младших школьников.

Задачи:

  1. Рассмотреть гендерные особенности воли у младших школьников в научной психолого – педагогической литературе.
  2. Исследовать гендерные особенности воли младших школьников.
  3. Разработать рекомендации по развитию воли у младших школьников с учетом гендерной принадлежности.

Гипотеза:  Существуют особенности воли у детей младшего школьного возраста в зависимости от гендерной принадлежности. А именно: уровень силы воли мальчиков выше, чем уровень силы воли девочек;  уровень произвольной регуляции  деятельности девочек выше, чем уровень произвольной регуляции мальчиков; уровень произвольности речевого общения девочек выше, чем уровень произвольной регуляции мальчиков.

Структура курсовой работы: Данная курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, приложение и список литературы.  В первой главе нами был произведен обзор подходов к понятию воли младших школьников в целом, а также подходов к понятию воли младших школьников  с учетом гендерной принадлежности в частности. Вторая глава курсовой работы содержит сравнительное эмпирическое исследование,  в котором были выявлены гендерные особенности воли младших школьников, а также рекомендации по формированию воли с учетом гендернго подхода.

 

 

 

 

 

Глава 1

    1. Подходы к изучению воли у младших школьников в научной литературе

Основной целью нашей  работы является изучение гендерных  особенностей воли младших школьников. Однако прежде  чем приступить к  этой работе, мы считаем целесообразным   рассмотреть как понятие воли, волевого действия в целом, так и волю младших школьников в частности. Это необходимо для того, чтобы представлять о каком психическом явлении идет речь.

Данное понятие в традиционной психологии либо рассматривалось как  самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость  поведения от объективных причин, либо отрицалось вовсе путем сведения ее к другим психическим процессам. В советской психологии утверждалась объективная детерминированность  волевых действий, подчиненность  волевых процессов собственным специфическим закономерностям [19].  Выяснены многие вопросы формирования воли учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли школьников. И, естественно, исследования в области воли школьника в нашей стране ведутся и в настоящее время. Психология призвана отвечать на конкретные запросы школы, а перед школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся.

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными  действиями, которые могут быть разделены  на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие  произвольных действий состоит в  том, что они осуществляются под  контролем сознания и требуют  со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно  поставленной цели. Нередко принимая какое-то решение и понимая необходимость  действовать, человек не спешит выполнять  его. Почему так происходит? Когда люди, обладающие равными знаниями умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачей или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией - эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля – одно из главных понятий, используемых в психологии для объяснения поведения человека, особенно его высших форм. Это понятие употребляют в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть отличие поведения человека от поведения животных. Такая традиция идет с древнейших времен, и в плане давности его использование понятие «воля» не уступит такому понятию, как темперамент [8].

 Итак, по определению А.Г. Маклакова, воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [15]. Главной функцией  воли можно назвать сознательную регуляцию активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможении нервной системы. В соответствии с этим выделяют две другие функции воли – активизирующую и тормозящую. Воля участвует в регуляции практически всех психических функций: ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Развитие соответствующих познавательных процессов, их превращение из низших в высшие означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Когда действие направляется на определенную цель, оно в своем  ходе регулируется в соответствии с  этой целью. Сознательный человек, приступая  к действию, отдает себе отчет о  последствиях, которые повлечет за собой осуществление стоящей  перед ним цели, а также о  мотивах, которые его к этому  действию побуждают. В результате может  обнаружиться расхождение между  желанной целью и нежелательными последствиями или трудностями, с которыми в силу объективных  внешних условий связана ее реализация. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, действие, совершающееся в условиях такого конфликта внутренне противоречивых тенденций,- это волевое действие [22].

 Произвольные или волевые  действия развиваются на основе  непроизвольных движений и действий. Однако в противоположность непроизвольным  действиям сознательные действия  направлены на достижение поставленной  цели.  Волевое действие может  реализоваться  в более простых  и более сложных формах. В простом  волевом акте побуждение к  действию почти непосредственно  переходит в действие, не предваряемое  сколько-нибудь сложным и длительным  сознательным процессом. Достижение  цели происходит посредством  привычных действий, которые производятся  почти автоматически, как только  дан импульс. Для сложного волевого  акта характерно то, что между  импульсом и действием вклинивается  опосредующий действие сложный  сознательный процесс. В сложном  волевом действии выделяют 4 основные  стадии, или фазы:

  1. Возникновение побуждения или предварительная постановка цели.
  2. Стадия обсуждения и борьба мотивов.
  3. Решение.
  4. Исполнение [22]. 

 

Волевые действия отличаются друг от друга  и уровнем сложности. К примеру, если человек, у которого болит рука, для того, чтобы утолить  жажду, встает, с трудом наливает воду, подносит стакан, пьет, проделывает  немалое над собой усилие. Это  сложный волевой акт, который  включает в себя ряд более простых. А  вот спортсмены, желающие занять призовые места на ближайшей Олимпиаде, вынуждены долго готовиться, ежедневно  тренироваться,  постоянно преодолевать усталость, травмы и т.п. Это более  сложный волевой акт, так как  все выше перечисленное – только подготовка. Главное они должны совершить  в ходе самих соревнований, там  от них потребуется еще большая  концентрация волевых усилий. Волевые  акты так сложны, потому что не всякая цель может быть нами сразу  достигнута. Зачастую без промежуточных усилий, действий не обойтись. Еще одним  важнейшим признаком волевого поведения  является его связь с преодолением препятствий, внутренних или внешних. Субъективными препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположного ему действия. Например, школьнику хочется прогуляться, но в это  же время ему нужно делать уроки. В качестве  внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и др. А внешними препятствиями могут выступить нехватка материала, инструментов, противодействие других людей. Однако из этого не следует, что всякое действие, направленное на преодоление препятствий, можно назвать волевым. Например, человек, убегающий от преследователя, может преодолеть очень сложные препятствия, но это не волевое действие. Оно вызвано, прежде всего, внешними причинами. Выведем из этого еще одно важное свойство волевых действий -  сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее.

Мы почти всегда  сознаем, что делаем, а вот ради чего -  объяснить зачастую не можем. Обычно это происходит на подъеме чувств, в состоянии эмоционального возбуждения. Человек делает что-то, а потом  раскаивается в том, что сделал, ему  становится стыдно за свой поступок. Такие  действия называют импульсивными. Чтоб удержать себя от таких необдуманных, аффективных вспышек, человеку также  необходима воля. В том – ее тормозящая функция. Вне сомнения, воля связана  с мыслительной деятельностью и  эмоциями. С помощью мыслительных операций мы выбираем себе цель и средства для ее достижения. Также они нужны  нам, чтоб по ходу выполнения задания  корректировать свои действия в зависимости  от условий, соотносить их с целью. Мышление делает волевые действия сознательными. Связь воли и чувств выражается в  том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы, вызывающие у нас определенные чувства. То, что для нас является безразличным, не вызывает никаких  эмоций, не выступает в качестве цели действия. Но эти самые чувства  могут быть и препятствием, нам  что- то неприятно, но нам надо это  сделать. Для этого нужно преодолеть себя, приложить усилие. 

Поскольку в основных теориях  воля понимается не как изначально данная человеку способность, а, по крайней мере, как способность развивающаяся, то необходимо также поставить вопросы о критериях ее выявления или степени развития и об условиях, требующих проявления воли. В.А.Иванников выделяет четыре типа таких критериев. Воля проявляется в волевых действиях; в выборе мотивов и целей; в регуляции внутренних состояний человека, его действий и различных психических процессов; в волевых качествах личности [9].

 На личностном уровне  воля проявляется в таких свойствах  личности, как энергичность, настойчивость  и выдержка. Их можно рассматривать  как базисные, или первичные качества  личности. Наряду с ними существуют  вторичные, или высшие, волевые  качества, к которым можно отнести  сознательность, ответственность и  целеустремленность человека. Волевого  человека отличают решительность,  смелость, самообладание и уверенность  в себе. Такие качества личности  в онтогенезе обычно формируются  и развиваются позднее, чем  названная выше группа первичных  волевых качеств личности. В жизни  человека волевые качества проявляются  вместе с его характером, поэтому  их можно рассматривать не  только как волевые, но также и как характерологические [14].  Существует еще одна группа волевых качеств личности, связанная с моралью и ценностными ориентациями человека, это, например, принципиальность, честность и ответственность. Такие волевые качества в основном проявляются в отношениях человека к другим людям. К этой же группе качеств можно отнести те волевые качества, которые проявляются в труде, в том числе настойчивость, деловитость, инициативность и другие.

Информация о работе Гендерные особенности воли младших школьников