Гендерный анализ ценностных ориентаций старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить гендерные отличия ценностных ориентаций девушек и юношей.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) выявить ценностные ориентации учащихся старших классов;
3) провести сравнительный анализ ценностных ориентаций юношей и девушек.

Содержание работы

Глава 1: Теоретические и методологические основы ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от гендерной принадлежности.
1.1 Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации»
1.2 Проблема формирования ценностных ориентаций
1.3 Особенности личности старшеклассника
1.4 Содержание понятий «пол» и «гендер» в психолого-педагогической литературе
1.5 Гендерные различия и социализация
1.6 Стереотипы и ограничения, накладываемые традиционными гендерными ролями
Глава 2: Эмпирическое исследование
2.1 Описание методик
2.2 Описание полученных результатов
Заключение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ..doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

Гендерный анализ ценностных ориентаций старшеклассников

 

Глава 1: Теоретические  и методологические основы ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от гендерной  принадлежности.

1.1  Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации»

1.2       Проблема формирования ценностных ориентаций

1.3        Особенности личности  старшеклассника

1.4  Содержание понятий  «пол» и «гендер» в психолого-педагогической  литературе

1.5  Гендерные различия  и социализация

1.6 Стереотипы и ограничения,  накладываемые традиционными гендерными ролями

Глава 2: Эмпирическое исследование

2.1 Описание методик

2.2 Описание полученных  результатов

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие личности и формирование мировоззрения - очень  сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим вектор мировоззренческой направленность личности. Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека.

Проблема ценностей  и ценностных ориентации занимает существенное место в философских (М. Вебер, П.П. Гайденко, Н.О. Лосский и др.) и  социально-психологических (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др.) трудах. Она привлекает внимание философов, психологов, социологов, педагогов и является актуальным и значимым для определения духовного развития будущих поколений. В современной психологической и философской литературе проблема ценностных ориентаций личности рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Это исследования О.И. Шкаратан, Л.С. Бляхман, А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, М.И. Бобневой, О.И. Зотовой, И.М. Поповой, В.С. Бакирова, А.П. Вардомацкого, В.А. Василенко, Е.А. Васиной, Н.А. Волковой, Е.И. Головахи, Я. Гудечека, Б.С. Круглова, Н.И. Непомнящей, Н.В. Рогавы, Ю.Р. Саарнийта, В.Д. Сайко, Л.А. Сулеймановой, А.А. Табунса и других авторов.

Психологический аспект проблемы состоит в изучении вопроса «Существует ли взаимосвязь между ценностными ориентациями и гендерными характеристиками  личности?» В кризисные периоды состояния общества несовершеннолетние оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно не подготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.

Глубокий кризис, охвативший наше общество, так или иначе коснулся жизни всех поколений. Но совершенно по-особому происходящие в обществе изменения влияют на тех., кто еще только стоит на пороге взрослой жизни. Как это влияет на решение возрастных задач развития теми, кому сейчас 16-17 лет? При этом необходим учет половой принадлежности испытуемых, исходя из различия поло-ролевых функций мужчин и женщин.

Особенно это  актуально для современной общественно-политической ситуации. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений, увеличением числа других антиобщественных действий особо настораживает складывающаяся тенденция изменения ценностных ориентаций людей, вытеснения традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, физической силы, снижение общественно политической активности, утверждение социальной апатии, появление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм.

В связи с  этим остро встает проблема изучения ценностных ориентаций юношей и девушек.

Актуальность  темы определяет цель, задачи, предмет  и объект исследования.

Цель исследования – изучить гендерные отличия  ценностных ориентаций девушек и  юношей.

Объект исследования –  ценностные ориентаций старшеклассников.

Предмет исследования – гендерные особенности ценностных ориентаций юношей и девушек.

Гипотеза исследования – предполагается, что у юношей и девушек ценностные ориентации  имеют ряд сходств и различий. Предполагаем, что юношам присущи такие ценностные ориентации как: материально обеспеченная жизнь, общественное признание, свобода и уверенность  в себе. А девушкам присущи такие ценностные ориентации как: красота собственная и окружающего мира, безопасность, мудрость. Также наше предположение состоит в том, что юноши и девушки обладают сходными ценностными ориентациями, к которым можно отнести: здоровье, интересная работа, активная деятельная жизнь, наличие хороших верных друзей, любовь.

 

Задачи исследования:

1) провести теоретический  анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования;

2) выявить ценностные  ориентации учащихся старших  классов; 

3) провести сравнительный  анализ ценностных ориентаций  юношей и девушек.

 

Методологические основы исследования: теоретические и методологические положения отечественной и зарубежной психологии и педагогики. В современной психологической и философской литературе проблема ценностных ориентаций личности рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Это исследования Д.А.Леонтьева, А.Маслоу , М.Рокича, Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусь А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова,  Е.И. Головахи. Исследованием ценностных ориентаций у учащихся старших классов занимались многие ученые: А.Н. Леонтьев, М. Рокич, И.С. Кон, А.С. Шаров и другие.

Методы исследования :

1.Теоретические: теоретический анализ научной и психолого – педагогической литературы, обобщение.

2. Эмпирические: тестирование.

3.Математические: Метод статистической обработки данных. (Метод ранговой корреляции Спирмена), табличное представление результатов эмпирического исследования.

Методики – 1.Методика  М. Рокича «Особенности ценностных ориентаций»

2. Тест «Определение  жизненных ценностей личности (Must–тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)»

3. Вопросник  Сандры Бэм по изучению маскулинности-фемининности

 

Практическая  значимость заключается в том, что  полученный в результате исследования опыт можно использовать в образовательной  практике с целью оптимизации  деятельности, направленной на развитие личностной направленности и ценностей у юношей и девушек. Данные исследования могут быть использованы педагогами и психологами с целью развития и гармонизации внутренних условий самоактуализации личности юношей и девушек, для разработки программ тренингов и групп личностного роста по повышению уровня самоактуализации с учетом гендерных и возрастных особенностей. Кроме этого, знание основных ценностных ориентаций современных юношей и девушек позволит педагогам проводить более целенаправленную и дифференцированную работу по формированию активной жизненной позиции учащихся.

 

1.1 Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации».

Такие понятие как  «ценности», «ценностные ориентации»  неразрывно  связаны с таким  важным понятием как воспитанием. А рассматривая вопрос  воспитания нельзя не затронуть такое понятие как «личность».

Слово личность («реrsonaliti») в английском языке происходит от латинского «реrsonа». Первоначально  это слово обозначало маски, которые  надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в социологии и психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области.

Рассмотрим примеры  данного определения у зарубежных ученых: Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Оллпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле - внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. В понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. А Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта[29].

Как отмечает Хьелл Л. и Зиглер Д. большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

* В большинстве определений  подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В  личности представлены такие  особые качества, благодаря которым  данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

* В большинстве определений  личность предстает в виде  некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность -- абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

* В большинстве определений  подчеркивается важность рассмотрения  личности в соотношении с жизненной  историей индивидуума или перспективами  развития. Личность характеризуется  в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

* В большинстве определений  личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.[35]

Также проанализируем как некоторые отечественные ученые трактовали понятие личность:

Р.С. Немов под «личностью» понимает понятие, обозначающее совокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность .

В.А. Петровский говорил, что быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром.[26]

В.С. Мухина личность определяла так: Личность – это человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества.[20]

Таким образом , можно сказать, что несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Но из всего вышеизложенного можно отметить, что личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

В социальных, психологических  и педагогических исследованиях часто используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентаций.

Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствуют. Часто они употребляются как равнозначные. При изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов можно употреблять как понятие ценностная ориентация, так и понятие ценность.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных  личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности – это прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения. Рассмотрим определение «ценностные ориентации» с позиций отечественных авторов:

Немов Р.С. под ценностными  ориентациями понимает то, что человек  особенно ценит в жизни, чему он придает  особый, положительный жизненный смысл .

Е.С. Волков определял  ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности .

Ю.М. Жуков  пишет, что понятие ценности применяется при характеристике отношения человека к миру, взятого не столько с интеллектуальной, сколько с аффективной стороны в широком смысле этого слова. Ценность как бы распределена между человеком и окружающими миром, она существует только в их отношении. Ценности личности являются конкретизацией ценностей общества. Под конкретизацией понимается менее абстрактная форма существования ценностных отношений [8].

А. В. Битуева предлагает определение, отражающее внеситуативность и обобщенность ценностных ориентаций. Ценностные ориентации – широкая  система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как предпочтительное отношение к отдельным предметам и явлениям, так и к их совокупности, т. е. выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей . [4]

Информация о работе Гендерный анализ ценностных ориентаций старшеклассников