Генетическая психофизиология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:47, практическая работа

Описание работы

Психогене́тика (греч. psychе — душа и греч. genesis — происхождение)— наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики. В западной литературе чаще применяется термин «генетика поведения».

Содержание работы

- Введение
1. Понятие психогенетики
2. Понятие генетической психофизиологии
3. Психогенетика индивидуального развития («онтогенетика»)

4. Возрастные аспекты генетической психофизиологии
5. Вывод

Файлы: 1 файл

Генетическая психофизиология.docx

— 28.50 Кб (Скачать файл)

Днепропетровская филия высшего учебного заведения «Открытый международный университет развития человека «Украина»

 

Индекс группы У – Б1Пс 09/13

                                                                                               Ф.И.О. студента   Меюс Алина Сергеевна

                                                                                              Факультет          Психология 

 

Практическая работа

 

по предмету       «Генетика»___

на тему    «Генетическая психофизиология»__________

Ф.И.О преподавателя   __Галаган __________

                            Татьяна Васильевна______

 

 

 

 

 

г. Дн – вск

2013 г.

 

 

Содержание:

 

  - Введение    

 

  1. Понятие психогенетики
  2. Понятие генетической психофизиологии

 

  1. Психогенетика индивидуального развития («онтогенетика»)

 

 

  1. Возрастные аспекты генетической психофизиологии

 

  1. Вывод

 

 

Введение

 

Генетическая психофизиология — новая область исследований, сложившаяся на стыке психогенетики и дифференциальной психофизиологии.

 

Психогене́тика (греч. psychе — душа и греч. genesis — происхождение)— наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики. В западной литературе чаще применяется термин «генетика поведения».

 

Психогенетикой изучаются в первую очередь те психические и психофизические свойства человека, которые могут быть достоверно оценены и изучены. В частности, предметом исследования часто становится наследуемость и изменчивость:

 

 

 

  • девиантных форм поведения;
  • психических болезней;
  • типов темперамента;
  • типов мозговых ритмов;

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие психогенетики

 

Психогенетика — наука, находящаяся на пересечении генетики и психологии (точнее — дифференциальной психологии),предметом исследования которой является соотношение наследственных и средовых детерминант в межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических признаков.

Психогенетика — пограничная с генетикой область психологии, использующая данные генетики и метод генеалогический. Предмет психогенетики — взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (функций когнитивных и двигательных, темперамента), происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании. Психогенетика применяет методы современной генетики.

Основными методами психогенетики являются:

  • Метод близнецов

 

Он является одним из наиболее информативных. Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение.

 

  • Генеалогический метод — исследование сходства между родственниками в разных поколениях.

 

Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников  по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников. Возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить  сходство родословных. Этот метод применим главным образом в медицинской  генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам  может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.

 

  • Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях.

 

Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, то есть представительной, позволяющей  судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии.

Анализ наследуемости  нормальных психологических признаков  — данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.

 

  • Метод приемных детей — сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой.

 

Методы  предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого  метода. Наиболее информативные способы  математического анализа требуют  одновременного использования по крайней мере двух первых методов.

  1. Понятие генетической психофизиологии

 

 

Психофизиология (psychophysiology) П. - это наука, изучающая умственные или эмоциональные процессы в том виде, в каком они обнаруживают себя в непроизвольных физиолог. реакциях, к-рые можно наблюдать у неповрежденного организма.

 

 

 

Психофизиологическая  индивидуальность формируется под  отчетливым генетическим контролем. Однако даже на этом — обычно считающимся первичным и достаточно ригидным, — уровне включение одного и того же признака в разные функциональные системы может менять соотношение генетической и средовой компонент общей дисперсии. Иначе говоря, психофизиологический признак — тоже «признак-событие».

 

 

 

 

 

 

  1. Психогенетика индивидуального развития («онтогенетика»)

 

Онтогенетика - раздел генетики, изучающий генетические основы индивидуального развития организма, роль генотипа в общей системе онтогенеза.

Относительно новая область  психогенетики. Основные представления об индивидуальном развитии: линейная и нелинейная модели; «атомистическая» и «организменная» гипотезы, соотношение биологического созревания и пси­хического развития. Нормативное развитие как реализация видоспецифичес-кой генетической программы и индивидуальные траектории развития как результат взаимодействия данного генотипа с данной средой.

 Основные направления  психогенетических исследований  развития: а) возрастная динамика  соотношения генетической и средовой  компонент в вариативности одного  и того же фенотипа; б) роль  генотипа и среды в переходе  с этапа на этап (проблема генетической  преемственности этапов); в) детерминанты  индивидуальных траекторий развития. Амплификационная модель Р. Пломина; увеличение генетической доли в дисперсии оценок интеллекта, начиная с пубертатного возраста. Исследование индивидуальных траекторий развития Р. Вильсона. Гипотеза А.Р. Лурия о снижении генетических влияний при переходе от «натуральных» форм психологических функций к высшим, социально опосредованным.

 

Возрастная  динамика генотип-средовых соотношений как основа для возрастной периодизации и для выделения сензитивных периодов развития.

Роль наследственности в  манифестации некоторых форм дизонтогенеза. Рассматриваются только те варианты его, которые не предполагают снижения общего интеллектуального уровня и, следовательно, не препятствуют, например, обучению в массовой школе.

  1. Возрастные аспекты генетической психофизиологии

 

При анализе роли генотипа в формировании биоэлектрической активности мозга отмечалось, что в целом  ряде случаев в исследованиях  принимали участие близнецы разного  возраста, причем возрастной разброс  иногда оказывался весьма значительным. На первых поpax возрастным различиям не придавалось особого значения. Априори 1 подразумевалось, что «генетическое» значит стабильное, неизменяющееся, поэтому возраст не является переменной, которую надо учитывать при оценке генетической детерминации психофизиологических признаков.

 

В настоящее время эта позиция  уступила место другой: поскольку генетическая программа развития реализуется непрерывно, постольку признак, изменяясь в ходе развития, испытывает на себе влияния генотипа и среды, соотношения которых могут существенно меняться при переходе с одной стадии развития на другую. Такая логика хорошо согласуется с существующими в настоящее время представлениями о возрастной динамике созревания ЭЭГ и ВП. Основные тенденции в формировании электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и вызванных потенциалов (ВП)

 

 

 

 

Возрастные изменения  ЭЭГ и ВП:

 

Возрастные  изменения биоэлектрической активности мозга охватывают значительный период онтогенеза от рождения до юношеского возраста.

 

На основании многих наблюдений выделены признаки, по которым можно  судить о зрелости биоэлектрической активности головного мозга.

 

В их число входят:

    • особенности частотно-амплитудного спектра ЭЭГ;
    • наличие устойчивой ритмической активности;
    • средняя частота доминирующих волн;
    • особенности ЭЭГ в разных областях мозга;
    • особенности генерализованной и локальной вызванной активности мозга;
    • особенности пространственно-временной организации биопотенциалов мозга.

 

 

  1. Вывод

 

Психофизиология является одной  из составляющих психогенетики, которая изучает умственные и эмоциональные процессы человека. Даёт понять, как «работает» его организм, реагируя на раздражители вокруг. Как сменяются его эмоции и по какой причине, а так же – как на это всё «смотрит» мозг.

 

Психогенетика имеет другое, полностью характеризующее её название – генетика поведения.

 

Психогенетикой изучаются в первую очередь те психические и психофизические свойства человека, которые могут быть достоверно оценены и изучены.

 

Так же в психогенетике существует еще один раздел, который мы немного рассматрели – это онтогенетика.

Онтогенетика является одним из новых разделов и изучает генетические основы индивидуального развития организма.

 

Делая заключения по теме, можно отметить, что генетическая психофизиология, которая входит в состав психогенетики, изучает и делает оценку умственным и эмоциональным способностям человека, реакции неповрежденного организма, а так же сопоставления одних результатов наблюдения с другими.

 

Делает специальную статистическую обработку для того, чтобы видеть полную картину различия результатов  у разных людей.

 

Существуют так  же отрасли психофизиологии, такие  как:

 

  • Психофизиология когнитивных процессов
  • Психофизиология аффективных процессов
  • Психофизиология движений
  • Психофизиология ощущений
  • Психофизиология восприятия
  • Психофизиология функциональных состояний
  • Социальная психофизиология
  • Дифференциальная психофизиология
  • Возрастная психофизиология
  • Векторная психофизиология
  • Прикладная психофизиология
  • и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  • Учебное издание: Инна Владимировна Равич-Щербо; Татьяна Михайловна Марютина; Елена Леонидовна Григоренко
  • Википедия
  • Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. — М.:, 2004. — 400 с.
  • Данилова Н. Н. Психофизиология. — М.:, 2004. — 368 с.
  • Близнецы: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
  • Генотип. Среда. Развитие: монография. Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О. В., Пьянкова С. Д., Черткова Ю. Д. — М.:ОГИ, 2004.
  • Методы психогенетики: учеб. пособие для вузов. Панкратова А. А. — М.: Солитон, 2006.
  • Особенности учебной деятельности близнецов: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
  • Психогенетика. Учебник для вузов. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. - Спб.: Питер, 2008, т.1. 406 с., т.2. 336 с.
  • Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1
  • Психогенетика. Учебник. И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000. - 447 с.
  • Психогенетика: теория, методология, эксперимент. Малых С. Б. — М.:Эпидавр, 2004. — 414 с.
  • Психологические очерки о близнецах. Семенов В. В., Кочубей Б. И., Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. — М.: Вопросы психологии, 2003

Информация о работе Генетическая психофизиология