Гендерные различия в переживании профессионального стресса у сотрудников МВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: теоретическое и экспериментальное исследование гендерных различий в переживании профессионального стресса сотрудников органов внутренних дел.

Задачи исследования:
Изучение и анализ соответствующей теме психологической литературы;
Раскрытие базовых понятий исследуемой темы, таких как стресс, профессиональный стресс, дистресс, эустресс, синдром выгорания и др.
Проведение аналитического и эмпирического исследования по выявлению гендерных особенностей переживание стресса у сотрудников МВД;
Обобщить результаты исследования, представить необходимые выводы.

Содержание работы

Введение …...…………………………………………………………………..….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………..………………………………..…...6
1.1 Понятие «стресс»и основные теоретические подходы к его изучению ……………………………………………………………………...…6
1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье …………………………………………………………………….…13
1.3 Деятельность сотрудников МВД, как источник профессионального стресса………………………………………………..….20
1.4 Гендерные аспекты переживания стресса…………………….….24
Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ………………………………………………………………...31
2.1 Организация и методы исследования………………………….....31
2.2 Анализ результатов и их интерпретация.....……………………...33
Заключение……………………………………………………………………....47
Список используемой литературы……………..................................................50
Приложения………………………………………………………………….…..53

Файлы: 1 файл

курсач 2013.doc

— 839.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  
учреждение высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования


Кафедра психологии

 

 

 

 

Гендерные различия в переживании профессионального  стресса у сотрудников МВД.

 

Курсовая работа

по специальности 030301 – Психология

по дисциплине «Психология труда »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент

__________Н. А. Сырникова

«      » ___________    2013 г.

 

 

Выполнил:

студент группы № 0561

__________ Р.А.Русаков

«       » ___________   2013 г.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …...…………………………………………………………………..….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………..………………………………..…...6

1.1 Понятие «стресс»и основные теоретические подходы к его изучению  ……………………………………………………………………...…6

1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье …………………………………………………………………….…13

1.3 Деятельность сотрудников МВД, как источник профессионального стресса………………………………………………..….20

1.4 Гендерные аспекты переживания стресса…………………….….24

Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ………………………………………………………………...31

2.1 Организация и методы исследования………………………….....31

2.2  Анализ результатов и их интерпретация.....……………………...33

Заключение……………………………………………………………………....47

Список используемой литературы……………..................................................50

Приложения………………………………………………………………….…..53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Профессиональный стресс характеризуется не только негативным влиянием на эффективность труда, но и сказывается на всей жизни человека, изменяя как его психическое, так и соматическое состояние, приводя к утрате здоровья, психологическим проблемам и различного рода личностным трансформациям.

Причинами профессионального  стресса являются факторы, непосредственно связанные с работой, ее места, времени, условий. Иными словами, эти причины связаны с конкретной профессией, как видом деятельности. Особенно эта тема актуальна там, где людям приходится работать в жёстких экстремальных условиях - принимать участие в боевых действиях или условиях приближённых к боевым. Высокие требования к профессиональной подготовленности каждого сотрудника органов внутренних дел определяются сложностью задач и функций, стоящих перед ними. Деятельность сотрудников милиции взаимообразно оказывает на них влияние, как на субъектов этой деятельности, развивая их знания, навыки, умения и способности, формируя определенные характерологические качества. В то же время, она способствует и различного рода деформациям личности.

Условия, в которых  живут и действуют сотрудники органов внутренних дел с полным правом можно назвать экстремальными, стимулирующими развитие стресса, поскольку  эта служба связана с многочисленными  факторами и угрозами, в том  числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Различные нервно-психические перегрузки усугубляются нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности и вынужденным отказом от отдыха. Всё это закономерно приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, фрустрированности, появлению различного рода невротических реакций и психосоматических функциональных расстройств.

Тема профессионального  стресса поднималась на заседании  Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации в июне 2010 года. В протоколе заседания, в частности, отмечается «о необходимости создания действенной психолого-психиатрической помощи сотрудникам милиции, находящимся в экстремальных условиях, или пережившим сверхсильный стресс. Действующая в настоящее время в системе МВД подобная служба, рассчитана в большей степени лишь на экспертизу и отбор при приеме на работу, а также на экспертизу после какого-то кратковременного стресса в госпиталях, где даже нет специализированного психиатрического отделения» [46]. Указывается также и о том, что более 70% сотрудников, прошедших горячие точки и не только,  страдают различного рода невротическими расстройствами. Такой человек перестает адекватно реагировать на окружающую действительность, у него появляется сильное раздражение, повышенная утомляемость, он не может справиться с профессиональными нагрузками, что выражается в нарушенной форме общепринятого поведения. В дальнейшем развивается так называемый постстрессовый синдром, который постепенно изменяет личностные качества. В целом, такой процесс приводит к так называемому эмоциональному выгоранию, которое, в своём худшем варианте развития, влечёт за собой ряд необратимых психосоматических изменений.

Особый интерес сегодня, с кадровой точки зрения (подбор и расстановка кадров), представляют гендерные аспекты профессионального стресса в системе МВД. Оптимальная расстановка кадров непосредственно сказывается на эффективности работы УМВД в целом, поэтому учёт гендерных различий, в данном случае, является аспектом актуальным.

Цель курсовой работы: теоретическое и экспериментальное  исследование гендерных различий в  переживании профессионального  стресса сотрудников органов  внутренних дел.

Объект исследования: сотрудники УМВД по Новгородской области.

Предмет исследования: стресс и его гендерные особенности  переживания у сотрудников внутренних дел.

Гипотеза: предполагается, что имеются содержательные гендерные  особенности переживания профессионального  стресса у сотрудников ОВД.

Задачи исследования:

    • Изучение и анализ соответствующей теме психологической литературы;
    • Раскрытие базовых понятий исследуемой темы, таких как стресс, профессиональный стресс, дистресс, эустресс, синдром выгорания и др.
    • Проведение аналитического и эмпирического исследования по выявлению гендерных особенностей переживание стресса у сотрудников МВД;
    • Обобщить результаты исследования, представить необходимые выводы.

Методология и методы исследования. В исследовании использованы методы теоретического анализа и синтеза, тестирования:

1. Методика С. БЕМ – определение гендерного психологического типа. Обоснование использования методик в программе исследования приводится ниже;

2. Авторская методика «Тест на профессиональный стресс» Ю.В.Щербатых;

3. Методика «Прогноз» - определение уровня нервно-психической устойчивости.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практической оперативной и кадровой работе с  сотрудниками УВД по Новгородской области, а также при разработке профилактических мероприятий по снижению уровня стресса у сотрудников управления.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Понятие «стресс»  и основные теоретические подходы  к его изучению

Термин «стресс»  используется в ряде дисциплин для обозначения  довольно широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные  экстремальные воздействия и  экстремальные ситуации. Изначально это понятие возникло в физиологии для обозначения «неспецифической реакции организма» в ответ на негативные воздействия среды – так называемый «общий адаптационный синдром» Г. Селье, который подчёркивал, что слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение довольно трудно, хотя оно прочно вошло в нашу обыденную речь [24,c.424].

«Стресс есть неспецифический  ответ организма на любое предъявление ему требования… Другими словами, кроме специфического эффекта, все  воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса» [23].

Исходя из концепции  «общего адаптационного синдрома»  Г. Селье определил физиологический  стресс как состояние, выраженное у  животного и человека под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т.п. По Г. Селье, «адаптационный синдром» имеет 3 стадии:

1. Стадия тревоги – возникает при первом появлении стрессора; сначала снижается уровень резистентности организма, затем мобилизуются резервы, включается механизм саморегуляции. Тревога утихает, активность нормализуется, поэтому большинство стрессов разрешается на этой стадии;

2. Стадия резистентности – наступает в случае продолжительного воздействия стрессора. Адаптационные резервы расходуются в соответствии с напряжением функциональных систем;

3. Стадия истощения – отражает нарушение деятельности механизмов регуляции и борьбы организма с чрезмерно длительным воздействием стрессора.

В дальнейшем, понятие  «стресс» стало использоваться для описания состояний человека, находящегося в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом и психологическом уровнях.

Будучи бихевиористом, Г.Селье, рассматривал стресс в качестве однонаправленной связи организма  и среды (стимул – реакция организма). В отличии от него американский психолог Р. Лазарус трактовал стресс как регуляционные, или двунаправленные, отношения: среда воздействует на индивида, а индивид в свою очередь влияет на среду.

Для объяснения стресса  была разработана модель динамических процессов, ядром которой являются различные типы когнитивных оценок, эмоции и процессы активного преодоления стрессора. Иными словами, Р.Лазарус поставил проблему различий в природе физиологического и психологического стресса и предложил рассматривать стресс в рамках взаимодействия человека со средой.

По его мнению, стресс физиологической природы представляет собой непосредственную реакцию  организма, сопровождающуюся выраженными  физиологическими сдвигами на воздействие  различных внешних и  внутренних стимулов физико-химической природы. При этом, величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего фактора. Особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. То есть, развитие  психологического стресса возможно без материального присутствия его источника - благодаря способности человека предвосхищать события угрожающей направленности, а характер и интенсивность стрессовой ситуации в основном определяются степенью расхождения между требованиями, которые предъявляет конкретная деятельность к личности и тем потенциалом, которым обладает человек. [23]

В механизме образования  стрессовой ситуации Р.Лазарус  выделяя  две личностные особенности:

    • представления личности о мире и о себе, а также способностью брать на себя обязательства;
    • представления личности о своих способностях влиять на последствия.

Аналогичные воззрения  о стрессе высказывал и В.Э.Мильман, трактуя стресс, как функцию двух факторов: степени потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения. [21]

Такой, субъективистский подход в исследовании стресса, трактовался  как интеракционная проблема. Так, Н.Эндлер, рассуждая о стрессе, отмечал  в нем специфический способ взаимодействия субъекта с самим собой и с окружающей средой.

Сторонники объективистского направления рассматривают стресс как порождение внешней ситуации. Так, Л.М.Аболин, отождествляет эмоциональную  ситуацию со стрессором, то есть стресс воспринимается как реакция на какие-либо воздействия, или как сами эти воздействия. [1]

Однако, этот подход не учитывает  того, что внешние напряженные  условия являются лишь потенциально стрессогенными и не всегда приводят к развитию стресса.

Обобщая сказанное, мы можем  говорить о следующих трёх основных значениях понятия стресс, которые используются в современной психологии [6,c.3]:

-это любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение (стрессор, стресс-фактор);

-это субъективная реакция, отражающая внутреннее состояние напряжения и возбуждения (эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке – копинг-стратегии);

-это физическая реакция организма на предъявляемое требование или вредное воздействие; значимой функцией этой реакции является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению человеком этих состояний.

В научной психологии до настоящего времени единой концепции  стресса не выработано, поэтому существуют противоречия и сложности в определениях и категориях. Однако, различные определения стресса во многом дублируются и пересекаются со сферами изучения таких понятий, как «личность», «способности», «адаптация», «дезадаптация» и пр.

Подавляющее количество существующих в этой области концепций реализуют классическую парадигмальную установку - исследуют и трактуют это явление в категориях адаптации-дезадаптации. В последнее же время наметилась тенденция к интегративным системным подходам.

Примерами моделей стресса  являются:

1.Когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов;

Информация о работе Гендерные различия в переживании профессионального стресса у сотрудников МВД